КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и термины физической культуры
При изучении любой научной дисциплины, в том числе и теоретических основ физической культуры, необходимо определить исходные (базовые) понятия, которыми оперирует данная наука. Понятия в обобщенной форме отражают предметы и явления изучаемой сферы действительности (в нашем случае – ФК) и связи между ними в виде представления общих и специфических признаков, каковыми выступают свойства предметов и явлений. Термины – это конкретные названия предметов или явлений, отражающие специфический характер в определенной науке, научной теории или концепции. Знание основных понятий и терминов способствует активному использованию средств, форм и методов физической культуры в процессе освоения учебной программы по данному предмету. Одно из ключевых понятий, определяющих сущность двигательной активности человека, направленной на улучшение физического состояния организма, является «Физическая культура». По мнению Б.В.Евстафьева (1980) в мировой литературе существует свыше 220 формулировок данного понятия. Однако одни авторы видят ФК как процесс, другие считают ее результатом деятельности, третьи рассматривают ФК в ракурсе сферы услуг и т.д. и т.п. Вероятно, в силу многоплановости, масштабности, социальной специфичности феномена ФК, дать формулировку, отражающую все ее аспекты, практически невозможно в кратком виде. Обязательно будет упущена какая-либо сторона, связь, сфера ФК. Но, тем не менее, в учебных целях это надо сделать, обобщив наиболее существенные стороны этого социального явления. Физическая культура – это часть общей культуры общества, она представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком для своего физического совершенствования. Физическое совершенствование понимается как процесс улучшения физического состояния и физической подготовленности. Физическое состояние – является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Физическое развитие – определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма. Одним из важнейших критериев физического развития выступает телосложение человека, под которым понимают размеры, формы, пропорции и особенности расположения и соразмерность различных частей тела. Подобные показатели называют антропометрическими. Среди них важное значение и широкое распространение получили такие показатели как рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.п. Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.п. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями. Физическая подготовленность является результатом систематического выполнения физических упражнений и отражает качественное состояние двигательной сферы человека, которая характеризуется двумя основными частями. Первая – уровень проявления физических качеств (иногда используют термин – двигательные способности). Вторая – наличие двигательных навыков, характеризующихся по широте (количеству) и степени их сформированности (прочности). Физические качества (синоним – двигательные способности) – это совокупность различных свойств организма, характеризующих двигательную деятельность человека. Обычно выделяют четыре основных физических качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость. Они проявляются только в двигательной деятельности, характеризуют ее эффективность и в значительной мере определяют успешность трудовой, служебной, игровой, военно-профессиональной и других видов социального бытия человека. Сила – это свойство организма преодолевать внешнее сопротивление (или противодействовать ему) за счет мышечных усилий. Уровень силы обусловлен рядом факторов: · работой центральной нервной системы; · особенностями процессов нервно-мышечной координации; · размерами физиологического поперечника мышц, их эластичностью; · активностью биологических процессов; · степенью волевого усилия; · психической установкой на проявление максимального силового напряжения. Наиболее эффективными способами развития силы являются повторный метод и метод максимальных усилий. Первый – характеризуется повторением физического упражнения с одинаковым усилием (обычно 50 – 60 % от максимума) и длительностью интервалов отдыха. Одним из вариантов данного метода выступает метод «до отказа». Он используется преимущественно для развития мышечной массы и быстрого развития силы. Суть его заключается в выполнении упражнения до предела своих возможностей в каждом подходе, а количество подходов – в зависимости от уровня подготовленности (но не менее 2 – 3). Второй метод развития силы строится на включении в тренировочный процесс предельных и околопредельных нагрузок. Это означает, что отягощение должно быть таковым, чтобы с ним можно было сделать 1 – 2 движения. Данный метод не рекомендуется использовать чаще 2 – 3 раз в месяц. Выносливость -свойство организма человека длительное время выполнять физическую работу на достаточно высоком уровне. Известно, что воздействие физических нагрузок вызывает утомление, которое приводит к снижению работоспособности. Поэтому выносливость является свойством организма человека, в существенной степени отражающим его способности противостоять утомлению в процессе деятельности. Выносливость подразделяется на общую (продолжительное выполнение разнохарактерной работы) и специальную (проявление выносливости к определенной, конкретной деятельности: преимущественно силовой, скоростной, скоростно-силовой и т.