Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы памяти

1.Процессы запоминания, сохранения воспроизведения.

2.Некоторые закономерности процесса запоминания.

3.Рациональные способы заучивания учебного материала.

4.Виды и типы памяти.

 

Литература

 

1.Асмолов А.Г.

«Принципы организации памяти человека» Москва 1983

2.Вейн А.М. Каменецкая Б.И.

«Память человека» Москва 1973

3.Зинченко П.И.

«Непроизвольные типы запоминания»

4.Ляудис

«Память в процессе развития»

5.Роговин

«Проблемы психологии в развитии»

 

1) Общие понятия о памяти.

Процесс запечатления,сохранения,воспроизведение со знанием прошлого опыта называется памятью. Реминисценция — отсроченное на два три дня воспроизведение заученного материала. Память как и восприятие и ощущение является процессом отражения,но отражается не только действует в данный момент,но и то что было в прошлом. Амнезия — забывание. Гипоамнезия — общее забывание.

2) Физиологические основы памяти.

Физиологческой основой памяти является образование и закрепление нервных связей в коре головного мозга с их последующим оживлением при воздействии различных раздражителей. Существуют 4 теории памяти.

-ассоциативная теория. Эта теория утверждает что в коре головного мозга образуются связи или ассоциации. Чем больше связей тем лучше логическая память и мышление. Выделяют простые и сложноые ассоциации. Аристотель указывал на ассоциации по смежности сходству по контрасту.

Современная научная Классификация ассоциативная

Классификация по характеру связей

а) вид- род(стол — мебель)

б) часть целое(корма — корабль)

в) по контрасту (белый- черный)

г) по определению св-ва предмета

д)по адекватности (пещера — убежище)

е) по отрицанию (щедрый — не щедрый)

- нейро-физиологическая теория. Мозговые нейроны образуют замкнутые цепи по которым совершаются движение нервных импульсов там сохраняется информация поступившая и переработанная в этих цепях.

- химическая теория. В определенных объединениях нервных клеток есть так называемые тельца Ниссля, которые содержат ДНК,которая является носителем генетической памяти.

- Теория условных рефлексов. В нервной системе человека хранится два вида информации. Информация накопленная в ходе эволюции. Она проявляется в виде безусловных рефлексов,инстинктов. Информация приобретает влияние в индивидуальной жизни.

 

3)Процессы запоминания,сохранения воспроизведения. Память включает в себя следующие психические процессы — запоминание, сохранение усвоенного, узнавание воспроизведение. То есть установление связей между предметами и явлениями. Процесс запоминания характеризуется различной степенью сознательной волевой активности. В зависимости от этого выявляют два виды запоминания. Непроизвольное и произвольное. Непроизвольное запоминание происходит без постановки специальной цели и без использование определенных приемов запоминания. Особенно хорошо запоминается то что вызывает интерес или связанно с чувствами человека.

Произвольное запоминание характеризуется целенаправленностью и предполагает использование специальных приемов. Подготовка к будничной профессии требует специального запоминания. В зависимости от степени мыслительной активности запоминание бывает механическим и логическим. Механическое запоминание состоит ттолько в повторении. Иногда повторение происходит без понимание исходного материала. Такое запоминание дается с трудом.

При осмысленном запоминании большое значение имеют процессы мышления. Человек старается понять что надо запоснить. Установить связь нового со старым. Важным условием ясного и твердого запоминания явяются способы заучивания.

Рациональные способы заучивания учебного материала. Для успешного запоминания учебного материала пользется приемами осмысленного запоминания.

- группировка материала

- деление его на части

- установление связи между частями

- выделение смысловых опорных пунктов

- озаглавливание частей текста

- составление плана будущего ответа

- повторение заученного материала

Важен не сам план а осмысленная работа проводившаяся при его составлении.

Узнавание и воспроизведение. Простой формай воспроизведение является узнавание которое имеет место при повторном восприятии уже знакомого обьекта. Различают два вида воспроизведения. Нерпеднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное воспроизведение осуществляется без заранее поставленной цели, когда образ прошлого независимо от нашего желания возникает в сознании. Но при выполнении любой работы чаще приходится опиратся на преднамеренное воспроизведение которое связанно с мышлением. Активный мыслительный процесс требующий волевых усилий при воспоизведении называется припоминанием. Яркое изображение этого процесса дает антон палыч чехов в рассказе лошадиная фамилия.

Иногда проявляется еще одна форма непреднамеренного воспроизведения,которая называется персеверация(навязчивость). В какой-то мере она есть у всех людей. Систематическое возникновение персеверации является признаком заболевания.

Сохранение и забывание. Необходимым условием воспроизведения является сохранение материала. Сохранение с физиологической точки зрения обьясняется пластичностью невной системы, которая проявляется в способности хранить ранее образовавшиеся неврые связи.Павлов подчеркивает что новые связи хорошо сохранаяются если они хорошо закреплены.

4) Виды и типы памяти. В зависимости от удержанногов памяти материала различают наглядно-образную словесно-логическую и эмоциональную память.

 

 


 

Мышление.

1)Общие понятия о мышлении.

2)Физиологические основы мышления.

3)Операции мышления.

4)Представление,понятие и понимание.

 

Литература:

1.Энгельс

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

2.К.Маркс и Ф.Энгельс Том 20.

3.Рубинштейн С.Л.

«О мышлении и путях его исследования» Москва 1958

4.Матюшкин А.М.

«Психология мышления» Москва 1965

5.Соколов А.Н.

«Внутренняя речь и мышление» Москва 1968

6.Выходский Л.С.

«Мышление и речь» Москва 1956

Полное собрание сочинений Том 2. Москва 1982

7.Тихомиров О.К.

«Структура мыслительной деятельности человека» Москва МГУ 1969

 

1) Общие понятия о мышлении.

Познание начинается с ощущений и восприятий, которые сами опираются на память, то есть на те следы которые образовались в процессе предыдущей деятельности.

Но познание опирающееся на на ощущение и восприятие поверхностное, так как при ощущении и восприятии человек отражает только внешний признаки и свойства предметов. В мышлении же человек отражает такие свойства предмета, явления, которые не представляются в визуальном отражении. Мышление это психический процесс отражения закономерных связей и отношений между предметами.

 

2)Физиологические основы мышления.

Мышление будучи сложным процессом опирается на ощущение, восприятие, память, эмоции и в свою физиологическую основу включает физиологические механизмы данных процессов. Сущность физиологических процессов заключается в образовании новых связей в коре головного мозга, в результате сложной аналитико-синтетической деятельности коры в целом. Однако в последние годы 20 века исследование ученых установлено,что большее участие в мышлении принимают височные и лобные доли коры. Физиологической основой мышления являются временные связи(ассоциации).

 

3) Операции мышления.

Всякое мышление осуществляется при помощи отдельных операций,которые выступают парами.

а) Сравнение и противопоставление.

В результате сравнение и противопоставления,человек находит различия, так же осуществляется связь старого с новым.

б) Анализ и синтез. Анализ — мысленное разложение целого на части на единой основе. Синтез — соединение разрозненных элементов в целое на единой основе. Анализ и синтез осуществляются одновременно.

в)Абстрагирование и конкретизация. Абстрагирование - отрыв, отличие свойства предмета от самого предмета.

г) Обобщение и систематизация.

 

4) Представление понятие понимание, в процессе познание человек всегда оперирует имеющисися знаниями.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие | Основные понятия и задачи менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.