Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество, как экономическая категория. Объективная необходимость повышения качества продукции. Конкурентоспособность агропромышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках




Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивных технологий. Свойство продукта – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различительных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность, безотказность, ремонтопригодность и др. Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятий-производителей, потребителей и национальной экономики. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Потребление продукции улучшенного качества уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высшего качества продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.

Ориентация на решение проблемы роста эффективности производства за счет качественных факторов актуальна для всех отраслей народного хозяйства республики. Однако для АПК важность этой задачи особенно велика. Обуславливается это целым рядом причин. Во-первых, повышением требований к ассортименту и качеству продуктов питания и товаров народного потребления. Фонд личного потребления материальных благ населения Республики Беларусь на 75% состоит из продукции сельского хозяйства и промышленных продуктов, произведенных из сельскохозяйственного сырья. Кроме того, научно-технический прогресс в перерабатывающей промышленности, современные машины, новая технология производства также вызывают необходимость улучшения качества сельскохозяйственного сырья, идущего в промышленную переработку. Во-вторых, на современном этапе возможности расширенного воспроизводства за счет экстенсивных факторов весьма ограничены. Поэтому важное значение приобретает использование интенсивных факторов экономического развития. А поскольку 2/3 сельскохозяйственной продукции является сырьем для промышленности, то от качества его во многом зависит уровень экономической эффективности соответствующих производств и качество изготовленных ими изделий. В-третьих, расширением торговых связей между сферами производства и выходом на международный рынок.

 

 

В условиях развитых рыночных отношений каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса. В самом общем виде под конкурентоспособностью понимается соперничество между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Конкурентоспособность продукции характеризуется способностью товара занять и сохранить за собой определенную долю рынка, потеснив аналогичные товары других производителей. На данном этапе развития АПК из-за низкого качества продукции большинство отраслей являются неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке СНГ.

Начальным этапом управления конкурентоспособностью является оценка-диагноз уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции, включая общую оценку жизнеспособности предприятия. На этой основе необходимо сформировать систему обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, охватывающую следующие направления:

1. повышение технологического уровня предприятия;

а) кардинальную перестройку системы подготовки и повышения квалификации кадров, повышение культуры производства, улучшение условий труда и быта работников;

б) укрепление базы и улучшение организации НИОКР;

в) ускоренную реализацию структурных сдвигов и инвестиционной политики в соответствии с приоритетами НТП и социального развития;

г) повышение на этой основе эффективности капиталовложений;

д) организацию эффективной деятельности групп качества и целевого обучения руководящего и рабочего персонала, создание социальных условий для повышения качества труда, перестройку задач и функций управления качеством продукции.

2. разработка мероприятий, направленных на снижение ресурсо-емкости продукции, издержек производства.

3. мероприятия по совершенствованию сервисного обслуживания, рекламы, изучению рынка сбыта.

 

- 2 -

Качество важно и для производителя, и для потребителя. Когда продукт произведен, невозможно вернуть напрасно затраченный труд вследствие недостаточного уровня качества или брака.

Качество труда измеряется по результатам и эффективности производства в соответствии с показателями производительности, продуктивности и адаптивности технологий к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. Важное значение при этом имеет система показателей оценки уровня качества выполняемых технологических операций, находящая отражение в отраслевых регламентах на типовые технологические процессы и в стандартах. На их основе составляются формы отчетности для контроля за качеством труда.

Основным подходом к оценке качества продукции должна стать ориентация на интересы потребителя, на учет степени удовлетворения его потребности, которая выражается в виде появления у него дополнительного эффекта от использования высококачественной продукции, получения новой услуги по сравнению с прежними, принятыми за базу сравнения, - базовыми. Применяют три основных метода определения качества продукции: органолептический (цвет, запах, вкус и т.д.), лабораторный и экономико-статистический.

В практике анализа, статистического и бухгалтерского учета широко применяется измерение потребительской стоимости сельскохозяйственной продукции в физической (натуральной) и зачетной массе. Коэффициент зачетазач) определяется отношением фактического уровня потребительского свойства продукции (Сф) к уровню потребительского свойства, принятого за базу сравнения (стандарт, Сст).

Кзач = Сф / Сст

В общем виде зачетная масса продукции будет равна произведению натуральной массы и коэффициента зачета.

Qзач = Qнат х Кзач

По результатам лабораторных анализов можно определить зачетную массу и коэффициент качества любого продукта.

Кк = Qзач/Qнат

По совокупности продуктов можно определить и средний коэффициент качества (Кк), например, путем взвешивания коэффициентов качества отдельных видов продукции на их стоимость – цену (Ц):

∑ Кк х Ц

Кк = ---------------

∑ Ц

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.