п.). Для развития выносливости используют в основном такие методы как равномерный и переменный.Первыйиз них широко применяется на начальных стадиях тренировочного процесса. Он характеризуется выполнением упражнений (как правило, циклического характера: бег, плавание, лыжи и т.п.) в среднем или низком темпе с равномерной скоростью по всей дистанции, которая от занятия к занятию постепенно увеличивается. Переменный метод связан с варьированием скорости (интенсивности) выполнения упражнений от малой до большой, при этом частота сердечных сокращений не должна превышать 170 уд./мин. И опускаться ниже 140 уд./мин. Быстрота – в наиболее обобщенном виде это свойство организма в существенной степени обуславливает способность совершать двигательные действия за минимальное время. Синонимом быстроты выступает термин «скоростные способности». Они проявляются в трех формах: · быстрота (скорость) двигательной реакции; · быстрота (скорость) отдельного движения, приема; · частота (темп движений, выполнения комплекса упражнений, приемов). Основными методами развития быстроты являются повторный, контрольный и соревновательный. Повторный метод является ведущим в развитии быстроты. Его сущность состоит в повторном пробегании отрезков от 30 – 40 метров до 100 метров с интенсивностью 90 – 95 % от максимальной, интервал отдыха 3 – 4 минуты. Контрольный метод заключается в пробегании определенной дистанции (или выполнении какого-либо упражнения, приема) в максимальном темпе. Соревновательный метод предполагает выполнение физических упражнений в условиях максимально приближенных к соревновательным, что обуславливает совершенствование не только физических, но и психических качеств человека. Ловкость – по меткому выражению Н.А.Бернштейна (1986, 1991) – является «царицей психофизических качеств» и по своей сущности выполняет функцию управления движениями, в связи с чем ведущее место в ее реализации занимает центральная нервная система. Ловкость понимается как способность человека координировано выполнять движения, а также рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловкость характеризуется координацией, точностью и соразмерностью движений, а наиболее эффективными средствами ее совершенствования являются следующие упражнения: гимнастическо-акробатические, спортивно-игровые, единоборства и т.п. Наиболее часто используемыми методами развития ловкости выступают: повторный, сенсорный, метод необычных двигательных заданий. Повторный метод используется на начальном этапе обучения. Путем многократного повторения разучиваемого упражнения (приема) формируется соответствующий двигательный навык, который лежит в основе ловкости. Сенсорный метод предполагает использование дополнительной информации о качестве выполнения упражнения (приема), что повышает возможности обучающихся по управлению своими движениями. Метод необычных двигательных заданий стимулирует занимающихся выполнять быстро и точно неординарные (необычные) для них упражнения, движения после однократного их показа преподавателем (тренером). Мы рассмотрели первую составную часть понятия «физическая подготовленность» - физические качества. Второй – выступают двигательные навыки, под которыми понимают практические действия, доведенные до автоматизма. Навык можно считать сформированным, если упражнение (прием) выполняется с высокой степенью надежности, управление движениями осуществляется автоматизировано (т.е. практически без сосредоточенности на них внимания) и контролируется только конечный результат. Одной из специальных задач ФП овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, преодоления различных полос препятствий (в том числе и пожарно-прикладной). Кроме того, в Наставлении по физической подготовке (НФП – 96) ставится задача по формированию навыков ходьбы и бега в различных условиях местности, с оружием и снаряжением (в том числе и на лыжах), а также обучение служебно-прикладному плаванию. Двигательные навыки формируются путем многократного повторения разучиваемого упражнения (приема). В результате выполнения двигательных действий достаточно большое количество раз в мозгу человека (на базе имеющегося опыта) создается модель предстоящего двигательного навыка. Педагогические аспекты формирования двигательных навыков будут изложены в следующей главе. Мы должны усвоить, что физическая подготовленность является результатом регулярных занятий физическими упражнениями, т.е. итогом конкретного тренировочного процесса. Он называется физической подготовкой и характеризуется как целенаправленный педагогический процесс физического совершенствования сотрудников МЧС, осуществляемый в специфических служебно-профессиональных условиях деятельности. Теперь рассмотрим какую роль играет физическая культура и физическая подготовка, как ее составная часть, в профессиональном становлении будущих специалистов МЧС.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |