КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На современном этапе
Основные направления внешнеполитической деятельности РФ Лекция от … апреля 2013 г. в рамках лекционного курса: «Управление общественными отношениями», Кафедра коммуникационного менеджмента МГОУ им. В.С.Черномырдина, к.и.н., доцент Седякин Ю.М.
(II) # Приоритетным направлением внешней политики РФ является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств в рамках как самого СНГ, так и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). При этом ОДКБ рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призваннного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. ЕАЭС в свою очередь является для России инструментом содействия экономической интеграции, прежде всего реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов регионального значения. Особое значение россия придает укреплению политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для укрепления взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе (см. предыдущую лекцию).
# Как известно, в декабре МИД по указанию президента разработал проект "Концепции внешней политики РФ", который затем был рассмотрен на ежегодном заседании СБ РФ (15 февраля 2013 года)*. В нем говорится, в частности, говорится, что приоритетом на ближайшие годы станет интеграция на постсоветском пространстве. Фактически этот документ является внешнеполитической платформой России на третий президентский срок Путина. Концепция основана на ключевых положениях статьи Путина "Россия и меняющийся мир", опубликованной в феврале 2012 года. В документе на основе анализа ситуации выдвигается тезис о том, что окружающий Россию мир крайне нестабилен, непредсказуем и "турбулентен". Причиной этого являются попытки Запада, в особенности США, вмешиваться во внутренние дела других государств. России авторы концепции отводят "уникальную, сформировавшуюся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". Это должно стать фундаментом внешней политики страны, говорится в документе. Абсолютным приоритетом внешней политики России авторы концепции назвали интеграцию на постсоветском пространстве. Впервые среди структур, участвующих в реализации внешней политики, упомянуто Россотрудничество, а российской диаспоре за рубежом отводится особая роль. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС, ОДКБ и Союзному государству. Без преувеличения можно говорить о том, что в зависимости от результатов политики России на постсоветском пространстве будет определяться будущее страны, ее целостность и статус в мире. Нужно рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве СНГ как ключевое направление внешней политики РФ. Это касается как двусторонних отношений, так и субрегиональноего сотрудничества при использовании потенциала СНГ. Ибо страны СНГ, вообще все постсоветское пространство, все приграничные государства, где живет русскоязычное население, в широм смысле «русские» - бывшие граждане СССР, составляют территории, где совершенно точно и очень мощно присутствуют российские национальные интересы, даже если они противоречат интересам других. В политических интересах России сохранить Содружество как консультативный орган новых независимых стран, как место встреч на высшем уровне для обмена мнениями, участвовать в сотрудничестве различных министерств и ведомств.
# Образование Таможенного союза России, РБ и Казахстана, вступление в силу с 1 января 2012 года Договора о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), участниками которого являются также все эти три государства, означает качественно новый этап в развитии интеграции на постсоветском пространстве, цель которой на обозримую перспективу заключается в создании (м.б. уже в 2015 году) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Идея создания такого союза поддерживается Беларусью и Казахстаном. Максимально возможный уровень экономической интеграции позволит поставить вопрос о необходимости создания прочной социально-политической надстройки с общими жизненными ценностями, правовой системой, стандартами и ориентирами – неких наднациональных органов, в т.ч. политических, не говоря уже о введении единой валюты (рубля или новой). При условии участия в этом проекте Украины ЕАЭС может приобрести геополитических размах и стать неотъемлемой частью общеевропейской интеграции, по выражению белорусского президента А.Лукашенко, - «интеграцией интеграций», т.е. созданием общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Это было бы важно и для конструирования новой глобальной системы безопасности в духе принятой в декабре 2010 года Астанинской декларации саммита ОБСЕ о создании единого и неделимого пространства евроатлантической и евразийской безопасности. ЕАЭС, как считается, в перспективе решил бы проблему геополитической идентификации всех стран Евразии и путей ее дальнейшего развития. Речь при этом идет не только и не столько о стимулировании более интенсивного экономического и социального развития на базе интеграции, сколько об поступательном и углубленном интегрировании в мировую экономику. Идея Евразийского союза по существу стала ответом на те многочисленные вызовы, которые касаются определения места России в современном мире. Теперь, когда между Западом и Китаем разворачивается гигантская битва общепланетарного масштаба за контроль над источниками сырья и энергоресурсов, путями их транспортировки, за рынки сбыта, за определение будущего облика международных отношений, роль России с ее территорией и природными богатствами, может быть сведена к объекту мировой политики, когда ее разыгрывают в своих интересах два глобальный осевых игрока, более того, низведена до роли младшего партнера (европейская часть российского народнохозяйственного комплекса привязана к ЕС, тогда как Сибирь и Дальний Восток постепенно превращаются в сырьевой придаток китайской экономики). Поэтому ЕАЭС может придать целостность и устремленность развития на постсоветском пространстве и открыть устойчивую историческую перспективу дальнейшего развития и сохранения собственной государственности отдельных стран, а самому евразийскому пространству придать эволюционную динамику. ЕАЭС мог бы стать моделью мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль связки между Европой и динамично развивающимся азиатско-тихоокеанским регионом. Можно его сравнивать с ЕС, хотя «восточным Евросоюзом» он вряд ли станет. Сходство в том, что это будет объединение, предполагающее свободное передвижение людей, товаров и финансов на территории бывшего СССР, но на других основаниях, чем это было в СССР. Возможно говорить о возникновении на новом витке развития о новом культурно-политическом и экономическом единстве и равенстве, о котором в ЕС принято говорить, но которого там нет. Пока же евразийская цивилизация переживает глубокий кризис, о чем свидетельствуют духовно-нравственное состояние общества, состояние здоровья населения, алкоголизм, наркомания, коррупция, интеллектуальное оскудение, состояние производительных сил. Вполне возможно, что этот кризис означает начало заката и умирания евразийской цивилизации. Чтобы этого не случилось, Россия не может себе позволить время на «расскачку». Без динамичного изменения самой себя, без превращения в важный фактор трансформации всего постсоветского пространства выдвинутый ею новый геополитический проект не реализуется, что в результате приведет к маргинализации ее роли в мировой политике. Необходима такая современная модель позитивного развития, которая бы с одной стороны создала материальную ткань сохранения или возрождения на новой основе единого экономического, военно-политического, гуманитарного пространства, с другой – оказывала противодействие все более заметным центробежным тенденциям в СНГ. Чтобы не возникло дистанцирования или даже отчуждения многих участников Содружества от России, необходима корректировка стратегических установок РФ на пространстве СНГ, нацеленных на закрепление положительных достижений в двусторонних связях. Разработанная новая внешнеполитическая концепция России, очевидно, должна предложить новое видение постсоветской интеграции и главные способы ее достижения. В частности, представляется, что интеграция не должна базироваться лишь на доминировании одной страны, она должна иметь скорее многосторонний характер, при котором происходит переплетение разнообразных, прежде всего экономических отношений и формируется как индивидуальная, так и коллективная заинтересованность в интеграции. Но новая интеграция на постсоветском пространстве замедляется не только потому, что Россия малодинамична. Эта новая интеграция остается на стадии идеи еще и потому, что сами независимые государства, почувствовал и несколько вкусив «востребованность в системе международных отношений», прибегают к тактике «удачного балансирования» - маневрирования, лавирования, даже торга при решении конкретных вопросов развития как двустороннмх связей в рамках СНГ, так и крупных интеграционных проектов. Делаются попытки, не всегда подкрепленные ресурсами и анализом, создать иллюзию альтернативного России решения тех или иных проблем. Ясно, что иные лидеры допускают абсолютизацию национальных интересов, субъективное толкование или даже подмену национальных интересов групповыми, корпоративными. Известно, что во всех странах СНГ сформировалась прослойка богатых, состоятельных людей, твердо усвоивших принципы потребления, но зачастую незаинтересованных в качественных изменениях в экономике, улучшении социальной жизни всех слоев населения, не говоря уже об иждивенчестве, характерном для некоторых партнеров России, стремящихся получить большую выгоду в сотрудничестве с ней при собственных минимальных затратах.
