КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческий потенциал
ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность». (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.)
используя идею рефлексивного выхода и кооперации деятельностей Г.П. Щедровицкого, А.А. Тюков развивает ее, предлагает рассматривать рефлексию, отталкиваясь от принципа коммуникации деятельностных позиций, доказывает реальность коммуникативных отношений, исходя из того, что разрыв изолированности деятельностных позиций может происходить в поле сознанияять им (В.В.Столин, К.Роджерс).
Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы – самосознания. С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «…Она (рефлексия) как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы… С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни» [16]. Свойство рефлексивности деятельности, мышления, сознания и личности в психологии рассматривается при анализе опосредованности и произвольности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций.
Развитие интеллектуально – творческого и коммуникационного потенциала учителя В процессе творческой деятельности у учителя формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности, а их можно сформировать только в процессе собственной деятельности. По этой причине сложилось распространенное мнение, что обучить творческой деятельности невозможно и можно лишь научиться ей. Однако любая догматизация достигнутого уровня педагогических знаний серьезно тормозит развитие представлений о природе, базовой основе и самом процессе творческой педагогической деятельности. В настоящей работе под термином "творческий потенциал учителя" понимается интеллектуальная структура, состоящая из совокупности психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Закономерности творческого потенциала учителя: ·Закономерности:ГЕНЕТИЧEСКАЯ закономерность заключается в том, что любая система в своем онтогенезе кратко и сжато повторяет филогенез своей системной совокупности. ·Закономерность УСЛОЖНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ творческого потенциала как совокупности психических процессов и качеств личности реализуется в сознании индивида с одновременной дифференциацией функций и подсистем этой целостной интеллектуальной системы. ·ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ развития творческого потенциала отражается в неограниченности необратимых и направленных изменений интеллектуальной системы от простого к сложному, от низшего к высшему ·Одним из следствий проявления этой закономерности является закон АЛЛОМЕТРИИ - временной несогласованности в развитии подсистем творческого потенциала учителя (одни подсистемы развиваются быстрее, другие - медленнее). ·Другим следствием однонаправленности развития творческого потенциала учителя является закон ОПТИМАЛЬНОСТИ, суть которого заключается в том, что любая интеллектуальная система (творческий потенциал) с наибольшей эффективностью функционирует в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах. ·ПЕРИОДИЧЕСКАЯ закономерность развития творческого потенциала отражается в периодическом повторении свойств, процессов и явлений в рядах систем различных уровней, когда на новых качественных уровнях развития интеллектуальных структур возрождаются системы давно осознанные на предшествующих более низких уровнях, приобретая при этом обновленный смысл. ·Закономерность САМООРГАНИЗАЦИИ творческого потенциала учителя проявляется на всех иерархических уровнях его организации, характеризуется явлением сходимости к определенному оптимуму в области неравновесной устойчивости и информационной насыщенности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |