Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.В. Плеханова и В.И. Ленина




Философские проблемы в творческом наследии

С середины 90-х годов XIX века начинается новый этап в развитии марксистской философии, связанный с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

Г.В. Плеханов (1856 – 1918) примкнул к марксизму тогда, когда многие произведения К.Маркса и Ф.Энгельса и видел одну из своих задач в популяризации изложения марксистской философии, выбрав для этого историко-философский аспект. Отсюда его внимание к европейскому материализму – важнейшими для марксизма Плеханов считал творческое наследие Б.Спинозы, французских материалистов XVIII века, Л.Фейербаха.

Плеханов формулирует самостоятельную философскую концепцию, нашедшую отражение в работах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «Письма без адреса». Плеханов полагает, что философия занимается решением тех же задач, что и наука, но при этом она или стремиться опередить науку или обобщает и подвергает дальнейшей логической обработке решения, найденные наукой. Другими словами, философия «ведет» за собой и естественные и общественные науки, выявляет их противоречия. Философия доходит до сущности вещей, изучает мир как целое. Составляющие части марксистской философии – диалектика как метод и универсальная теория развития – «душа» системы, философия природы и философия истории. Единственно сущее в мире – материя-субстанция, ее основным атрибутом выступает движение. Принцип «все течет, все меняется» - основной закон всего сущего – мир изменяется закономерно, поступательно. Главной проблемой гносеологии, считает Плеханов, является проблема воздействия объекта на субъект. В ее решении Плеханов отводит особую роль формам «живого созерцания» и явно недооценивает абстрактное мышление. Он отодвигает в сторону вопросы активности познающего субъекта и противопоставляет принципу отражения принцип «иероглифов».

Во взглядах на историческое развитие Плеханов – последователь Маркса. Не в природе человека, не в имманентных законах мирового духа видел он объяснение истории, а в развитии производительных сил, в степени власти человека над природой. Плеханов обращает особое внимание на формирование и развитие социально-политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии. Другими словами, идеи не являются простым следствием экономических отношений, а обладают относительной самостоятельностью, и в этом процессе Плеханов особое место отводит социальной психологии. Он конкретизировал и творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, доказывая, что «народ, вся нация должна быть героем истории».

Главные философские труды В.И. Ленина – «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) и «Философские тетради» (1914 – 1916). Их проблематика определяется во многом той научной и общественной ситуацией, которая сложилась в конце XIX века. Именно в это время в естествознании, особенно в физике, начинается грандиозная революция, связанная с рядом выдающихся открытий, которые показали, что законы механики не являются всеобщими и абсолютными, что вещество не обладает абсолютными и неизменными свойствами, что масса покоя не является всеобщей характеристикой материи, что атом проницаем и делим.

Возникла парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: революция в физике породила то, что стали называть «кризисом физики». Суть и причины этого кризиса не были правильно осмыслены самими физиками, которые делали как им казалось, единственно возможные и правильные выводы: если материя лишилась сколько-нибудь определенных физических характеристик, нужно отказаться от самого понятия материи. Отказ от материи логично вел и к отказу от материализма, к переходу на позиции идеализма.

Характеризуя подлинную ситуацию в физике Ленин писал: «Суть кризиса в современной физике состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» /3, с.272-273/. Особенно отчетливо это проявилось в философии эмпириокритицизма, или махизма.

С позицией махистов оказались в полном согласии и основные утверждения «физического идеализма». Под влиянием новейших открытий в естествознании, приведших к ломке привычных представлений о материи, «физический идеализм» сделал вывод: «Материя исчезла».

Ленин по этому поводу замечает: «Материя исчезает» - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи» /3, с.275/.

Ленин настаивал на том, что диалектический материализм не должен связывать понятие материи с какими-либо физическими ее характеристиками (наличие или отсутствие массы, делимость или неделимость и т.п.). Для философии важно одно свойство, присущее всем без исключения предметам и явлениям: свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» /3, с.275/. Выделив важнейшую гносеологическую характеристику материи, ее свойства «быть объективной реальностью», Ленин выявляет онтологические характеристики материи.

Прежде всего, он указывает на абсолютность материи, на отсутствие какой-либо иной объективной реальности, кроме внешнего, физически существующего мира. Абсолютность материи состоит в том, что она ни чем не обусловлена, сама себе причина, несотворима и неуничтожима, вечна. Далее – материя неисчерпаема, она вмещает в себя бесконечное разнообразие структурных образований, форм и видов, свойств и отношений. Во время, когда только что был открыт электрон, когда о его свойствах знали очень немногие, Ленин сформулировал смелую гипотезу: «Электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…» /3, с.277/.

Коренным свойством материи, способом ее существования является движение. Безусловным свойством объективной реальности является ее существование в пространстве и времени, пространственно-временные характеристики предметов являются объективными и всеобщими.

Наконец, Ленин выделяет и такое всеобщее свойство материи, как отражение – способность любых объектов и процессов при их взаимодействии образовывать и сохранять «отпечатки», следы этих взаимодействий.

Ленин отмечал, что могут как угодно изменяться наши представления о конкретных видах движения, о его конкретных характеристиках, но несомненным остается факт объективности движения как способа существования материи. Ощущение, мысль, научные представления отражают этот факт более или менее полно и всесторонне.

Аналогичным образом могут изменяться наши представления о конкретных характеристиках пространства и времени, может быть установлена их неоднородность, разномернсть и т.д., но несомненной остается их объективность как форм существования движущейся материи и зависимость их характеристик от процессов, происходящих в самой материи.

Большое внимание Ленин, особенно в «Философских тетрадях» уделяет проблемам материалистической диалектики. Он развивает марксистскую трактовку предмета диалектики, анализирует ее основные элементы, выделяет среди них «ядро диалектики», подвергает его всестороннему исследованию, вскрывает коренную противоположность двух концепций развития метафизической и диалектической. Материалистическая диалектика - теоретическая основа научного познания, способствующая его постоянному развитию, обогащению, позволяющая давать «правильное отражение вечного развития мира».

Разнообразные элементы диалектики Ленин рассматривает не как механическую совокупность, а целостную систему, важнейшим звеном или ядром которой является закон единства и борьбы противоположностей. Анализируя механизм действия «ядра диалектики», Ленин отмечает, что единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.

В решении гносеологических проблем Ленин исходит из следующей предпосылки: «В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным» /14, с.102/.

Тем не менее, познание как высшая форма отражения – это не прямое физическое копирование, а воспроизведение действительности в иной форме, в идеальных, мыслительных образах. Образ идеален в том смысле, что не содержит ни вещества отраженного объекта, ни вещества мозга. Это содержание «отпечатка», возникшего в мозгу в процессе отражения, содержание, мысленно выделенное; преобразованное и соотнесенное с реальной вещью.

Познание как высшая форма отражения, по Ленину, это сложный диалектически-противоречивый процесс духовного освоения действительности. «Отражение природы в мысли человека, - писал Ленин, - надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их» /14, с.177/. Познание как отражение есть внутренний активный процесс. Его активность проявляется в целесообразности познания, в избирательном отношении субъекта к окружающей действительности, субъективности, специфичности формы отражения. Главное же – активность познания проявляется в его неразрывной связи с практикой, в его способности обобщать вчерашнюю и предвидеть завтрашнюю практику, предвидеть развитие материальных процессов и тем самым способствовать эффективному управлению ими.

Принцип отражения положен в основу учения об истине: сам процесс познания есть переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, и как результат – к истине.

Особое значение, по Ленину, здесь имеют два вопроса: 1) существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?; 2) если да, то могут ли человеческие представления, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? Истина объективна не в том смысле, что она находится где-то вне субъекта, вне процесса познания. Она объективна по своему источнику, поскольку порождается не игрой нашего ума, а отражаемыми объектами. Истина объективна по своему содержанию: это знание о действительном положении вещей, а не наши иллюзии. Вследствие этого истина объективна и по своему значению: она служит не отдельным людям, а всем, кто может и хочет ее познать и правильно применить. Ответ на второй вопрос предполагает диалектику истины относительной и абсолютной прежде всего, потому, что познание есть процесс бесконечного приближения мысли к объекту. Следовательно, и истина есть процесс ее непрерывного углубления и уточнения. А если это так, то любое истинное знание может содержать некоторые элементы заблуждения, как и любое заблуждение, может включать в себя некоторые истинные представления. В каждый данный момент в человеческом знании содержатся как точные, неопровержимые, и в этом смысле абсолютно истинные элементы, так и приблизительные, неполные, и в этом смысле относительно истинные элементы. Под абсолютной истиной понимается адекватно точное и исчерпывающее знание о мире и его объектах. Абсолютная истина постижима, но она складывается из бесконечной суммы относительных истин. Каждая относительная истина содержит в себе частицу, зерно истины абсолютной. Синтез относительных истин, накопление содержащихся в них зерен абсолютного знания осуществляет познание абсолютной истины. В этой связи следует отметить конкретность истины: любое научное знание является истиной лишь по отношению к конкретно-историческим условиям, в которых возникают, существуют и развиваются изучаемые явления.

Маркс, Энгельс, Ленин придали философии новые черты и тем самым внесли значительный вклад в развитие онтологии, гносеологии, социальной философии и антропологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.