Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты Ренессанса и гуманизма




Философия Возрождения

Библиографический список

1. Августин А. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. М.: Ренес­санс, 1991. 488 с.

2. Августин А. О бессмертии души / А. Августин. М.: АСТ, 2004. 511 с.

3. Антология философии средних веков и эпоха Возрождения: учеб. пособие / сост., авт. предисл. С.В. Переверзев. М.: ОЛМА-пресс, 2001. 447 с.

4. Боргош Ю. Фома Аквинский / пер. с польского; под ред. М. Гуренко; 2-е изд. М: Мысль, 1975. 183 с.

5. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский / Б.Э. Быховский. М.: Мысль, 1979. 182 с.

6. Виндельбанд В. История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи Возрождения / В. Виндельбанд; под ред. проф. А.И. Введенского. - Издание общества вспоможения окончив­ших курс наук на специальных высших женских курсах. - 1908.

7. Вольнов В. Приглашение в философию. Христианство / В. Вольнов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 142 с.

8. Дунаев А.Г. Сочинения древних христианских апологетов / сост., общ. ред., пер. с древнегреч., коммент. А.Г. Дунаева и др. СПб.: Благовест, Алетейя, 1999. 945 с.

9. История средневековой философии: хрестоматия: в 2 ч. / сост. Г.Я. Миненков. Ч.1: Патристика. М., 2002. 503 с.

10. Ле Грофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр., общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: Прогресс-Академия, 1992. 376 с.

11. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. 590 с.

12. Критика философской апологии религии / Б.А. Лобовик, Н.А. Лисовенко, А.Н. Колодный и др.; отв. ред. Б.А. Лобовик. Киев: Наук. Думка, 1985. 278 с.

13. Курантов А.П. Уильям Оккам / А.П. Курантов, Н.И. Стяжкин. М.: Мысль, 1978. 190 с.

14. Нисский Г. Послание о жизни святой Макрины / Г. Нисский. М.: Греко-латин. Кааб. Ю.А. Шичалина, 2002. 127 с.

15. Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики / А.В. Ситников. СПб.: Алетейя, 2001. 239 с.

16. Татаркевич В. История философии: Античная и средневековая философия / В. Татаркевич; пер. с пол. В.Н. Кваскова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 481 с.

17. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков и др. М.: Высшая школа, 1994. 363 с.

18. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикло­педия, 1983, 840 с.

19. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики / ред. О.В. Мудрова. М.: Братство во Имя Всемилостивого Спасения, 1992. 192 с.

20. Хоружий С.С. О старом и новом: сборник / С.С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000. 475 с.

21. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой
философии: учеб. пособие для вузов. М.: 1991. 512 с.

 

 

Эпоха Возрождения в развитии европейской философии явилась своеобразным этапом, предшествующим "великим системам" ХVII столетия и европейскому Просвещению.

Колоссальные достижения европейской духовной культуры этого периода широко известны и давно стали предметом внимания, восхищения и изучения. Это понятно: культура Возрождения всесторонне и наиболее полно отразила прогресс человека. Отсюда огромный престиж этой эпохи, и самого слова "Возрождение" (Ренессанс), впервые употребленного для характеристики некоторых явлений ее духовной культуры (собственно, ее изобразительного искусства) примерно в середине ХVI века.

В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху Возрождения приходится на последние столетия средневекового феодализма, ее расцвет произошел в ХV - ХVI веках. Естественно, что развитие культуры и материальной и духовной невозможно заключать в какие-то точные хронологические рамки. То, что мы называем культурой Возрождения, в Италии началось уже в ХIV веке, а в ХV веке достигло расцвета. В ХVI веке культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским - прежде всего, западно-европейским явлением.

Культура эпохи Возрождения – это, прежде всего культура раннебуржуазного общества, зародившаяся в итальянских городах, а затем развивавшаяся в городах других европейских стран. Она противостояла здесь культуре феодального общества, которое постепенно уступало свои позиции. В центре наступавшей культуры стоял человек, рождавшийся в условиях формирующейся городской жизни. Нужно было найти такой тип культуры, который по своим идеалам приближался к новому человеку. Этот тип был найден в прошлом и потребовал гораздо большего внимания к различным творениям античной культуры, науки и философии, чем тот, которым располагало средневековое феодальное общество. Таким образом, "возрождение" означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья.

Престиж эпохи Возрождения, еще глубже выявляющий ее философский аспект связан с понятием "гуманизм". Примерно с XIX века гуманизм стал одним из наиболее распространенных терминов, применяемых для различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и явления, им обобщаемые, восходят опять к этой эпохе и впервые зафиксированы в документах конца ХV века. Причем итальянские гуманисты слово humanus (человечность) заимствовали у Цицерона (I в. до н.э.). Он в свое время стремился подчеркнуть, что понятие "человечность" как важнейший результат культуры, выработанный в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве. Уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода "возрождение человека".

Для мышления человека, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией являлся переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Этот процесс диалектический, противоречивый и сложный: ни в философии, ни в искусстве сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыслей. К творчеству многих представителей культуры можно отнести характеристику Данте Алигьери (1269-1321): "последний поэт средневековья и первый поэт новой эпохи".

Средневековая схоластика долгое время оставалась мировоззренческим антиподом гуманистической философии. Она, как известно, служила обоснованию религиозного мировоззрения и христианского богословия. Необходимо подчеркнуть, что выступая против схоластики, мыслители эпохи Возрождения склонны были к недооценке действительных достижений средневековой философии. Особенно это выразилось в пренебрежительном отношении к формальной логике.

Тем не менее, антисхоластическую направленность ренессанской философии не следует понимать так, что она полностью отвергала проблематику религиозно-христианской философии средневековья. Эта проблематика нередко заключала в себе устоявшиеся понятия, от которых не могла отказаться и новая философия, какой бы ради­кальной она ни была. Например, от понятия бога, от которого, как увидим, была неотделима первостепенная гносеологическая проблема познаваемости и непознаваемости мира.

Однако, несмотря на определенную общность проблематики философии Возрождения с религиозной философией в целом, отличия от нее стали главной характерной чертой философии. Ее связь с гуманистической культурой, со многими направлениями античной философии, с развивающимся научным знанием воплотилась во взглядах выдающихся философов.

В последние десятилетия нашего века появились труды, в которых рассматриваются те или иные стороны ближневосточного или дальневосточного (особенно китайского) Возрождения и связанного с ним гуманизма. Немало пишут об арабском, иранском, армянском, грузинском Возрождении. Само по себе это явление философской мысли закономерно и понятно, так как оно отражает углубленное представление о развитии культуры различных народов в эпоху средневековья. Но сколь бы ни были интересными и содержательными различные "возрождения" в эпоху средневековья в странах Запада или Востока, ни одно из них не может сравниваться по своей глубине, многогранности и историческому значению с той эпохой развития общества и присущей ему ренессанской культуры, которое, начавшись в Италии в ХIV в., стало в последующие века общеевропейским явлением. Это связано с социально-экономическими и историческими процессами, которые стали характерными для рассматриваемой эпохи.

Северная и Средняя Италия достигла весьма интенсивной городской жизни по сравнению с другими странами Западной Европы уже в ХII-ХIII вв. Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Болонья и другие итальянские города-республики, развивая ремесленную и торговую экономику и совершенствуя государственность, преодолевали сопротивление феодалов (нобилей) своей округи, нередко заставляя их переселяться в города и покупали их земли. Жизнь итальянских городов-республик отличалась большой социальной активностью и резко контрастировала с феодально-деревенской спячкой подавляющего большинства других стран Европы (и даже юга Италии). В этих городах процветала торговля, банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры, возникла раннекапиталистическая экономика.

Богатство социальной жизни, бурлившей в итальянских городах, находило свое отражение и в разнообразии их политических форм. Республиканское правление различных оттенков сменилось так называемыми синьориями с теми или иными монархическими оттенками. Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих, состояла в сильно выросшем запросе на умственный труд, и это выразилось в большом росте числа людей свободных профессий. В европейское средневековье они входили в корпорации, объединявшие их по профессиям, "цехам", будь то преподаватели университетов, врачи или художники. Деятельность корпораций строго регламентировалась, причем огромную роль в этом играла церковь. Представители умственного труда, не связанные с церковью, в условиях средневековья - явление очень редкое.

Усложнение и дифференциация производственной и культурной деятельности в Италии (затем в других европейских странах), распад корпоративно-цеховых связей в городах, и усиление в них роли индивидуального начала вместе с ростом числа людей, профессией которых становился умственный труд, во многом предопределили то, что эта активная социальная прослойка далеко не всегда зависела от церкви и находилась на ее службе. Появление людей, которых в последствии стали именовать гуманистами, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху, по мнению В.В.Соколова, светской интеллигенции /5, с.12/.

Распад корпоративного строя и повышение в этих условиях роли индивидуальной деятельности закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже - сыновья ремесленников и крестьян, в соответствии со своими склонностями, становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами.

Как уже отмечалось, философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. В философии средневековья человек рассматривался в связи с проблемой грехопадения, искупления и спасения человека; мир был создан для человека, и человек являлся высшим творением бога на земле; но человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, в своем отношении к греху и вечному спасению, недостижимому собственными силами. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека, прежде всего, в его земном предназначении. Человек, его отношения с природой и богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения исследователи, в частности, А.Х.Горфункель /1, с.1/, выделяют три характерных периода: гуманистический или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины ХIV века до середины ХV в., второй - с середины ХV в. до первой трети ХVI в., третий - вторую половину ХVI и начало ХVII в. Деление это в известном смысле условно и носит не столько хронологический, сколько типологический характер, имеются в виду лишь главенствующие тенденции философской мысли каждого хронологического периода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.