КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Децентрация
Деконструкция
Деконструкция – нигилистический по отношению к прежней «метафизике» способ мышления, основа первого этапа постмодернистского философствования. Деконструкция базируется на определенных приемах, отрицающих целостность какого-либо текста, его смысла. Например, беря какую-либо книгу, мы игнорируем ее общую направленность, выявляем подавленное маргинальное содержание и, опираясь на него, отрицаем центральную идею автора этой книги, заставляя говорить его зачастую прямо противоположное тому, что тот хотел сказать. Так Ж.-Ж. Руссо, символ, знаковая фигура критика цивилизации, сторонника естественности и борца за сохранение природы через деконструкцию «прочитывается» как ее враг и становится апологетом искусственного. Завершающим этапом деконструирования является «означивание» – вкладывание нового, часто противоположного смысла в текст или поступок Другого. Постмодернистский автор ведет себя как оса-наездница по отношению к животному, на котором она паразитирует, откладывая в него личинки, чтобы вывести свое потомство, или кукушонок, выросший и вскормленный в чужом гнезде – выбрасывает его подлинных хозяев. Таким образом, деконструкция – это деятельностная установка, принципом функционирования которой является не истина, а достижение поставленной цели (отрицание традиционного мира человеческого бытия).
От латинского слова centrum - средина, основание, пуп; частица «де» как и везде – отрицание данных понятий. Децентрация - центральный элемент деконструкции, является необходимым условием критики всей европейской духовной культуры, формируемой ею картины мира, особенно метафизики. Вся предшествующая постмодернизму философия признавала какой-либо центр, исходную сущность, субъекта как отправной пункт смысловой целостности, «опредмечивающейся» в объекте. Центрация являлась условием представления вещей как сложных систем, она предполагала системно-структурную методологию и вообще любую сколько-нибудь субординированную организацию в предметном мире. Метафора центрации в теоретическом сознании – дерево, имеющее ствол и растущие на нем ветки. Выделять главное и второстепенное, придавать разный вес тем или иным компонентам, различать ядро и периферию, внутреннее и внешнее, глубину и поверхность, располагать явления по вертикали – есть, в сущности, способ нашего, как формально-логического, системного, так и диалектического, мышления. Постмодернизм отказывается от всех центристских подходов и меняет сам способ отношения человека с миром. Децентрация предстает как демонтаж каркаса до сих пор существовавшей онтологии и гносеологии, знаменует собой переход к другой модели реальности. Это выражается в отказе от субъект-объектного отношения, самого деления мира на субъективное и объективное, на чем стояла и стоит классическая философия. Итак, постмодернизм вместо целостного дерева предлагает «ризому» – корневище, не обладающим четко выраженным подземным стеблем. Это понятие было разработано Ж. Делезом и Ф. Гваттари в книге «Ризома», где оно прямо противопоставляется понятию структуры как систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации. Связи остаются, но они не между вещами и явлениями, а существуют сами по себе, принимая любые ситуационные конфигурации. Другое, похожее на ризому понятие, используемое в постмодернистской культуре – лабиринт. В нем тоже нет центра и периферии, оно не подчиняется линейной логике, в нем бесконечное число входов, выходов, тупиков и коридоров. Отныне мы живем в лабиринте с неизвестным выходом, о чем намного раньше говорило, что предвидело абсурдистское искусство. Примером такого лабиринта может быть Интернет, где действительно нет иерархии, нет земного притяжения и обусловленной им вертикализации отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |