КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологические основы памяти
1.Процессы запоминания, сохранения воспроизведения. 2.Некоторые закономерности процесса запоминания. 3.Рациональные способы заучивания учебного материала. 4.Виды и типы памяти.
Литература
1.Асмолов А.Г. «Принципы организации памяти человека» Москва 1983 2.Вейн А.М. Каменецкая Б.И. «Память человека» Москва 1973 3.Зинченко П.И. «Непроизвольные типы запоминания» 4.Ляудис «Память в процессе развития» 5.Роговин «Проблемы психологии в развитии»
1) Общие понятия о памяти. Процесс запечатления,сохранения,воспроизведение со знанием прошлого опыта называется памятью. Реминисценция — отсроченное на два три дня воспроизведение заученного материала. Память как и восприятие и ощущение является процессом отражения,но отражается не только действует в данный момент,но и то что было в прошлом. Амнезия — забывание. Гипоамнезия — общее забывание. 2) Физиологические основы памяти. Физиологческой основой памяти является образование и закрепление нервных связей в коре головного мозга с их последующим оживлением при воздействии различных раздражителей. Существуют 4 теории памяти. -ассоциативная теория. Эта теория утверждает что в коре головного мозга образуются связи или ассоциации. Чем больше связей тем лучше логическая память и мышление. Выделяют простые и сложноые ассоциации. Аристотель указывал на ассоциации по смежности сходству по контрасту. Современная научная Классификация ассоциативная Классификация по характеру связей а) вид- род(стол — мебель) б) часть целое(корма — корабль) в) по контрасту (белый- черный) г) по определению св-ва предмета д)по адекватности (пещера — убежище) е) по отрицанию (щедрый — не щедрый) - нейро-физиологическая теория. Мозговые нейроны образуют замкнутые цепи по которым совершаются движение нервных импульсов там сохраняется информация поступившая и переработанная в этих цепях. - химическая теория. В определенных объединениях нервных клеток есть так называемые тельца Ниссля, которые содержат ДНК,которая является носителем генетической памяти. - Теория условных рефлексов. В нервной системе человека хранится два вида информации. Информация накопленная в ходе эволюции. Она проявляется в виде безусловных рефлексов,инстинктов. Информация приобретает влияние в индивидуальной жизни.
3)Процессы запоминания,сохранения воспроизведения. Память включает в себя следующие психические процессы — запоминание, сохранение усвоенного, узнавание воспроизведение. То есть установление связей между предметами и явлениями. Процесс запоминания характеризуется различной степенью сознательной волевой активности. В зависимости от этого выявляют два виды запоминания. Непроизвольное и произвольное. Непроизвольное запоминание происходит без постановки специальной цели и без использование определенных приемов запоминания. Особенно хорошо запоминается то что вызывает интерес или связанно с чувствами человека. Произвольное запоминание характеризуется целенаправленностью и предполагает использование специальных приемов. Подготовка к будничной профессии требует специального запоминания. В зависимости от степени мыслительной активности запоминание бывает механическим и логическим. Механическое запоминание состоит ттолько в повторении. Иногда повторение происходит без понимание исходного материала. Такое запоминание дается с трудом. При осмысленном запоминании большое значение имеют процессы мышления. Человек старается понять что надо запоснить. Установить связь нового со старым. Важным условием ясного и твердого запоминания явяются способы заучивания. Рациональные способы заучивания учебного материала. Для успешного запоминания учебного материала пользется приемами осмысленного запоминания. - группировка материала - деление его на части - установление связи между частями - выделение смысловых опорных пунктов - озаглавливание частей текста - составление плана будущего ответа - повторение заученного материала Важен не сам план а осмысленная работа проводившаяся при его составлении. Узнавание и воспроизведение. Простой формай воспроизведение является узнавание которое имеет место при повторном восприятии уже знакомого обьекта. Различают два вида воспроизведения. Нерпеднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное воспроизведение осуществляется без заранее поставленной цели, когда образ прошлого независимо от нашего желания возникает в сознании. Но при выполнении любой работы чаще приходится опиратся на преднамеренное воспроизведение которое связанно с мышлением. Активный мыслительный процесс требующий волевых усилий при воспоизведении называется припоминанием. Яркое изображение этого процесса дает антон палыч чехов в рассказе лошадиная фамилия. Иногда проявляется еще одна форма непреднамеренного воспроизведения,которая называется персеверация(навязчивость). В какой-то мере она есть у всех людей. Систематическое возникновение персеверации является признаком заболевания. Сохранение и забывание. Необходимым условием воспроизведения является сохранение материала. Сохранение с физиологической точки зрения обьясняется пластичностью невной системы, которая проявляется в способности хранить ранее образовавшиеся неврые связи.Павлов подчеркивает что новые связи хорошо сохранаяются если они хорошо закреплены. 4) Виды и типы памяти. В зависимости от удержанногов памяти материала различают наглядно-образную словесно-логическую и эмоциональную память.
Мышление. 1)Общие понятия о мышлении. 2)Физиологические основы мышления. 3)Операции мышления. 4)Представление,понятие и понимание.
Литература: 1.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» 2.К.Маркс и Ф.Энгельс Том 20. 3.Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования» Москва 1958 4.Матюшкин А.М. «Психология мышления» Москва 1965 5.Соколов А.Н. «Внутренняя речь и мышление» Москва 1968 6.Выходский Л.С. «Мышление и речь» Москва 1956 Полное собрание сочинений Том 2. Москва 1982 7.Тихомиров О.К. «Структура мыслительной деятельности человека» Москва МГУ 1969
1) Общие понятия о мышлении. Познание начинается с ощущений и восприятий, которые сами опираются на память, то есть на те следы которые образовались в процессе предыдущей деятельности. Но познание опирающееся на на ощущение и восприятие поверхностное, так как при ощущении и восприятии человек отражает только внешний признаки и свойства предметов. В мышлении же человек отражает такие свойства предмета, явления, которые не представляются в визуальном отражении. Мышление это психический процесс отражения закономерных связей и отношений между предметами.
2)Физиологические основы мышления. Мышление будучи сложным процессом опирается на ощущение, восприятие, память, эмоции и в свою физиологическую основу включает физиологические механизмы данных процессов. Сущность физиологических процессов заключается в образовании новых связей в коре головного мозга, в результате сложной аналитико-синтетической деятельности коры в целом. Однако в последние годы 20 века исследование ученых установлено,что большее участие в мышлении принимают височные и лобные доли коры. Физиологической основой мышления являются временные связи(ассоциации).
3) Операции мышления. Всякое мышление осуществляется при помощи отдельных операций,которые выступают парами. а) Сравнение и противопоставление. В результате сравнение и противопоставления,человек находит различия, так же осуществляется связь старого с новым. б) Анализ и синтез. Анализ — мысленное разложение целого на части на единой основе. Синтез — соединение разрозненных элементов в целое на единой основе. Анализ и синтез осуществляются одновременно. в)Абстрагирование и конкретизация. Абстрагирование - отрыв, отличие свойства предмета от самого предмета. г) Обобщение и систематизация.
4) Представление понятие понимание, в процессе познание человек всегда оперирует имеющисися знаниями.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |