![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские взгляды Макиавелли
Способность к деятельности, направляемой трезвым умом, воля, опирающаяся на него, в особенности воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, определяется Макиавелли как вирту, т.е. доблесть. Полноценная реализация вирту - дело крайне трудное, недоступное подавляющему большинству людей. Как правило, говорит автор "Рассуждений", люди, не будучи в состоянии быть ни всецело хорошими, ни полностью дурными, "избирают некие средние пути являющимися самыми губительными" /2, с.423/. От такого образа действий принципиально отличается деятельность выдающихся лиц, оставляющих значительный след в истории. Таковы, например, указывает автор "Государя" (гл. VI), Моисей, Кир, Ромул, Тезей и им подобные исторические деятели, проявившие максимальную доблесть в достижении больших целей. Но не следует полагать, что их успех был предопределен только особенностями их личности. Наличие последней определяется и тем, насколько она проникает в потребности своего времени. Поэтому благополучны - даже только подражая великим людям лишь те, продолжает он, (гл. ХХV) "чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени" /2, с. 374/. Понятие "вирту" стало одним из главных выражений, по словам исследователей новой гуманистической моральности, которое хотя и связано у Макиавелли с абстракцией человеческой природы, но тем не менее представляет человека необходимым элементом общества, социальности. Более того, природа человека выступает у него стержнем, объединяющим человеческую историю - от древности до тогдашней современности. Еще одна идея неразрывно связана с социально-философской доктриной Макиавелли. Важнейшее ее положение оправдывало любое насилие во имя государственного блага. Широко известны слова автора "Государя" (гл. ХVII о том, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла" /2, с. 352/. "Такой правитель должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Необходимо принимать во внимание, что Макиавелли суть государства видел в "общем благе", воплощающем общенациональные интересы. В этом контексте "народ" для него совпадал не только с зажиточными горожанами, но и с более широкой человеческой массой. Автор "Рассуждений" даже утверждал, что она мудрее и постояннее реального главы государства. Отсюда справедливость убеждения, что глас народа - глас божий. Государь, политик вообще, должен проявлять гибкость, постоянно учитывая изменчивость времени. Он бывает вынужден прибегать и к любой жестокости, но ни в коем случае она не может оставаться некой самоцелью, а должна соответствовать государственному интересу. Автор "Государя" указывает, например, в этой связи (гл. ХIII), что "жестокость жестокости рознь", что в ее применении прав тот государь, который в целях безопасности государства совершает ее один раз и по возможности больше к ней не возвращается /2, с. 327/. Очень печально, если жестокость разрастается в ходе правления. В "Рассуждениях" также подчеркнуто, что насилие призвано исправлять, а не разрушать. Враждебность доктрины Макиавелли феодально-религиозной идеологии хорошо поняла папская курия, которая в 1539 году внесла его сочинения в "Индекс запрещенных книг". Имя Макиавелли -одно из самых ненавистных для религиозных кругов уже в этом, а затем и в последующих веках. В зарубежной историографии укрепилось убеждение в огромной роли Макиавелли в возникновении политической философии нового времени. Для каждой эпохи характерно тесное взаимодействие философии с духовной культурой в различных ее формах. Особенность же культуры гуманизма определялась тем, что она, как ни одна из ее предшественниц, выявляла многогранность человека, "человеческой природы". Важной особенностью философской мысли эпохи Возрождения стало формирование различных тенденций в развитии философской мысли, обусловленных сложностью социально-политической структуры эпохи (гуманистической или антропологической, неоплатонической, натурфилософской). Но, несмотря на наличие разных направлений, в итальянском гуманизме сложилось единое ядро, определившее сущность новой идеологии. Это прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в созидании и творчестве. Яркой чертой нового мировоззрения был культ разума и знания. Не вера, а разум, выступает в гуманистической этике нового времени главной силой, направляющей поступки и деятельность людей: мысль и творчество неразделимы. Вся ренессансная философия вела к оправданию мира и человека, преодолевая средневековый дуализм мира и бога. Человек обретал на земле свое собственное царство, где и должна раскрываться вся его мощь творца.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |