КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Централизация и децентрализация менеджмента
Закон необходимого разнообразия Разнообразие – количество состояний, в которых система может находиться под воздействием внешних условий или внутренних причин. Для эффективного управления необходимо, чтобы разнообразие управляющей системы было не меньше, чем разнообразие управляемой. С ростом разнообразия управляющей системы эффективность управления растет, т. к. растет вероятность того, что воздействия будут подходящие стремясь в пределе к оптимальному разнообразию. Менеджеру нужно стремиться к повышению разнообразия. Пути повышения разнообразия: - постоянное совершенствование каждого менеджера; - оптимизация числа работников, занятых в системе управления; - децентрализация управления; - автоматизация управленческих процессов.
Централизация – это сосредоточение права принять решение на высших уровнях управления. Децентрализация – это передача права решения с верхнего на низший уровень управления. При децентрализации, как правило, ответственность не передается, т.к. руководитель, передавая право принятия решения, не может снять с себя ответственность. Децентрализация обладает след достоинствами: - управление более гибкое за счет приближения субъекта к объекту управления; - применяемые решения становятся более эффективными; - в нижних уровнях управления пробуждается положительная мотивация; - высвобождение времени у высшего руководства на решение недецентрализованных вопросов. Недостатки: - возникновение опасности потери единства управления; - затрудняется контроль; Нельзя абсолютизировать ни централизацию не децентрализацию, необходимо найти в каждой организации свои наилучшие соотношения. Делегирование полномочий – форма децентрализации в менеджменте.
Сегодня существует множество представлений об организации (моделей). Ярким примером является широко известная схема «7С» Тома Питерса1, который рассматривает организацию как совокупность семи ее составляющих (см. рис. 1.5). Рис. 1.5. Составляющие элементы организации
Свое название схема «7С» получила за то, что каждая ее составляющая в английской транскрипции начинается с буквы «S». На русском языке также удалось эти составляющие привести к одной начальной букве «С». Совместные ценности, Стиль, Состав работников, Стратегия, Структура, Сумма знаний и Системы. «Стратегия» разместилась в центре шестиугольника. Этим самым подчеркивается важность этой составляющей. Стратегия всегда есть, но она может быть сформулированной или несформулированной, «действенной» или «бумажной», поддерживаемой сотрудниками или нет, и т. д. Кружочки («совместные ценности», «сумма навыков» и «стиль») представляют собой неформальную структуру взаимодействия людей в организации, которая в конечном счете влияет и определяет (а не руководитель) формальную структуру управления («структура», «состав работников» и «система»).
С учетом важности каждой группы факторов, задаваемой коэффициентами относительной важности, результаты оценки кризисных факторов отображаются на диаграмме, вид которой представлен на рис. 1.10. На рисунке показана степень «погруженности» той или иной группы факторов в зоны, характеризующие кризисность состояния предприятия. Оценка Рис. 1.10. Графическая интерпретация оценки состояния кризисных факторов
Возможность удержать конкурентное преимущество зависит от способностей организации. Отличительными называются те способности, имитация которых конкурентами либо невозможна в принципе, либо крайне затруднительна. Воспроизводимые способности можно купить на рынке или создать внутри любой компании, обладающей достаточной базой управленческих умений и навыков, настойчивостью и финансовыми ресурсами. Большинство технических способностей воспроизводимы. Предприятие должно постоянно следить за основными компонентами окружающей системы и делать выводы относительно своих потребностей в переменах. Обычно среди этих компонентов выделяют (см. рис. 1.11): - экономические (например, глобализация рынка или его региональная дифференциация); - -технологические (быстрое распространение новых технологий); - политико-правовые (изменения в законодательстве); - социально-культурные (демографические сдвиги, изменения в системе ценностей); экологические (климатические условия, нагрузка на экосистему). Теории жизненных циклов организаций целиком построены на аналогиях и метафорах, пришедших из биологической науки (рис. 1.12), практический смысл моделей жизненного цикла организаций состоит в подробном определении этапов и состояний, из которых складывается каждая из стадий жизни организации, что имеет значение при составлении прогнозов о поведении людей в организации. Каждая организация на определенном этапе развития неизбежно приходит к необходимости изменений в своей деятельности для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности.
Рис. 1.12. Жизненный цикл организации
Поведение людей, проходя вслед за организацией стадии рождения, юности и зрелости, может в случае не разрешения «возрастных» проблем испытывать временные кризисы, отмечающиеся фрустрацией и бездеятельностью, падением эффективности, организационным оппортунизмом и др. (см. табл. 1.8). Другой вариант зависимости организационного поведения от стадий роста отражен в модели кризисов роста Л. Грейнера, который выделил пять фаз роста организаций. Каждая фаза содержит эволюционную стадию развития организации, которая прерывается кризисами управления. Кризисы отличаются значительными внутренними беспорядками в организации, и это можно назвать революцией. Все фазы связаны последовательно друг с другом и образуют историческую цепочку, которую можно использовать в прогнозировании (см. рис. 1.13).
Таблица 1.8
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |