Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральный банк – главное звено банковской системы




Центральный банк возник на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот (коммерческие банки были национализированы).

Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии.

Капитал центрального банка полностью или частично принадлежит государству.

Деятельность центрального банка регулируется специальным законом.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно – кредитной политики с учетом различных субъективных и объективных факторов:

1. Субъективные факторы – сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

 

2. Объективные факторы:

 

- Участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, банк России по обязательствам государства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной за год прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствие с НК РФ. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения (ст. 26 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)»);

 

- Процедура назначения (выбора) руководства банка (утверждает Государственная дума по представлению Президента РФ);

 

- Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

 

- Права государства на вмешательство в денежно – кредитную политику (основные направления денежно – кредитной политики разрабатываются Центральным банком с привлечением Минфина России). Для реализации возложенных на него функций Банк России учавтсвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы РФ при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

 

Министр финансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседании совета директоров Центрального банка с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации 9ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)»).

Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную думу РФ годовой отчет, который включает:

- Отчет о деятельности Центрального банка, в том числе перечень проведенных банком мероприятий по реализации единой денежно – кредитной политики, анализ выполнения основных параметров единой денежно – кредитной политики;

- Анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса;

- Годовую финансовую отчетность банка России;

- Иные документы.

Государственная дума РФ направляет годовой отчет Президенту РФ и на заключение в правительство РФ (ст. 25 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)»)

 

- Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 22 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)»).

Цели деятельности Банка России (ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)»):

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платежной системы.

Банковские операции и сделки Банка России (глава VIII (ст. 46-50) Федерального закона!О Центральном банке РФ (банке России)»).

Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ следующие банковские операции и сделки:

1. предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2. продавать и покупать ценные бумаги на открытом рынке;

3. продавать и покупать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы иные виды валютных ценностей;

6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение в управление ценные бумаги и другие активы;

7. выдавать поручительства и банковские гарантии;

8. осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях других государств;

10. выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11. банковские операции по обслуживанию государственных и муниципальных органов, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России и иных лиц в предусмотренных законом случаях;

12. банковские операции по обслуживанию клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России не имеет право:

1. осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций и физическими лицами;

2. приобретать акции кредитных и иных организаций;

3. осуществлять операции с недвижимостью;

4. заниматься торговой и производственной деятельностью.

Банк России как центральный орган банковской системы осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций следующим образом:

1. Устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), председателя правления и членов правления, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера филиала кредитной организации (ст. 60 федерального закона «О Центральном банке (банке России)»);

 

2. Дает предварительное согласие на приобретение и (или) получение в доверительное управление более 20% акций (долей) кредитной организации. Требует уведомления о приобретении свыше 1% акций (долей) кредитной организации. Уведомление направлется в банк не позднее 30 дней с момента приобретения. Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей (ст. 61 федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»); Инструкций ЦБР от 21 февраля 2007 года № 130-И «О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации»)

 

3. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций устанавливает следующие обязательные нормативы (ст. 62-67 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»):

 

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации;

 

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними (устанавливается в % от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации). При определении учитывается вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков);

- максимальный размер крупных кредитных рисков – устанавливается как выраженное в % отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).

 

- Нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:

- Отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

- Отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов)

 

- Нормативы достаточности собственных средств (капитала) – определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

 

- Минимальный размер резервов, созданных под риски.

 

- Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

 

- Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Основные нормативные документы Центрального Банка России

- Указание ЦБР от 11 декабря 2006 года № 1755-У «О порядке определения рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, минимального размера собственных средств (капитала) банка (в т.в. ходатайствующего о получении генеральной лицензии), минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка»;

- Инструкция банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»;

- Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года № 112 – И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием»;

- Письмо Банка России от 27 февраля 1998 года № 69-Т «Об определении при расчете обязательных экономических нормативов величины недосозданных резервов на возможные потери по судам и под обесценение вложений в ценные бумаги»;

- Письмо Банка России от 23 июня 2004 года № 70-Т «О типичных банковских рисках»;

- Письмо Банка России от 27 декабря 2002 года № 181-Т «Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск»;

- Положение Банка России от 14 ноября 2007 года № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»;

- Письмо Банка России от 15 июня 2006 года № 85-Т «О методических рекомендациях по проверке правильности расчета кредитными организациями размера рыночного риска»;

- Письмо Банка России от 30 июня 2005 года № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» (Рекомендации по организации управления ….)

 

4. Определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствие с федеральными законами (ст. 69 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)».

-Положение Банка России от 23 декабря 1997 года № 9-П «О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации»

 

5. Установление методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

- Положение Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»

Банковский контроль и надзор

Национальные системы банковского надзора ориентированы на достижение 3-х основных целей:

1. Поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению.

2. Обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков

3. Защита интересов вкладчиков.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через Комитет банковского надзора. Структура комитета утверждается Советом директоров.

- Положение о Комитете банковского надзора Банка России, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ (от 10 августа 2004 г., протокол № 21);

- Письмо Банка России от 2 ноября 2007 года № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»

Банковский надзор осуществляется в три этапа:

1. Регистрация банков и лицензирование их деятельности

- Инструкция банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

- Положение Банка России от 9 июня 2005 года № 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям»;

- Приказ Банка России от 23 апреля 1997 года № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»

- Указание Банка России от 21 января 2003 года № 1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России»;

- Положение ЦБР от 24 февраля 2004 года № 252-П «О порядке рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов, представленных для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитных организаций и получения лицензий на осуществление банковских операций»

2. Проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган (дистанционный) (документарный надзор).

Отчетность:

- Указание банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ»;

- Письмо Банка России от 10 февраля 2006 года № 19-Т «О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности»;

- Указание банка России от 16 января 2004 года № 1375 –У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ»;

- Указание Банка России от 24 января 2005 года № 1546-У «О порядке представления кредитными организациями в ЦБ РФ отчетности в виде электронных сообщений, снабжаемых кодом аутентификации»

- Указание Банка России от 14 июля 2005 года №1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в ЦБ РФ»

Консолидированная отчетность:

- Положение Банка России от 30 июля 2002 года № 191-П «О консолидированной отчетности»;

- Письмо Банка России от 5 января 2004 года № 1-Т «О методических рекомендациях по составлению консолидированной отчетности»;

- Положение Банка России от 5 января 2004 года № 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной группы) консолидированной отчетности»

 

Составление отчетности по МСФО

- Письмо Банка России от 6 июля 2007 года № 102-Т «Методические рекомендации по анализу финансовой отчетности, составленной кредитными организациями в соответствие с МСФО»

Публикуемая отчетность:

- Указание банка России от 14 апреля 2003 года № 1270-У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских консолидированных групп»

Банковские холдинги:

- Положение Банка России от 19 сентября 2007 года №197-П «О порядке предоставления информации о банковских холдингах»

Аффилированные лица:

- Положение от 20 июля 2007 г. № 307-П «О порядке ведения учета и предоставления информации об аффилированных лицах кредитных организаций»

Отзыв лицензии:

- Указание Банка России от 25 июля 2003 года № 1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при осуществлении существенной недостоверности отчетных данных»

Прочее:

- Письмо Банка России от 2 июня 2004 г. № 57-Т «Об особенностях применении Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов»;

- Письмо Банка России от 28 февраля 1997 года № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций».

 

3. Инспектирование деятельности кредитных организаций на местах (ревизия достоверности передаваемой надзорным органом информации):

 

- Письмо Банка России от 24 июля 2006 года № 101-Т «О проверках кредитных организаций, осуществляющих операции с банками – нерезидентами»;

- Письмо банка России от 19 февраля 1998 г. № 61-Т «О методических рекомендациях по проверке операций кредитных организаций по расчетам с филиалами»

- Письмо Банка России от 7 сентября 2005 года № 04-25-1/3762 «О проверках кредитных организаций по вопросу раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.