КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценности права
Введение. Правовая сфера жизни общества понимается как сфера действия права, то социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве. Сфера действия права исключительно широка. Общество буквально пронизано правовыми нормами - это отношения человека к природе, межличностные отношения и т.д. Общественные отношения стратифицированы: государственные отношения, гражданские, трудовые, финансовые, природоохранительные и др. Все отрасли права базируются на философских постулатах. Так, уголовно-исполнительное право - на категориях свободы и необходимости, категории целесообразности. Даже имеется подмена юридических понятий философскими и экономическими. Например, по сути дела экономическая категория собственности рассматривается в праве. Институт права собственности является межотраслевым. О философско-этическом содержании правовых категорий уже говорилось при характеристике юридического мировоззрения. Обратившись к философии, можно глубже понять правовую систему общества, служащую для обозначения взаимосвязи и взаимодействия права, правосознания и правовой практики. Широкое и последовательное укоренение права в эмпирическом бытии общества весьма сложная и трудная задача. Многое зависит от того, как понимаются его связи с другими социальными феноменами.
Право - особая социальная реальность. Она выступает как совокупность правовых общественных отношений, в которых выражена взаимозависимость индивидов, связанных друг с другом системой сбалансированных представлений и получений. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права. С внешней стороны право характеризует его взаимосвязь с экономическими, политическими явлениями общественной жизни. Качественную же определенность, суть и специфику права выражают иные принципы, наполненные ценностным содержанием. К ним относятся свобода, равенство, справедливость. Указанные понятия давно существуют в истории мировой философско-правовой мысли. Такие идеи как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. активно обсуждались Сократом, Платоном, Аристотелем. В различные эпохи свобода, равенство, справедливость толковались по-своему, зачастую в противоположных смыслах. Этому способствовала их особая гибкость, емкость, многогранность и противоречивость. Значение данных принципов заключается в том, что они существуют как неписаные правила в виде «правовых аксиом» и в виде действующих правовых норм не зафиксированы. Иными словами, эти принципы не вводятся законодательно, они укоренены, вписаны в саму социальную реальность, составляют суть права. Не принудительная сила закона создает свободу, равенство, справедливость, а наоборот, эти объективные ценности лишь проявляются (или не проявляются) в том или ином законе. Именно поэтому прежде, чем быть зафиксированным субъективно (в законе), свобода и равенство должны присутствовать в реальной жизни объективно, как социальное качество самой действительности, а не как благие пожелания законодателей. Формальное юридическое равенство имеет организующий смысл. Оно означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным индивидам (в политическом, семейном, имущественном и прочих отношениях). Эта ценность абстрактно связана с другими правовыми ценностями. Так, при характеристике свободы неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет совсем. Из трех принципов, провозглашенных впервые французской революцией, - свобода, равенство, братство - мы чаще говорим о равенстве, социальной справедливости; о братстве много говорить считается сейчас вроде бы наивно, а свобода также редко упоминается. В нынешних условиях свобода приобретает еще и экономическую цену. Надо иметь в виду, что правовая система проникнута духом родства. В юриспруденции есть понятие «правовая семья», т.е. в ней существуют братские узы. Объединяющими в такой семье являются отношения равенства и сходства. Юридически закрепленная нормативность создает предпосылки для личной свободы, ставит препоны эгоистическому произволу отдельных лиц. Еще Гегель подчеркивал, что закон есть выражение права в себе, положительное бытие свободы. Действующая в нашей стране Конституция законодательно закрепила целую систему прав и демократических свобод граждан, в совокупности характеризующих политико-юридический аспект свободы личности. Конституционное (государственное) право характеризует как свободы такие права людей, признание которых со стороны государства гарантирует независимую от чьего-либо принуждения деятельность граждан. Полнота и реальность этих прав и свобод обеспечиваются материальными (экономическими, политическими и юридическими) гарантиями. Гарантии служат тем связующим звеном, которое дает возможность осуществить в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. К экономическим гарантиям относится экономическая система РФ, основанная на разных формах собственности и свободной экономической деятельности, в пределах установленных законом. К политическим гарантиям относится политическая система России, система организаций государственной власти РФ и другие элементы политической системы, закрепленные в Основном Законе РФ. Благодаря политическим гарантиям могут быть реально обеспечены права и свободы личности, ее возможность по своему усмотрению вступать в партии и движения и благодаря этому существовать в системе ценностей демократического общества. Юридические гарантии конституционных прав и обязанностей многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет ярко присущее всем им свойство: все они выражены и закреплены в законодательстве. Юридические гарантии в основной массе выражаются в нормах текущего законодательства, которые раскрывают и конкретизируют основные права и обязанности граждан и установленный порядок их осуществления. На страже конституционных прав граждан РФ стоит вся правовая система во всех формах ее проявления, все наше законодательство. Проблема свободы - одна из центральных в философской и правовой науке. Она лежит в основе понимания сущности права в самом исходном пункте построения традиционной и либерально-просветительской концепций права. В традиционной (позитивной, запретительной) право трактуется как закон, установленный людьми. В либеральной (естественной, разрешительной) право предстает как идеальный правовой кодекс, который предписан самой природой и запечатлен в человеческом разуме, в соответствии с которыми должна действовать человеческая воля. