КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль физической культуры в профессиональной подготовке курсантов – будущих специалистов МЧС
Специальная деятельность специалиста МЧС связана с перенесением высоких физических нагрузок и нервно-психических напряжений. Поэтому в процессе обучения в ВУЗе курсанты должны активно использовать физические упражнения для подготовки тела и духа к перенесению всех трудностей своей опасной и героической профессии. Наука и практика накопили большой опыт, свидетельствующий о том, что применение физических упражнений, как основного средства физической культуры, всегда оказывала положительное воздействие на подготовку людей к определенному виду деятельности (служебному, производственному, военному, игровому и т. п.). Специфика служебно-профессиональной деятельности сотрудников МЧС обуславливает довольно высокие требования к физической кондиции человека, к его готовности всегда вступить в бой с огнем, а также быть способным к выполнению ряда других обязанностей офицера МЧС. Поэтому каждый курсант, как будущий специалист ГПС, должен готовиться в процессе обучения в ВУЗе к предстоящей профессиональной деятельности. Структура индивидуальной готовности к выполнению служебных обязанностей включает совокупную готовность по ряду составных компонентов: морально-политические качества специалиста; служебно-профессиональный уровень образования; соответствующий уровень психических качеств и устойчивости психики к воздействию различных стресс-факторов служебной деятельности; достаточно высокая физическая подготовленность сотрудника МЧС. Прежде чем рассмотреть вопрос о том, как влияет ФП на формирование этих четырех компонентов индивидуальной готовности к служебно-профессиональной деятельности, мы должны выявить ее возможности, т.е. определить функции ФП. Как показывает социально-историческая практика, ФП объективно выполняет функции: образования; развития; воспитания; оздоровления; слаживания. Образовательная функция обуславливает формирование и совершенствование у курсантов и слушателей новых двигательных навыков, усвоение ими теоретических знаний в области физической культуры и привитие организаторско-методических умений в проведении занятий по ФП. Функция развития обеспечивает активное улучшение антропометрических показателей (рост, вес, мышечная масса, динамометрия, жизненная емкость легких и т.п.), повышение уровня развития физических (сила, ловкость, быстрота, выносливость) и специальных (устойчивость к кислородному голоданию, укачиванию, вестибулярная устойчивость и т.п.) качеств. Воспитательная функция дает возможность совершенствовать морально-политические (патриотизм, чувство долга, коллективизм, товарищество, взаимопонимание и т.п.) и психические (внимательность, смелость и решительность, эмоционально-волевую устойчивость и т.п.) качества у занимающихся, формировать у них положительную установку использования ФП в профессиональном становлении специалиста МЧС и воспитывать привычку к систематическому применению физических упражнений в режиме дня. Оздоровительная функция связана с оптимизацией функционального состояния слушателей и курсантов, укреплением здоровья и повышением адаптационных (приспособительных) возможностей их организма. Функция слаживания с помощью средств ФП обеспечивает в подразделении: групповую совместимость (как оптимальное взаимоотношение между членами группы в различных видах совместной деятельности); сработанность (как показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия и взаимозаменяемости); сплоченность (как ценностно-ориентационное и предметно-ценностное единство личного состава группы). Теперь зная функции ФП, ее возможности, рассмотрим как она воздействует на формирование готовности к профессиональной деятельности по каждому из четырех составных частей. Морально-политическая готовность, как один из компонентов индивидуальной готовности, определяет социальную зрелость курсанта, причем ее моральный аспект отражает отношение человека к человеку, а политический – его отношение к социуму более высокого порядка (чувство гордости за свой коллектив, подразделение, профессию, институт МЧС и т.п.). Правильно организованная и целенаправленная ФП оказывает положительное воздействие на развитие сознания курсантов, формирование у них чувства долга, обязательности, взаимовыручки, коллективизма и т.п. Служебно-профессиональная готовность также формируется более эффективно, если ФП рационально организована и проводится методически грамотно, с учетом преимущественного развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков. Психическая готовность эффективно формируется, как правило, в экстремальных условиях деятельности. Известно, что ФП, особенно выполнение упражнений с элементами риска и в соревновательной обстановке, в существенной мере способствует развитию психических качеств и формированию хорошего психологического климата в коллективе. Мы отметили три компонента индивидуальной готовности к профессиональной деятельности, которые формируются не только (может быть и не столько) средствами ФП, но и она в этом случае реализует свой функциональный потенциал так называемого неспецифического воздействия. При обеспечении физической готовности (четвертый компонент индивидуальной готовности) ФП реализует свой специфический потенциал. Это означает, что довести уровень развития физических качеств и сформировать двигательные навыки, которые соответствовали бы требованиям служебно-профессиональной деятельности, невозможно никакими другими средствами, кроме физических упражнений. Итак, мы выяснили, что ФП оказывает положительное влияние на формирование различных показателей индивидуальной готовности курсантов к деятельности сотрудников МЧС. Необходимо отметить, что ФП оказывает позитивное интегральное воздействие на повышение эффективности профессионального обучения слушателей и курсантов. Это обусловлено: · применением физических упражнений в системе профессионального отбора в ВУЗы МЧС; · использованием средств ФП для ускорения адаптации первокурсников к условиям обучения; · опережающим развитием в процессе ФП профессионально важных физических, специальных и психических качеств, а также формированием прикладных двигательных навыков.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |