Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовные предпосылки возникновения

Социально-экономические условия и

Немецкая классическая философия

Библиографический список

1. Маркс К. Соч. /К. Маркс, Ф. Энгельс. T.1. 780 с.

2. Ламетри Ж.-О. де. Избранные сочинения / Ж.-О. де Ламетри. М.: Госиздат, 1935. 370 с.

3. Гольбах П.А. Избранные произведения: в 2 т./ П.А. Гольбах. М., 1963. T.1. 715 с.

4. Дидро Д. Избранные философские произведения / Д. Дидро. М., 870 с.

5. Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. / Д. Локк. М., 1960. Т.2. 532 с.

6. Гельвеций К.А. Соч.: в 2 т. / К.А. Гельвеций. М., 1974. Т.2. 730 с.

7. Вольтер Ф.М. Философские сочинения / Ф.М. Вольтер. М.; Наука, 1988. 851 с.

8. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения / Ш.-Л. Монтескье. М., 1955. 800 с.

9. Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. 703 с.

10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политическо­го права / Ж.-Ж. Руссо. М., 1958. 122 с.

11. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо / Т.Б. Длугач. М., 2006.

12. Шалютин Б.С. Закон, юридический закон, общественный договор / Б.С. Шалютин // Вопросы философии. № 11. 2006.

13. Вальденберг Д.Е. Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях / Д.Е. Вальденберг // Вопросы философии. № 1. 2006.

классической немецкой философии

 

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно короткий период истории - с 60-х родов XVIII в. до середины XIX столетия. Создана выдающимися мыслителями эпохи буржуазных революций в западно-европейских странах И.Кантом, И.Фихте, Ф.Шеллин­гом, Г.Гегелем, Л.Фейербахом. Эпоха, которую теоретически осмысливали немецкие классики, и философия которых, по выражению Гегеля, была ее самосознанием, характерна тем, что ранние буржуазные революции в Нидерландах и Англии ускорили капиталистическое развитие Европы. Еще в большей мере это относится к французской революции 1789-1794 гг., которая оказала огромное влияние на революционное движение против устоев феодализма в странах Западной Европы.

Последствиями названных социальных революций, а также промышленного переворота, начавшегося в Англии и перекинувшегося в другие страны, были: а) подрыв системы феодальных отношений в экономической и правовой сферах; б) уничтожение в ряде государств монархических режимов и политического господства феодалов; в) ускорение темпов экономического и научного прогресса; г) изменения в социальной структуре общества и в идеологии.

Однако, в большинстве европейских стран, где революционные преобразования только назревали, феодальные силы сохранили свою власть и не склонны были делить ее с новым классом - буржуазией. Поэтому неизбежна была борьба против феодальных устоев за революционные преобразования. Необходимость таких преобразований в Германии с особой силой показала революция во Франции.

Немецкая буржуазия, развивавшаяся преимущественно в торговле, ремесленном и мануфактурном производстве, была тесно связана с обслуживанием феодалов. Она выполняла заказы многочисленных дворов, аристократов, обслуживала военные гарнизоны. Положение крайней стесненности феодальными путами и одновременно сильной экономической, политической зависимости от высших сословий порождало двойственность интересов и действий немецкой буржуазии, а вместе с этим компромиссный характер ее идеологии. Динамичный характер эпохи буржуазных революций в Европе XVIII века, с одной стороны, и противоречивость экономического, социально-политического развития Германии, с другой, обусловили формирование и великих достоинств и слабых сторон классической философии, которая, по меткому замечанию К.Маркса, была "немецкой теорией французской революции" /13, с.88/. Связь философских учений Канта, Фихте, Шеллинга с великой французской революцией отмечал Гегель в "Лекциях по истории философии". Он характеризовал их как системы, в которых революция "выражена в форме мысли". Саму революцию Гегель называл "великолепным восходом солнца", "великой эпохой всемирной истории", ибо она (революция) "впервые принялась претворять в жизнь принципы Разума, господствовавшие в философии со времени Анаксагора" /5, с.414/. Сказанное Гегелем об учениях Канта, Фихте, Шеллинга в равной мере относится и к его философии.

К общепризнанным достоинствам классической немецкой философии относятся: во-первых, принципиально новая постановка и решение проблем гносеологии, во-вторых, глубокая разработка диалектической логики как теории развития, основные положения которой в обобщенной форме выразили исторический опыт радикальных преобразований европейского общества. Именно эпохальный социально-экономический переворот, революционная ломка общественных отношений в европейских странах послужили одной из главных предпосылок формирования в немецком идеализме диалектических воззрений на историю человечества, историю познания.

Ближайшими идейными предшественниками немецких классиков были крупнейшие мыслители эпохи раннего и позднего просвещения - Д.Локк, Д.Юм (Англия), Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро (Франция), Ж.Лессинг, И.Гердер (Германия) - а также выдающиеся философы ХУII века и рационалистического направления (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) и эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс). Восприняв богатое наследие предшественников, классики немецкой философии осуществили глубокий синтез не только ближайших к ним по времени учений, но и ценных достижений всей предшествующей философии, особенно античной диалектики.

Систематичной разработке диалектики, как теории познания в немецком идеализме способствовал прогресс естествознания, ряд выдающихся открытий которого во 2-й половине ХVIII - начале XIX в., показывал диалектический характер процессов и явлений природы.

Многие открытия, гипотезы и теории в естествознании конца ХVIII - начала XIX века свидетельствовали о том, что наука испытывала потребность в выработке диалектического подхода к изучению явлений природы и вносила свой вклад в решение этой великой назревшей задачи.

Таковы в общих чертах социально-экономические условия и духовные предпосылки формирования и развития классической немецкой философии, родоначальником которой стал Иммануил Кант (1724-1804 гг.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы социальной философии XVIII века | Гносеологические проблемы в философии И.Канта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.