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение правоотношений в государстве. Права индивида производные от этого общего правопорядка. В либеральной концепции права «первоначалом», «первоэлементом» признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства и выделены и обоснованы такие правообразующие признаки как свобода, равенство, справедливость. Важным для решения проблем отношения свободы и законности выступает вопрос о взаимосвязи убеждения и принуждения, свободы и насилия. В общепринятом смысле под насилием понимается незаконное применение силы против воли лица, либо помимо воли лица, на которое оказывается физическое, либо психическое воздействие. В философии насилие понимается как применение различных форм массового принуждения, в том числе вооруженного с целью сохранения либо захвата политической власти, а также приобретения различных прав и привилегий[1]. Субъектом такого насилия выступает определенный класс, социальный слой или группа людей. Объектом насилия также выступает группа, слой или класс. Насилие в данной ситуации является формой воздействия одного социального слоя на другой. Целью такого насилия выступают социально-экономические и политические блага. Немецкий философ, занимавшийся также вопросами права, Е. Дюринг считал насилие решающим фактором истории. По Дюрингу, насильственный (военно-политический) фактор лежит в основе образования государства, права и расценивается им как начало, позволившее перейти обществу от родоплеменной организации к государственно-политической. Государство и право Дюринг соответственно рассматривает как моменты насилия, которые существуют для удержания политической власти[2]. К. Маркс образно сравнивал насилие с повивальной бабкой истории и развивал мысль о том, что всякое старое общество, когда в нем зарождается новое (общество), проходит родовые муки, которые неизбежно связаны с насилием. В.И. Ленин, будучи ортодоксальным марксистом, отождествлял насилие с политическим господством, в частности, диктатурой пролетариата. Характерными чертами насилия он считал нестесненность никакими законами, ограничениями. Ленинское понимание насилия фактически вело к игнорированию законности в борьбе с политическим противником. Понимание насилия как главного инструмента политической власти неизбежно привело к возникновению и ротации тоталитарного мышления и как результат - к массовым репрессиям, а на современном этапе к локальным межэтническим войнам и менее масштабным вооруженным конфликтам. Русский мыслитель И.А. Ильин отрицал политическое насилие, но вместе с тем считал положительным фактором принуждение в праве. По Ильину «непротивление в смысле отсутствия всякого сопротивления... означало бы принятие зла. Тот, кто совсем не сопротивляется злу, тот воздерживается и от порицания его»[3]. Позиция Ильина показывает значительную сложность человеческого существования и, по мнению профессора А.В. Наумова, автора учебника по уголовному праву, «вполне вписывается в уголовно-правовую проблематику, создавая своеобразную философско-нравственную основу для обоснования юридической природы, например, обстоятельств, исключающих преступность деяния»[4]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод: где имеет место незаконное насилие, правомерно применение ответного насилия в рамках закона. Проблема принуждения, осуществляемого органами государства, и незаконного насилия, является весьма актуальной и во многом дискуссионной. Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу правовому началу - справедливости. Они образуют как бы три вершины треугольника, лежащего в основании социального института права. Нельзя умалить ни одну из них без ущерба для других. В любом обществе существует определенное неравенство. Объективно существующее неравенство усиливается недостаточным умением и стремлением пользоваться этими принципами, а то и прямым произволом властей. Это связано также с неравномерным созданием привилегий, нерешенностью многих социальных проблем. Особенно восприимчива к несправедливости ситуация в национальной среде. Справедливость в политической сфере - демократизация нашей жизни. Демократии чужды административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах, равнодушие к правам и нуждам людей, пренебрежительное отношение к общественному мнению и правам граждан. Административно-бюрократические порядки до сих пор ревностно поддерживаются на разных ступенях общества. Нравственные и юридические нормы заменяются туманными соображениями целесообразности. Чиновникам различного уровня выгодна разветвленная система запретов, многочисленных инструкций и подзаконных актов, укрепляющих их власть. В юридической литературе законность, дисциплина, целесообразность рассматриваются в тесном единстве. Под целесообразностью понимается соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Законы и подзаконные акты в полной мере определяют конкретные действия и условия органов исполнительной власти и должностных лиц. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции выбирать наиболее целесообразные пути и меры по решению поставленных перед ними задач. В силу этого исполнительная власть получает возможность действовать целесообразно во имя общественной пользы, что нередко приводит к отступлению от законов. Право поступать целесообразно не должно вступать в противоречие с законом. Так, ст. 15 Конституции РФ обязывает всех субъектов права действовать в соответствии с законом. Только тогда целесообразность допустима и может приносить пользу гражданам, обществу, государству. Единство законности и целесообразности особенно актуально в связи с расширением в последние годы самостоятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, с появлением все большего числа дозволительных норм. Мировой и отечественный опыт показывает, что качественное и надежное обеспечение прав конкретного человека зависит от состояния социально-экономических отношений, уровня развития демократии и правовой культуры на данном историческом этапе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |