Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология форм




ДВА ТИПА ВОЛИ

ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО

Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):

Gemeinschaft / community / община (сообщество);

Gesellschaft / society / общество.

Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.

• - 5 -

Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:

с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии;

с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.

Общинные отношения:

родовые и кровно-родственные;

соседство (совместное проживание);

духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.

Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.

Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.

• - 6 -

Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.

Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и

K u rwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.

К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.

К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.

Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).

• - 7 -

Социологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема философии культуры)».

Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.

Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:

об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);

о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).

Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.

Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.

• - 8 -

Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.

Соответственно, средствами объективации стали:

абстрагирование;

идеализация;

конструирование идеальных типов.

Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.

Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.

Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.

• - 9 -

Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество.

Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:

социальные отношения;

социальные группы;

корпорации и объединения.

Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.

Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.

Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

• - 10 -

Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):

  1. нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция;
  2. правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
  3. нормы морали – религии или установленные общественным мнением.

Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.

Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.

Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

• - 11 -

Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.

Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.

Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.