КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники конституционного права России
Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т. е. внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права:
По признаку превалирования того или иного источника права правовые системы относят к тому или иному виду. В странах христианской цивилизации действуют две правовые системы: англосаксонская и романо-германская (континентальная). Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному рассмотренному делу, обязательное для всех последующих решений по аналогичным делам, играет значительную роль в англосаксонской правовой системе (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Большое значение в странах этой правовой системы имеют правовые обычаи, т. е. правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения их людьми и превратившиеся в устойчивые правовые нормы. Нормативно-правовые акты в этих странах играют меньшую роль. В странах романо-германской (континентальной) правовой системы, наоборот, решающее значение имеют нормативно-правовые акты. Правовые обычаи используются редко, в основном в сфере частного права. Решения судов источниками права обычно не считаются, за судами признается лишь право толкования нормативно-правовых актов. К этим странам относятся страны континентальной Европы (разумеется, без Великобритании), в том числе и Россия. Вышеуказанное соотношение источников права в различных правовых системах в полной мере относится и к конституционному праву. Например, конституция Великобритании является конституцией в материальном смысле и представляет собой совокупность судебных прецедентов, правовых обычаев и нормативно-правовых актов, вследствие чего признается неписаной (частично писаной). В конституционном праве стран романо-германской (континентальной) правовой системы, напротив, основным и практически единственным источником являются нормативно-правовые акты, подразделяющиеся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативно-правовые акты. Именно они являются источниками конституционного права России. Среди законов различаются конституции в формальном смысле и иные законы, среди которых в ряде стран выделяются конституционные, органические, обычные законы. Ведущим источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. Это не первая конституция в формальном смысле в истории России, но принципиально отличающаяся от всех прежних конституций (подробнее об этом см. в лекции 2 «Конституция России: история и современность»). На втором месте среди источников конституционного права России стоят федеральные конституционные законы (ФКЗ). Следует заметить, что в конституционном праве зарубежных стран обычно различают понятия «конституционный закон» и «органический закон». Конституционный закон — это закон, вносящий изменения и дополнения в конституцию, а органические законы — это законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным конституцией. Часто понятие «конституционный закон» и «органический закон» отождествляются. В РФ федеральные конституционные законы — это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, т. е. на самом деле — это органические законы. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ, ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (особо квалифицированным большинством голосов) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (квалифицированным большинством голосов). Совет Федерации и Государственная Дума при этом являются палатами российского парламента — Федерального собрания. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент не может отклонить его, потому что не имеет права «вето». В настоящее время в РФ принято и действует тринадцать ФКЗ.
Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о военном положении (ч. 3 ст. 87 Конституции РФ); о созыве Конституционного собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ). Источниками конституционного права России являются также и обычные законы, которые называются федеральными законами (ФЗ). Они, в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. Некоторые ФЗ, также как и ФКЗ, принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, и в таком случае они, безусловно, являются источниками конституционного права России, поскольку дополняют и развивают положения Конституции РФ. Таковыми являются, например, ФЗ «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г., ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ» от 24 июня 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями, ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 5 августа 2000 г. и многие другие. Силу ФЗ имеют некоторые законы, принятые еще до вступления в действие Конституции РФ и являющиеся источниками конституционного права России. Они, в отличие от ФЗ, называются Законами РФ. Таковым является, например, закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г. Среди подзаконных нормативно-правовых актов большое значение имеют указы Президента РФ. В свое время решающую роль в становлении новой российской государственности сыграл Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. В последнее время указами Президента РФ стала регулироваться деятельность вновь введенного Института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (Указ от 18 мая 2000 г.), Государственного совета (Указ от 1 сентября 2000 г.). Указами Президента РФ вносятся изменения в ст. 65 Конституции, в которой перечислены субъекты РФ в случае изменения наименования субъекта. Источниками конституционного права России являются также и акты палат Федерального Собрания РФ — Совета Федерации и Государственной Думы — постановления, принимаемые по вопросам их компетенции, и регламенты, устанавливающие внутреннее устройство и порядок деятельности палат. Нормативные договоры (международные и внутригосударственные) также играют значительную роль в конституционно-правовом регулировании. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Особое значение в современной правовой системе России имеют внутригосударственные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, Договор РФ и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г.; Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга» от 13 июня 1996 г. и многие другие подобные договоры. Как уже отмечалось, в романо-германской (континентальной) правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования (разъяснения) нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, он дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Только в период с 1995 по 2000 г. Конституционный суд РФ принял одиннадцать постановлений о толковании отдельных положений Конституции РФ. В частности это постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» от 31 октября 1995 г., постановление Конституционного суда РФ «По делу о толковании положений ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» от 11 июля 2000 г. и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |