КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология форм
ДВА ТИПА ВОЛИ ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО • Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1): • Gemeinschaft / community / община (сообщество); • Gesellschaft / society / общество. • Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует. • - 5 - • Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей: • с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии; • с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях. • Общинные отношения: • родовые и кровно-родственные; • соседство (совместное проживание); • духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д. • Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе. • Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство. • - 6 - • Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли. • Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и • K u rwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом. • К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память. • К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление. • Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление). • - 7 - • Социологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема философии культуры)». • Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии. • Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна: • об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия); • о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности). • Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе. • Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму. • - 8 - • Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание. • Соответственно, средствами объективации стали: • абстрагирование; • идеализация; • конструирование идеальных типов. • Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь. • Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности. • Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает. • - 9 - • Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество. • Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни: • социальные отношения; • социальные группы; • корпорации и объединения. • Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость. • Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели. • Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей. • - 10 - • Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
• Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм. • Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии. • Социология – это единство теоретического и прикладного знания. • - 11 - • Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя. • Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения. • Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |