Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В эпоху Средневековья

Методологические проблемы науки и техники

Антропологические идеи средневековой философии

 

Согласно христианским догматам человек сотворен по образу и подобию Бога. В этом качестве он выходит за пределы природного мира, возвышается над ним. Человек - венец божественного творения. Деятельность человека основана на свободе воли. Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором человека.

В христианстве человек предстает не в двух измерениях (душа и тело), а в трех - дух, душа и тело, где дух есть причастность божественному посредством веры, открытость Богу. Дух не принадлежит человеку, он даруется Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа же является началом индивидуальности, составляя человеческое "Я". Суть душевной работы состоит в постоянном свободном выборе между добром и злом. В христианской иерархии душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности души, низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет высшее низшему, таким образом прокладывая злу дорогу в мир. Зло исходит не от Бога, не от природы и даже не от тела, а то неправильного выбора, сделанного человеком, от злоупотребления им свободной волей. Поэтому средневековый аскетизм имеет своей целью не отказ от плоти как таковой, а укрощение с целью подчинения высшему - духовному началу.

Христианские мыслители в лице Августина признают, что по-настоящему проблема всех проблем, не космос, а человек: "не мир загадка, но мы сами". Глубины души человека, обращенного к Богу, скрыты даже от него самого. "Я не осознаю всего, что я есть". В человеке есть нечто более глубокое, чем он сам, и этот остаток в мышлении есть тайна Бога. Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не столько с внешним - природным или социальным, сколько с Богом, порождает в человеке чувство собственного "Я", которого не знала дохристианская культура. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной, которая отныне становится более достоверной и значимой, чем любая другая внешняя реальность.

 

На протяжении всего долгого периода средневековья развитие во всех областях жизни происходило под влиянием христианства. К концу высокого средневековья это развитие достигло такого уровня, что уже порывалось выйти за пределы, предписанные Церковью. Необычайный социально-экономический рост создавал основу для такой культурной динамики. Особое значение имели технические нововведения в области сельского хозяйства и ремесел - в первую очередь использование новых источников энергии (ветряная мельница, водяное колесо, лошадиный хомут и т.д.). Эти изобретения позволяли осваивать окружающую среду с необычной дотоле энергией и сноровкой. Технические открытия показали всю ценность человеческого разума, подчиняющего себе природные силы. Одновременно претерпело фундаментальное изменение католической Церкви к светской учености. В XIV веке окончательно восторжествовала радикальная форма теории "двух истин", выдвинутая Уильямом Оккамом, согласно которой, между верой и разумом нет и не может быть ничего общего, а поэтому они полностью независимы и не должны контролировать друг от друга. Ранее, в XII веке понятию естества или природы придается устойчивый характер, она сакрализируется как время и пространство.

На фоне интеллектуальных трансформаций и экономических потребностей зарождается экспериментальное направление в познании мира. Развитие естественнонаучного знания способствует утверждению роли экспериментального подтверждения истины взамен авторитетному мнению. Примером переходного состояния от паранауки к науке в современном смысле слова может служить алхимия – одна из ведущих отраслей средневекового знания. Будучи неистовыми экспериментаторами, алхимики видели выход к новому знанию только через откровения в ходе мистерий (которые рассматривались как особые состояния сознания). В этом случае научное открытие являлось результатом, увиденным в мистическом озарении. Несмотря на такую идеологию научного поиска, в эпоху средневековья в Европе были изобретены часы, налажено производство бумаги, появилось зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Теоретические диспуты на базе трудов Аристотеля способствовали зарождению нового интеллектуального духа – более восприимчивого и скептического, готового к переменам. В частности такие искания благоприятствовали более эмпирическому, механистическому и «количественному» взгляду на природу. Опытным путем была установлена неверность некоторых выдвинутых Аристотелем принципов, логических доказательств, весь корпус его трудов был подвергнут тщательной проверке. Английские монахи-францисканцы Роберт Гроссет, Роджер Бэкон, Уильям Оккам проводили научные эксперименты в области алхимии, оптики, астрономии, активно используя математические принципы, восходившие к платонической традиции. Уже в XIV веке Николай Орем, парижский епископ и ученый, защищал теоретическую возможность вращения земли (хотя сам лично такую возможность отвергал). Его аргументы позднее были использованы Коперником и Галилеем. Учитель Орема Жан Буридан развил теорию толкающей силы, приложив ее к небесным и земным явлениям, что открыло прямую дорогу механике Галилея и Первому закону Ньютона. Идеи и открытия средневековья с одной стороны стали кульминацией интеллектуального развития этого длительного периода, а с другой, очертили горизонты и направление развития новоевропейской культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полемика реализма и номинализма | Основные черты Ренессанса и гуманизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.