# Россия как геополитический субъкт, являющийся союзообразующим государством, должна приложить услия к тому, чтобы союз, в данном случае ЕАЭС, образовался вокруг нее и чтобы в него вошли те страны, которые она хочет и которые выполняют ее условия, но с учетом своих интересов. Если же Россия перестает быть союзообразующим государством, то это означает ее крах как исторически сложившегося одного из главных субъектов международной политики, и надо забыть об интеграции на постсоветском пространстве в первую очередь. В этом смысле нынешняя политика России и доктринально, и реально весьма противоречива и по этой причине не слишком эффективна. Это особо бросается в глаза, если взять пример т.н. непризнанных государств – Абхазии, Ю.Осетии, Приднестровья и Н.Карабаха, судьба которых имеет прямое отношение к России. Абсолютно неясен непроизносимый статус этих государств в отношении к России. Мы, вроде, с ними в союзнических отношениях, но мы в них главные, а это, кстати, в международной практике называется «протекторатом», т.е. одна из самых распространенных форм внешней защиты квазинезависимых государств. Разумеется, никаких документов формального свойства, во всяком случае- доступных, не существует.
# Несколько слов об Украине и ее «особом» отношении к СНГ. Начнем с того, что она является лишь ассоциированным членом Содружества, хотя и стояла у его истоков. Не подписав Устав СНГ, якобы противоречащий ее национальным интересам, Киев не отказывается от намерения оставаться в нем, но рассматривает эту региональную организацию как площадку для поддержания преимущественно торгово-экономических связей с государствами постсоветского пространства, а также в качестве консультативного и переговорного механизма по урегулированию проблем, возникших в результате распада СССР. Украина не оставляет усилий по проталкиванию «украинской концепции развития СНГ», заключающейся в обновлении Содружества по евростандартам и придании ему чисто экономической направленности. При этом Киев настаивает на завершении правового оформления зоны свободной торговли Содружества без изъятий и ограничений на принципах ВТО и именно так понимает задачу реформирования этой организации. Договор о ЗСТ СНГ в октябре 2011 годаподписали 8 стран – бывших республик СССР. Он начал действовать 17 октября 2012 года после его соответствующей ратификации. Для России, Белоруссии и Украины документ вступил в силу еще 20 сентября. Новый режим торговли вводится с января текущего года и открывает перспективы свободной торговли на столь обширном пространстве вплоть до Узбекистана, который собирается, похоже, присоединиться к договору. Украинский «государственный прагматизм» предполагает также получение от СНГ «отдачи, соразмерной ее вкладу в его бюджет». В официальном Киеве полагают, что интеграционный организм СНГ в целом неэффективен, причем, мол, неэффективны как отдельно принимаемые решения, так и… «необсуждение актуальных вопросов» на постсоветском пространстве. Дело в том, что украинские политики пытаются использовать СНГ также в качестве форума для обсуждения (и возможного принятия решений) по интересующим их политическим вопросам. Например, Украина занитересована в проведении дискуссии по голодомору тридцатых годов прошлого века с последующим принятием соответствующего заявления как официального документа СНГ, в котором бы было зафиксировано признание «геноцида украинского народа». В условиях постбиполярных международных отношений, при которых Украина не оставляет попыток занять нишу регионального лидера молодых восточноевропейских демократий – создавая, кстати, в этом вопросе конкуренцию как минимум Польше и Румынии, - Россия продолжает с Украиной спокойный конструктивный диалог в опоре на прагматизм и партнерство, т.е. сохраняет и совершенствует действующие механизмы российско-украинского и многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве, добиваясь реальных выгод от взаимоприемлемых компромиссов. По словам мининдел России С.Лаврова, «все наносное» в наших отношениях имеет преходящее значение и будет преодолеваться по мере становления современной архитектуры международных отношений. В Киеве официально говорят о необходимости развития украинско-российского конструктивного партнерства как фактора общеевропейской стабильности. Уместно напомнить ряд важных вопросов двусторонних отношений Москвы и Киева, которые ждут своего взаимоприемлемого решения. Это: - разграничение в Азово-керченской и Черноморской акваториях, - пребывание и функционирование Черноморского флота в КРЫМУ. - ситуация с Крымом и в Крыму, - идеологическое и культурно-языковое размежевание с Россией, - стагнация внешнеторгового оборота, - односторонние преимущества Украины в торгово-экономических отношениях. При доминанте сверхзадачи российской внешней политики по сохранению единства постсоветского пространства через укрепление экономических позиций России отношения с Украиной, в т.ч. в рамках СНГ, приобретают первостепенной значение. Принимая во внимание указанную особую возицию Украины, которая по существу является попыткой противопоставить себя России в качестве потенциального лидера с прозападной ориентацией как минимум на юго-западной периферии Российской Федерации, необходимо добиваться того, чтобы ее партнерство с Россией стало органичным дополнением, а не противопоставлением сотрудничеству с Западом. Для этого России надо совершенствовать притягательность своей экономики и всяески подчеркивать непреходящую самоценность этнических, духовных и культурных связей российског и украинского народов и их стран. Представляется, что такая линия поведения способствовала бы нахождению общего, хотя бы даже и минимального, знаменателя в спорных вопросах, и гарантировала бы Украине реальную, а не виртуальную безопасность в регионе. Россия же при этом сохранила бы обширную зону своих жизненно важных интересов.
*Вес и авторитет РФ в мире будет укрепляться, уверен президент Российской Федерации Владимир Путин. Российский лидер представил обновленную концепцию внешней политики РФ на оперативном совещании с членами Совета безопасности. Обновленная концепция внешней политики Российской Федерации, которую разработало министерство иностранных дел, учитывает перераспределение баланса сил в мире, финансовый кризис, нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Россия и далее будет проводить активную и конструктивную линию в международных делах. Мы расширяем многоплановое взаимодействие со всеми партнерами на равноправной и взаимоуважительной основе", - сказал Владимир Путин. Президент России заявил, что страна будет активно использовать экономическую дипломатию и, так называемую мягкую силу в международных делах, передает ИТАР-ТАСС. В концепции делается акцент на использование современных форм и методов внешнеполитической работы, включая экономическую дипломатию, внедрение элементов, так называемой "мягкой силы", грамотное встраивание в глобальные информационные потоки", - сообщил Владимир Путин. Путин также отметил, что Россия заинтересована в обеспечении благоприятных условий для реализации задач в области внутреннего строительства, решении социальных и экономических задач. В обновленной концепции внешней политики РФ отражена необходимость сохранения определяющей роли ООН и верховенства международного права. В документе также "уделено необходимое внимание защите прав и интересов наших граждан и оотечественников за рубежом".
Владимир Путин сказал, что основные принципы внешней политики Российской Федерации остаются неизменными. Это, прежде всего, открытость, предсказуемость, прагматизм, нацеленность на отстаивание интересов РФ, безусловно, без всякой конфронтации", - заявил российский президент.
Приложение: 1. Концепция внешней политики РФ http://www.scrf.gov.ru/documents/2/25.html 2. Статья В.Путина «Россия и миняющийся мир» http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html 3. Татаринцев В.М. «Содружество независимых государств в начале 21-го века: проблемы и перспективы», ммонография, М.: Восток-Запад, 2011 4. «Проблемы развития и реформирования СНГ», экспертный анализ ИАМП ДА МИД РФ, М.: Известия, 2007 5. Седякин Ю.М. «Многовекторность внешней политики Украины», статья, «Обозреватель», №5 (208), М.: 2007 http://www.rau.su/observer/N5_2007/083_090.pdf
Контрольные вопросы и задания: - Почему развитие сотрудничества со странами СНГ является приоритетным направлением внешней политики России? - Подготовьте краткий реферат статьи В.Путина «Россия и миняющийся мир». - Охарактеризуйте Таможенный союз и Евразийский экономический союз. - Каким образом идея и создание ЕАЭС является ответом на новые вызовы и угрозы, с которыми приходится сталкиваться России в 21-м веке? - Какова роль Украины в дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве? - В чем заключается особый подход Украины к СНГ? - Расскажите об отношениях России с т.н. непризнанными государствами, образовавшимися после распада СССР. - В чем особенности обновленной концепции внешней политики РФ, в т.ч. применительно к оношениями с СНГ?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |