Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм

Симулякр

 

Одним из знаковых понятий постмодернизма является понятие симулякра (от лат. simulacrum – образ, подобие). По сути, это обобщение явлений и процессов, связанных с имитацией, подменой вещи чем-то другим, похо­жим на нее, ее аналогом, подделкой, копией, бутафорией, контрфактным продуктом, притом выдаваемых за саму эту вещь, за оригинал. Это квази, псевдо, «как бы», когда сохраняя внешнее существование, вещи теряют свою сущность и служат выражением чего-то другого. Не случайно, в со­временном языке так широко распространился оборот «как бы»: вино без алкоголя (как бы вино), кофе без кофеина (как бы кофе), секс без партнера (как бы любовь). Симулякр – это не нечто новое, впервые созданное, а то, что внедряется в уже существующее, и внешним образом воспроизводя его функции, все же подменяет его субстрат, субстанцию. Например, современный человек формально все же человек, но в нем нет души, самости, он функционер, марионетка, зомби, робот.

Заслуга постмодернистской философии в том, что в ней впервые на­шла обобщение эта мощнейшая тенденция развития нашей цивилизации к «как бы жизни», к замене реальности симулякрами. На место оригинала становится копия, и как бы это не было парадоксально, копия лучше оригинала (полученная из-под ксерокса бумага вполне может быть четче и лучше той, которую она воспроизводила, ароматизированная и дополненная пищевыми хими­катами колбаса вкуснее натурального мяса, люди на экране красивее, чем в жизни и пр.). Драматизм ситуации в том, что качество получаемой реальности действительно выше, но это реальность иного. Качество собственно человеческого, не опосредо­ванного техникой бытия – ниже, отчужденнее, вторичнее. Оно становится необязательным, «не настоящим» (например, текст от руки).

Ж. Бодрийяр, разработав понятие симулякра /2/, выступает с критикой постмодернизма. Он показывает глу­бинную связь капитализма, глобализации и информатизации, их отчуждающее влияние на человека. Вместе с тем данный автор предлагает спосо­бы противостояния превращению вещей в симулякры.

 

Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических ти­пов реальности и, прежде всего, человеческой реальности. В данном термине отрицается человек в четырех своих измерениях.

Во-первых, с человека снимается его этническая, родовая принадлежность. «Этно» – как бы второе имя человечества, выражающее его многообразие и в то же время универсальность. Борьба с этноцентризмом – это борьба с антропоцентризмом, отрицание человека в качестве культурно-исторического существа.

Фаллоцентризм при поверхностном толковании представляется как обозначение мужской субъектности и патриархального общества, а его критика – подарок-дань феминизму-гендеризму, находящему некое удов­летворение в деградации человека и распаде природогенной ценностной иерархии. Фактически это оригинальный символ любого индивида как конкретного телесно-духовного феномена, обладаю­щего полом, возрастом, расовой и национальной принадлежностью. Борьба с фаллоцентризмом – это борьба с телоцентризмом, отрицание человека в качестве животного, природного существа.

Фоноцентризм выражает глубинную связь нашей речи с жизнью людей. Это предметное взаимодействие человека с миром. Как живой феномен человек «фонит», шумит, жестикулирует. Есть язык поз и движений, смеха и плача. Борьба с фоноцентризмом – это борь­ба с эмпириоцентризмом, отрицание человека в качестве чувственного су­щества. Постмодернизм, производя сдвиг от языка к тексту, тем самым отчуждает от человека, от автора и чи­тателя живой язык, речь, предлагая вместо этого текст как самодостаточное множество.

Логоцентризм – это признание роли мысли, сознания в жизни человека. Борьба с логоцентризмом – это борьба со словоцентризмом, отрица­ние человека в качестве мыслящего существа.

Таким образом, в целом борьба с этно-фалло-фоно-логоцентризмом на самом деле есть борьба с антропо-тело-эмпирио-словоцентризмом, т.е. Homo vitae sapiens во всех его основных ипостасях. Итогом победы над этно(антропо)-фалло(тело)-фоно(эмпи-рио)-логос(слово)центризмом является «смерть человека», общеизвестный девиз, «брэнд» постмодернизма, который теперь нельзя считать произ­вольным и случайным. Им вполне логично завершается логика деконст­рукции, снимающей бытие традиционного природно-исторического чело­века, включая духовный и предметный мир, в котором он живет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Децентрация | Человек в постмодернизме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.