Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У Левина — представления о силах внешнего окружения и актуальной психологической ситуации, воздействующих на индивида и также определяющих его поведение




Центральным понятием теории Мюррея является понятие потребности ( need), которое он ввел в психологический лексикон вместо употреблявшихся ранее понятий влечения и инстинкта. Мюррей критикует понятие врожденного инстинкта, указывая, что,

во -первых, неясно, идет ли речь о врожденной потребности, то есть побуждении,

или же о врожденных формах поведения, то есть действиях, направленных на удовлетворение потребностей;

во вторых, если говорить об инстинкте, необходимы доказательства врожденного характера соответствующего поведения или влечения, которые в большинстве случаев представить очень не просто {Murray, 1938, с.74).

 

Поэтому, вводя понятие потребности, Мюррей исходит из неоспоримого фундаментального факта взаимодействия любого организма с окружающей средой и определяет потребность как элемент этого взаимодействия (личности с окруж средой).

Другой элемент взаимодействия — пресс. Это давление или влияние, оказываемое на организм силами внешнего окружения, которое может быть как позитивным (способствовать реализации потребности), так и негативным (препятствовать ей).

Комбинация определенной потребности с определенным видом пресса образует темумолярную единицу поведения, описываемого в терминах взаимодействия со средой.

Мюррей определяет тему как динамическую структуру единичного эпизода такого взаимодействия {там же, с.42).

Таким образом, ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОПИСАТЬ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭПИЗОДОВ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СВОЕЙ ТЕМОЙ.

Категории потребности, пресса и темы явились центральными для разработанной Мюрреем схемы интерпретации рассказов ТАТ.

Стимульный материал ТАТ был постепенно подобран так, чтобы охватить все темы, соответствующие перечню потребностей, предложенных Мюрреем (см. Соколова, 1980, с. 156—159; Хекхаузен, 1986, с. 111). Предполагалось, что каждая таблица актуализирует у обследуемого одну или несколько потребностей и позволяет тем самым вскрыть соответствующую тему (Соколова, 1980, с. 160—166), а также выявить тематические структуры бессознательного.

 

" Использовался следующий метод анализа и заключений: прочитывался отдельно каждый рассказ обследуемого и затем делалась попытка найти объединяющую тему" (Murray, 1938, с.534).

По мере совершенствования теста было выявлено, что инструкция фантазировать дает лучшие результаты, чем задача угадать подоплеку событий, а также что диагностическая ценность результатов во многом зависит от присутствия на изображениях хотя бы одного персонажа, с которым обследуемый мог бы себя идентифицировать (с учетом его пола и возраста). Поэтому в окончательном варианте интерпретативной схемы Мюррея (Murray, 1943) важное место заняла категория идентификации с персонажем (персонажами) рассказа.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭТОЙ СХЕМЕ, ТАКОВЫ:

1. Особенности идентификации;

2. Потребности (какие и насколько интенсивно проявляются);

3. Прессы (какие и насколько интенсивно);

4. Исход взаимодействия;

5. Тема;

6. Интересы и чувства рассказчика, проявляющиеся в особенностях рассказа.

. Интерпретативная схема Мюррея была несовершенна. Е.Т.Соколова указывает на недостаточную обоснованность теоретических допущений, взятых за основу, в частности, положений о прямой идентификации обследуемого с персонажем его рассказа и о чисто проективном, свободном характере фантазирования в ходе сочинения рассказа (Соколова, 1980, с.84-85).

Л.Беллак называет более прагматические соображения, а именно, что клиницистам было сложно усвоить понятие потребности в Мюрреевском понимании, и что для полной обработки протокола ТАТ (20 рассказов) по этой схеме требовалось от четырех до пяти часов (Bellak, 1975, с.60).

 

Л.Беллак в третьем издании своего руководст-ва, вышедшем в 1975 году, разбирает 23 различных подхода к интерпретации ТАТ, не считая схемы Мюррея и его собственной (Bellak, 1975). По некоторым данным, уже в 50-е годы насчитывалось более 30 схем, а в 1963 году Б.Мюрстейн сравнил их число с числом волос в бороде Распутина.

 

Оригинальная интерпретативная схемаТАТ была предложена С.Томкинсом (Tomkins, 1947). С.Томкинс выделяет четыре основных категории анализа.

1. Векторы. Векторы отражают направленность поведения, стремлений или чувств персонажа и обозначаются предлогами: "на", "от", "к", "с", "для", "против" и др. — всего 10 векторов. Понятие вектора, хотя в несколько ином варианте, присутствовало уже в теории Мюррея (Murray, 1938), хотя и не вошло в его интерпретативную схему.

2. Уровень. Он характеризует, что именно описывается в рассказе: вещи, события, поведение, намерения, чувства, воспоминания, сны и т.д. — всего 17 уровней. Категории уровня С.Томкинс уделяет особенно много внимания, поскольку уровневый анализ позволяет раскрыть соотношения явных и латентных потребностей, выявить защитные механизмы. Категория уровня будет рассмотрена более подробно ниже, при изложении ин-терпретативной схемы.

3. Условия — любые психологические, социальные или физические обстоятельства, не являющиеся чьим-то поведением, желаниями или стремлениями. Условия характеризуются прежде всего валентностью — отрицательной, нейтральной или положительной.

4.Квалификаторы — характеристики, уточняющие векторы, уровни и условия. К квалификаторам относятся временные параметры, степень вероятности, интенсивность, отрицание, отношения средство-цель и причина-следствие.

Помимо четырех базовых категорий, С.Томкинс называет также объекты действия векторов, уровней и условий, которые могут либо присутствовать в рассказах, либо нет.

Анализ по выделенным категориям проводится раздельно в рамках каждой из четырех выделенных С.Томкинсом основных сфер отношений: сферы семейных отношений, сферы любви, секса и супружеских отношений, сферы социальных отношений и сферы работы и профессиональных проблем.

 

В книге Е.Т.Соколовой (1980) представлено теоретическое обоснование ТАТ с позиций деятельностного подхода в психологии (написано совместно с В.В.Столиным), которое получило дальнейшее развитие и углубление в ее докторской диссертации (Соколова, 1991), однако методические указания по анализу ТАТ на этой основе сводятся к перечислению пяти групп характеристик, диагностируемых ТАТ:

"1. Ведущие мотивы, отношения, ценности.

2. Аффективные конфликты; их сферы.

3. Способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т.д.

4. Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность-подконтрольность, эмоциональная устойчивость-лабильность, эмоциональная зрелость-инфантильность.

5. Самооценка; соотношение представлений о Я-реаль-ном и Я-идеальном; степень принятия себя" (Соколова, 1980, с.99).

Краткий очерк основных подходов к теоретическому обоснованию и интерпретации ТАТ в русле проективной методологии позволяет оценить всю амбивалентность ситуации вокруг этого метода: с одной стороны, многообразие подходов и интерпретативных схем свидетельствует о привлекательности методики для самых разных прикладных задач и теоретических ориентации, а с другой стороны оно же показывает, что методика лишена той степени стандартизации процедуры обработки и анализа результатов, которая позволила бы говорить о ней как о психодиагностическом инструменте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.