КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы социальной философии XVIII века
Философы XVIII века ставят перед собой задачу, важность которой трудно переоценить - разобраться в содержании общественных форм и отношений. Они обращаются, прежде всего, к объективно существующим социальным формам и учреждениям, в значительной степени противопоставившим себя индивиду, например, собственности, государству, другим политическим и юридическим организациям. Мыслители XVIII века обращаются к более общей, но не менее значительной проблеме: к выявлению специфики взаимодействия людей в обществе, основанном на частной собственности. Таков реальный подход к социально-философской проблематике Локка, и позднее, Руссо. Вопросы специфики социальных отношений были сформулированы просветителями следующим образом: каковы отличительные особенности "гражданского состояния", гражданского общества, как это общество возникает и благодаря чему человек становится его членом? В работах философов-просветителей термин "гражданское общество" является синонимом развитого общества - упорядоченного и довольно сложного социального целого, управляемого на основе законов и правовых норм. Первым и главным признаком гражданского общества считается существование и всесторонняя охрана собственности. Понятие собственности неизменно присутствует при определении общества, государства, свободы. Собственность - это право и характеристика развитого человека, которые кажутся Локку и другим мыслителям Просвещения неотъемлемыми от индивида и равнозначными его жизнедеятельности и здоровью. Одной из характерных черт социально-философских поисков мыслителей XVIII века является разработка идей ''естественного права", не нового в истории философии, но получившего в этот период свое наивысшее социальное звучание. "Естественное право" обозначает совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и выступает в качестве неизменных принципов природы человека, его разума, которые должны быть выражены в действующих законах. У Локка человек переходит от "естественного состояния" к гражданскому. Но чем обусловлен этот переход? Индивид хочет беспрепятственно пользоваться своей собственностью, и даже тогда, когда природа была общим достоянием людей, человек обладал тем, что обязательно должно превратить его в частного собственника - способностью к труду. Отсюда и неравенство, полагает Локк, определяется различной мерой труда, большим или меньшим прилежанием человека. Другим важнейшим (наряду с частной собственностью) признаком гражданского общества философы Просвещения считают отчуждение своих прав и своей свободы в пользу правового порядка. Основываясь на принципах "естественного права" мыслители XVIII века анализируют вопросы происхождения государства - так появляется доктрина "общественного договора", объясняющая государственную власть соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Вот почему получает особый смысл и наполняется новым содержанием категория свободы, утверждается весьма существенная идея: сфера свободы есть область специфического человеческого действия, в отличие от природы - царства необходимости. Проблема свободы состоит в том, чтобы понять, как в человеческой деятельности специфически объединяются детерминированность и добровольность. Вопрос о свободе человека последовательно преображается в вопрос о зависимости индивида и индивидуального действия от общественных условий, т.е. в проблему взаимодействия индивида и общества. Для Локка "естественная свобода" отличается от "свободы в обществе". "Свобода человека в обществе, - подчеркивает он, - заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве..." /5, с.16/. Другими словами, свобода индивида уже поставлена в теснейшую зависимость от различных форм социально-политической организации, от правопорядка, т.е. от конкретных явлений социально-исторической действительности. И в этом начинает выявляться социальная обусловленность человеческой деятельности. Третий важнейший признак гражданского общества, на который обращают внимание просветители, определятся моралью и нравственными отношениями людей. Давний спор о том, является ли человек "по своей природе" добрым или злым предполагал постановку проблемы социальных свойств человеческой личности. Обобщающий вывод делает Гельвеций: "Ни один человек не рождается добрым. Ни один человек не рождается злым" /6, с.263/. Но если люди рождаются ''без идей, без характеров и безразличные к нравственному добру и злу" /6, с.271/, то что же определяет культурно-социальный и моральный климат в обществе? Пытаясь ответить на этот вопрос, мыслители XVIII века вводят в философию категорию "социальный интерес" (от лат. interest - имеет значение, важно), видя в нем реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными мотивами, помыслами, идеями участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Гельвеций, Гольбах, Дидро противопоставляют интересы людей божественному предопределению и случайным обстоятельствам исторического процесса. В интересах они усматривают основание нравственности, политики, общественного строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, - констатирует Гельвеций, - то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник…'' /6, с.34/. Нельзя не видеть, что в большинстве работ философов XVIII века, и в частности, Гельвеция, речь идет о "правильно понятом личном интересе", который предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности. или "частного интереса", с интересом общества, или "общественным интересом". Подобный "разумный эгоизм" вовсе не исключал стремление человека к "общему благу", "к общественному счастью". Таким образом, "эгоистическая" мораль французских материалистов XVIII века не только не была чужда общечеловеческим нравственным ценностям, а, напротив, предполагала гуманизацию межличностных отношений. Попытка дать научный анализ социальным проблемам, основываясь на названных принципах, по-разному преломляется в философских поисках просветителей. В этой связи особый интерес представляют творчество Ф.М.Вольтера (1694-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ш.-Л.Монтескье (1698-1755), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Франсуа Мари Вольтер принадлежит к крупнейшим деятелям французской и мировой культуры. Он явился зачинателем, "патриархом", и на протяжении более шестидесяти лет своей творческой деятельности оставался самым активным и влиятельным представителем Просвещения. В течение всей своей жизни Вольтер вел неустанную борьбу против таких социальных зол, как "искусство вырывать хлеб и одежду из рук тех, кто засевает поля и производит шерсть, искусство собирать все сокровища целой нации в сундуках пяти или шести сотен людей,... пылающие костры, отточенные кинжалы и заранее воздвигнутые эшафоты в качестве высших аргументов...", неизменна включая в этот мрачный список то, что обрекает людей на жесткие страдания, а также искусство "регулярно истреблять род человеческий при помощи войны..." /7, с.15/. Теоретической основой социальной философии Вольтера была такая модификация договорной теории, согласно которой в основе общества и государства лежало молчаливое соглашение, обязывающее верховную власть действовать на благо своих подданных и обеспечивать соблюдение их "естественных прав", важнейшими из которых считалась свобода, равенство перед законом и собственность на продукты своего труда. Неоспоримый урок истории, утверждал Вольтер, заключается в том, что "чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более сносна жизнь". Вольтер разрабатывает и пытается провести в жизнь концепцию "просвещенного правления", которое мыслится им как своего рода союз философов и государей, где первым предназначена законодательная власть, а вторым - исполнительная, причем в очень ограниченном плане: философы просвещают государей об принципах общественного устройства, а государи реализуют эти принципы, воплощая их в новых законах и повседневной практике управления государством. Философия Вольтера, в полном соответствии с просветительскими тенденциями, носила ярко выраженный антиклерикальный характер. В принудительном навязывании людям того или иного вероисповедания, Вольтер видел недопустимое ущемление их свободы, попирание одного из важнейших прав личности, сопровождающееся, как правило, проповедью непримиримой враждебности по отношению к инаковерующим. Все это Вольтер считал бесчеловечным и гибельным для общественного блага фанатизмом, который философы признаны разоблачить, а "просвещенные государи" - искоренять. Акцентируя внимание на социально-материальных предпосылках и условиях человеческого счастья, Вольтер определил их как сочетание экономического благосостояния, политической свободы, равенства граждан перед законом, правопорядка, справедливости, гуманности, разумности, высокой духовной культуры. Анализ социально-философских проблем Монтескье дает в большинстве своих работ, и прежде всего в "Персидских письмах" и "О духе законов". Монтескье считал, что законы, созданные людьми, должны соответствовать характеру политического строя, физическим свойствам страны (климату, почве, размерам территории), особенностям народа (численности, его обычаям, занятиям, религии и т.д.), а также и некоторым другим конкретным обстоятельствам /8, с.168/. Монтескье отмечает, что его интересуют отношения законов к различным предметам; при определении последовательности изучаемого материала он "должен был сообразоваться не столько с естественным порядком законов, сколько с естественным порядком этих отношений и предметов". Так обосновывались принципы "географического детерминизма", утверждающего идею объективного формирования общества и его учреждений под воздействием специфических природных условий. Особое место в философском наследии Монтескье занимает проблема происхождения государства. Придавая особое значение биологическим и географическим предпосылкам его возникновения, Монтескье считает, что в конечном счете государство - продукт человеческого разума. Люди поняли, осознали, что вне государства они не смогут нормально существовать и развиваться, и поэтому они предпочли государство естественному состоянию. Монтескье указывает на три основные формы государственной власти, которые, по его мнению, могут в той или иной мере выполнять необходимые социальные функции: республику, монархию и деспотию. Под республикой Монтескье понимает правление, в котором верховная власть полностью или частично находится в руках народа. Монархию он характеризует как власть одного человека, осуществляемую посредством законов. Что касается деспотии, то она определяется как государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы. Монтескье видит главный порок республики в том, что ею непосредственно руководят народные массы, действующие "по влечению страсти, а не по велению разума". Поэтому он предпочитал разумного монарха. Однако он признавал, что республика в ряде случаев не менее закономерна, чем монархия. Несмотря на свое сочувствие просвещенной монархии, Монтескье находит во всемирной истории доказательства известных преимуществ республиканского строя перед монархическим. Историю Древней Греции он рассматривает как историю постепенного освобождения ее народа от монархической власти. Только в республике, заключает Монтескье, древние греки обрели подлинную свободу и добились подъема хозяйства и культуры. Противник революционного свержения французской монархии, Монтескье не может не признать значение революционной борьбы в древнем мире. Он вынужден констатировать, что республиканский строй осуществлялся в древнем мире путем беспощадной борьбы со сторонниками монархии. Субъективно Монтескье не допускал этой борьбы для Франции и высказывался за компромисс с королевской властью, однако деятели французской буржуазной революции оценивали его выступления по-другому. Ссылаясь на труды Монтескье, они обосновывали историческую необходимость установления во Франции республиканского строя. Подобно Локку Монтескье развивает компромиссную теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, действующие изолированно друг от друга. Монтескье был убежден, что, если монарх будет управлять, не вмешиваясь в судебные функции, а законодательные органы будут только издавать законы, но не управлять страной, все основные сословия феодального общества будут удовлетворены, в частности буржуазия перестанет быть врагом аристократической знати. Одним из крупнейших представителей Просвещения, рассматривающим проблемы социальной философии, является Д.Дидро. Представления Дидро о человеке и обществе на первый взгляд ничем не отличаются от взглядов его современников, но выражают их в наиболее отчетливой форме. В статьях, помещенных в "Энциклопедии", человек определяется им как продукт природы, как существо, обладающее естественными потребностями, удовлетворение которых делает его счастливым; несчастьем же признается невозможность удовлетворения этих потребностей. Каждый индивид о самого рождения приобретает естественное право на счастье, осуществить которое он может только в обществе. По Дидро, и в естественном состоянии каждый человек вполне отчетливо различает добро и зло и стремиться вести себя в соответствии со своим пониманием этого, т.е. старается не делать другому того, чего не желает сам. Что представляет собой общественное состояние? Это - договор, сближающий, объединяющий и связывающий между собою множество до того изолированных существ. Человек, который изучит основательно природу естественного состояния и природу цивилизованного состояния, вскоре "должен будет убедиться, что первое есть по неизбежности состояние невинности и мира, а второе - состояние войны и преступления". В соответствии с теорией общественного договора Дидро рассматривает общество как некий гарант интересов индивида и определяет его как совокупность единичных воль и желаний. Объединяясь в коллектив, люди добровольно отказываются от части своих притязаний и тем самым свободно ограничивают себя во избежании взаимных столкновений. Третейским судьей, следящим за выполнением условий договора, является государь и другие управляющие лица. Отсюда становится понятным, что, чем более просвещенным относительно сущности человека и его потребностей будет монарх, тем более правильным окажется устройство государства и более счастливой - жизнь его подданных. В своей социально-политической программе Дидро явно уступал более революционно и демократически настроенному Руссо, и все же именно Дидро и его "Энциклопедии" Европа обязана развертыванием того мощного революционного духовного движения, которое стало известно под именем Просвещения. Главенствующая гуманистическая идея Руссо - проблема социального неравенства и его преодоления. Он искал пути перехода к разумно и справедливо устроенной общественной жизни, сформулировал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов. Это состояние является выражением противоречия в развитии общества. Прогресс науки, искусств, техники сопровождается упадком нравов. "У нас есть физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет граждан...". Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье и т.п., и политическое, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Руссо высказал глубокую мысль об исторической необходимости противоречий в общественном развитии. В истории все совершается сообразно естественному порядку: одно состояние в обществе сменяется другим, которому в свое время приходит на смену иное. Основной источник социального зла Руссо видел в общественном неравенстве. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Цивилизации, освящающей неравенство, Руссо противопоставил "невинность" первобытных людей. Первоначальное состояние жизни человечества, называемое естественным состоянием, характеризуется, по его мнению, тем, что все люди были равны, никто не находился в состоянии зависимости от другого. Да и какие узы могут связывать людей, которые ничем не владеют? Дальнейшее развитие в конце концов и привело к неравенству. Считая возникновение неравенства шагом вперед, Руссо одновременно видел в этом шаге и регресс. Изобретение орудий и переход к оседлому образу жизни обусловили постепенное сближение людей, сделали их нужными друг другу. Обработка металлов и земледелие вызвали великий переворот, превратив первобытные леса в обработанную землю, но они же привели к возникновению частной собственности и связанными с ней рабству и нищете. Собственность явилась основой гражданского общества и вместе с тем коренной причиной неравенства. "Первый, кто напал на мысль, огородив участок, земли, оказать: "Это мое", и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним; "Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому!" /9, с.68/. Драматическими последствиями возникновения частной собственности Руссо считал противоположность интересов людей, конкуренцию, стремление к обогащению одних за счет других. Возникшее гражданское общество стало театром самой ожесточенной войны. Разделение на богатых и бедных, появление права собственности Руссо полагал первой ступенью неравенства. Если развитие техники было предпосылкой появления частной собственности, то последняя предшествует становлению государства. В основе образования государства лежит, по мнению Руссо, соглашение. Пытаясь воспользоваться для достижения корыстных целей силой бедняков, богатые предложили заключить гражданский союз - образовать государственную власть, которая должна служить залогом мира и справедливости. Союз был заключен. А законы закрепили частную собственность, превратили узурпацию в нерушимое право и обрекли большинство людей на тяжелый труд и нищету. Государство, возникшее в результате появления общественного неравенства, в свою очередь обусловило дальнейшее углубление неравенства. Противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой противоположностью - между сильными и слабыми, господствующими и подвластными. Такова, по мнению Руссо, вторая ступень неравенства. Третьей ступенью явился переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе. Правители, которые первоначально были слугами государства, стали смотреть на себя как на собственников. Протесты угнетенных они объявляли "мятежным ропотом". Но эта третья и высшая ступень неравенства замыкала круг, как бы возвращалась к исходному пункту процесса: здесь люди снова становились равными, потому что перед деспотом каждый из них был ничем. Деспотизм, утверждает Руссо, может властвовать лишь до тех пор, пока на его стороне сила. Поэтому восстание, свергающее его, вполне правомерно: сила была опорой деспотизма, сила его и ниспровергнет. Начальное естественное равенство отрицалось на определенной исторической ступени общественным неравенством, а это последнее сменяется со временем в свою очередь отрицанием отрицания, т.е. установлением равенства, но уже на более высокой основе - общественного равенства. Такова точка зрения Руссо на исторический процесс. Руссо придал договорной теории революционный характер. Главное произведение "Об общественном договоре" - начинается словами: "Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах". Основная задача общественного договора состоит в отыскании такой формы ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей силой личности и собственность каждого члена и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного целого. Руссо с возмущением указывал на вопиющую неравномерность распределения богатств, говоря: "Какой честный человек решится пользоваться излишком, когда существуют люди, нуждающиеся в необходимом?" Но решительно борясь против феодальной и крупной частной собственности, против роскоши, Руссо в то же время стоял в принципе за частную собственность. Именно в частной собственности, основанной на личном труде, Руссо видел опору общественного порядка и связывал с ней возможность устранения деления общества на богатых и бедных /10, с.13/. Учение Руссо об общественном договоре служит обоснование его учения о демократии: власть в государстве должна принадлежать народу. Руссо различал три основные формы правления: демократическую, аристократическую и монархическую. При демократической форме правительственные функции возлагаются на весь народ или на его часть; при аристократической рамки правительства сужаются, ограничивая его небольшим числом лиц; наконец, при монархической все функции правления могут быть сосредоточены в руках одного человека. Мысль о характере развития истории привела Руссо к утверждению о необходимости замены состояния общественного неравенства новым состоянием равенства, однако отличным от того, который был исходным в этом движении. Это позволило ему сказать: строй, основанный на насилии и неравенстве, от насилия же и погибнет. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора, суть которого в том, что каждый отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. Им является государство, в котором народ обладает верховной властью суверенитетом. Идеи Просвещения получили выражение в философском наследии Англии, Германии, России, других странах. Принципы материализма, поднятые на новую ступень в XVIII веке, формируют проблемы взаимосвязи человека и общества, социальной философии как определенной целостности послужили материалом дальнейшего развития мировой философской мысли.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |