КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная реконструкция
• Разработана в британский период. После 1933 г. его позиция становится активной и публицистически выраженной. Ощущал потребность внести вклад в защиту цивилизации от надвигающегося фашизма. • Ставит диагноз социального кризиса. Он начинается с расширения процессов «фундаментальной демократизации». Элите не удается дистанцировать массы от политики. Растет число социальных групп, стремящихся к контролю политической сферы и разрешению посредством политики своих личных интересов. • Но подъем масс угрожает не только элите, но и всему обществу. Старая элита, утрачивая власть, уже не может быть лидером. Индустриализация способствует увеличению сложности и дифференцированности социальной жизни. Параллельно нарастает и ее рационализация. • Ситуация кризиса, по Маннгейму, - это проявление нарушения действия рациональных механизмов. Оно приводит к растерянности, хаосу, панике. • - 8 - • Для выхода из кризиса необходима реконструкция социальной системы, основанная не на плохо скоординированной активности людей в рыночных отношениях, а на осознанном планировании. Только такого рода плановая социальная реконструкция спасет западную цивилизацию. • Достижение этой цели предполагает развитие и закрепление нового стиля мышления – планируемого мышления для всех членов и руководителей общества. • По Маннгейму, для достижения оптимального социального состояния не требуется ничего, кроме полной реконструкции человеческого мышления и воли. • В результате этих процессов должна произойти вторичная интеграция людей в группы, оформленная по разным основаниям. Здесь под контролем планирования должны оказаться не только материальные, но и духовные аспекты жизни. Поэтому он возвращается к идее конструктивной роли церкви, способствующей единению и восстановлению моральных ценностей. • - 9 - • В спланированном обществе выбор лидеров не может быть произвольным. Лидеры должны конкурировать, а процедуры выборов должны быть усовершенствованы. • Социальным планированием должна заниматься научная элита. Элита социологов должна быть ответственна перед обществом за нахождение механизмов социальной стабилизации – без навязывания своей воли. • Вопрос о сопряжении лидерства и демократии остается не проясненным. Не задается он и вопросом: кто должен планировать плановиков? Вместо этого он предлагает различать случайную и функциональную власть. В планируемом обществе должна быть представлена только последняя. Проблема, однако, заключалась также и в том (не Маннгейм!), что случайная власть для одних могла быть функциональной для других, и наоборот.
• Лекция 16. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Питирима СОРОКИНА • ПЛАН
• - 2 –
• Питирим Сорокин – одна из самых глобальных фигур ХХ столетия, оставивших значительный след в развитии социальной мысли. Его по праву можно было назвать энциклопедистом. Жизненный путь Сорокина был нетипичен для академического ученого, диапазон идей огромен, а резко критическое отношение к коллегам создавало проблемы профессионального взаимодействия и коммуникаций. • В его творчестве, содержательно и хронологически, принято различать 2 периода – русский и американский. Тем не менее, общая совокупность идей получила название ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ. • Питирим Александрович СОРОКИН родился в 1889 г. в с.Турья Вологодской губернии. Был окрещен Питиримом в честь епископа Питирима, одного из местных святых. Отец был ремесленником, мать – крестьянкой. С детства работал с отцом и братьями, ведя бродячий образ жизни в поисках заработков. В 10 лет Питирим, вместе со старшим братом, оставляет пьющего отца и начинает работать самостоятельно. • Заканчивает церковно-учительскую школу. В 15 лет вступает в партию эсеров, привлекшую идеями лояльности к царизму, вниманием к индивидуальности и творчеству. • В 1906 г. - впервые арестован и помещен в тюрьму в к.Кинешма. Здесь он знакомится с трудами классиков марксизма и социально-философской мысли – с произведениями Конта, Дарвина, Спенсера, Л.Толстого. Вторым результатом стало осознание того, что революционная деятельность мешает дальнейшему образованию. • - 3 - • В 1909 г. поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт, где функционировала 1-ая российская кафедра социологии под руководством де Роберти и Ковалевского (N.B.! институционализация российской дореволюционной социологии). • В 1910 г. Сорокин переводится на юридический факультет университета и обучается там под руководством Петражицкого. Здесь он реализует попытку синтеза криминологии и социологии. Дипломная работа Сорокина называлась: «Преступление и кара, подвиг и награда». Методологическим основанием анализа стало требование к социологии – изучать внешние факты социальной жизни, игнорируя внутренние психические процессы. • В соответствии с этой установкой, утверждалось, что все формы поведения людей могут быть описаны при помощи 3-х видовых понятий: • дозволенно-должного • рекомендуемого • запрещенного • Этим понятиям соответствуют социальные санкции: • должные (стандартные) реакции • награды • кары • - 4 - • Таким образом, социальная жизнь, по Сорокину, предстает как последовательность акций-реакций. Их взаимодействие и составляет суть нелинейного социального прогресса. • В период 1 МВ активно сотрудничает с журналами, популяризует идеи Э.Дюркгейма, с которым состоял в переписке. • После окончания университета оставлен на кафедре уголовного права. В 1915 г. – сдает магистерский экзамен, с января 1917 г. – приват-доцент в Петербургском университете • В 1916 г. в Психоневрологическом университете на базе кафедры социологии открывается «Социологическое общество им. Ковалевского». В 1920 г. – ПЕРВЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в Петроградском университете. П.Сорокин становится его 1-м деканом. • 1917 - год политической деятельности Сорокина. Он – член Государственной Думы, Временного правительства, организатор Крестьянского съезда, редактор эсеровских газет, личный секретарь Керенского. • 1918 г. – арестован по обвинению в покушении на Ленина, затем скрывался в лесах на Севере. Опубликовал письмо о крахе эсеровского движения и своем выходе из этой партии. (Статья Ленина «Ценные признания П.Сорокина» – реакция на это письмо). • - 5 - • В 1920 г. – открывается ПЕРВЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в Петроградском университете (N.B.! институционализация). П.Сорокин становится его 1-м деканом, 1-м профессором социологии университета, пишет учебники по праву и социологии. • В 1920 г. выходит итоговая книга российского периода «СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ». В апреле состоялся открытый диспут по этой книге. В этой работе были сформулированы ПРИНЦИПЫ БУДУЩЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ. • Основные идеи книги: • Теоретическая социология должна изучать общественные явления с позиций сущего (должного). • Она предполагает деление на 3 раздела:
• Методологически система построена на принципах неопозитивизма и бихевиоризма. • Формулирует тезис о том, что постоянной величиной социологии является социальное поведение, основанное на психо-физических механизмах, переменными величинами – субъективные аспекты поведения. • - 6 - • Интегральным фактором социальной жизни называет коллективный рефлекс.
• индивиды - обладают нервной системой, потребностями, реакциями на стимулы • акты (действия) - состоят из внешних раздражителей и внутренних психических реакций • проводники общения (символы интеракции) - символы передачи реакций во взаимодействии (язык, деньги, письменность, музыка искусство) • Социальные группы разделяются на различные типы: • элементарные (семья, по признакам половой, возрастной, партийной, религиозной и т.д. принадлежности) • кумулятивные (сочетание элементарных группы – касты, классы, национальности) • сложные (сочетание кумулятивных и элементарных групп – население)
• - 7 - • 1922 – переломный год в судьбе Сорокина. Начинаются гонения за его разгромную рецензию книги Н.Бухарина «Теории исторического материализма». • Этот год – год ужесточения идеологического контроля за преподаванием общественных дисциплин. Были произведены массовые аресты. Буржуазная профессура отстраняется от преподавания. Под угрозой расстрела было предъявлено требование в 10-дневный срок покинуть страну. • В сентябре 1922 г. Сорокин с женой навсегда покидает Россию, выехав в Берлин. Там получает приглашение чешского президента Масарика и переезжает в Прагу. За год чешского периода подготовил к печати 5 книг, организовал издание нескольких журналов, читал лекции. • В 1923 г. получает приглашение американских социологов прочитать курс лекций в университетах о русской революции. Принимает приглашение и окончательно переезжает в США.
• На языковую адаптацию у Сорокина ушел год. Летом 1924 г. он приступает к чтению лекций в Миннесотском ун-те, в ун-тах Иллинойса и Висконсина. Сначала встречает резкое неприятие академических кругов, воспринимающих его как озлобленного политического эмигранта. • В защиту Сорокина выступили Ф. Гиддингс и Ч. Кули. Постепенно стало приходить признание. • - 8 - • Миннесотский период – один из самых продуктивных. В это время выходят: • «Социология революции» • «Социальная мобильность» • «Современные социальные теории» • «Систематическая антология сельской социологии» (в 3-х томах). Все это - огромные фолианты, написанные на неродном языке. • «СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ». Рассматривая с социологической т. зр. феномен революции, выделяет в ней 2 фазы – подлинно революционную и контрреволюционную (диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Ленина). • Выделяет 3 условия революционного взрыва: • возрастающее подавление инстинктов населения • их определяющий характер • бессилие контрольно-охранительных групп. • К базовым, определяющим инстинктам людей относит: пищеварительный, сексуальный, собственности, самовыражения, самосохранения и ряд др. Подавление инстинктов на групповом уровне приводит к нарушению социальных норм и асоциальному поведению. • - 9 - • Когда репрессивные меры, усталость и раздражение масс достигают критической точки, возникают условия для контрреволюционного переворота. Появляется потребность в сильном лидере или лидирующей группе, способной на установление жесткой власти – диктатуры. • Т.о., революционный переворот начинается с уничтожения социальных ограничений, а заканчивается закреплением других в еще более жесткой форме. Революция – это нарушение нормальных механизмов функционирования общества. Она порождает сдвиги на всех уровнях социальной организации. • «СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ» - классическое западное исследование по проблемам стратификации и мобильности. Его суть – в прояснении внутренней социальной динамики. • Социальная мобильность - нормальное, естественное состояние общества. Она представлена постоянными перемещениями из одной социальной позиции в другую: • индивидов, • групп и • ценностей. • - 10 - • Сорокин различает: • горизонтальную мобильность (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социальной стратификации) и • вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую, здесь также выделяются 2 типа: восходящая и нисходящая). • Вертикальную мобильность можно рассматривать в 3 аспектах, соответствующих 3-м формам стратификации: • политическом, • экономическом • профессиональном. • Восходящая вертикальная мобильность может быть представлена двояко: • как индивидуальная инфильтрация (просачивание, поднятие) • как коллективное восхождение, создание в более высокой страте новой социальной группы. • Основное препятствие для социальной мобильности – наличие определенных «сит» - механизмов тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. В мобильных обществах эти механизмы совпадают с традиционными нормами вертикальной мобильности – семьей, образованием, проф-ми организациями и др. • - 11- • Социальная циркуляция причинно обусловлена, целесообразна и контролируется различными институтами, за исключением периодов анархии и социальных потрясений. В нормальные периоды мобильность постепенна, регулируема и контролируема. • К постоянным факторам, влияющим на вертикальную мобильность, относит: • демографические • различия между родителями и детьми • динамику социального окружения. • Например, низкая рождаемость или высокая смертность приводят к социальному вакууму, который начинает заполняться представителями низших страт. Таким образом происходит круговая циркуляция внутри элит в обществе. • Нестратифицированное общество не возможно. Социальная стратификация – постоянная характеристика любого организованного общества. Она меняется по форме и как социальное явление существует всегда, обладает вневременными, сущностными характеристиками. • - 12 - • К 1930 г. вклад Сорокина в развитие теоретической и прикладной социологии был признан и на американском континенте. В этом году в Гарвардском университете открывается социологический факультет, и Сорокин, вплоть до отставки по возрасту становится его деканом. Пик преподавательской активности в Гарвардский период пришелся на 30-50 гг. • К концу 30-х гг. Сорокин предполагал разработать глобальный социологический труд, с привлечением эмпирического материала. Он получил от Гарвардского университета гигантский, по тем временам, грант в $ 10000 и привлек к проведению исследований аспирантов. В результате в 1941 г. выходит его главная 4-х томная работа «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА», вызвавшая большой резонанс критики – более половины всех рецензий оказались положительными. Этот труд объединил практически все области гуманитарного знания в единую ИНТЕГРАЛЬНУЮ СОЦИОЛОГИЮ. • Далее - основные идеи работы. • Люди находятся в социальном взаимодействии, регулируемом: • бессознательными факторами (рефлексами) • биосознательными факторами (голодом, жаждой, половым влечением) • социосознательными факторами (нормами, ценностями, значениями). • - 13 - • Толпа является случайным, временным объединением людей. Общество характеризуется наличием устойчивых и причинно обусловленных связей, способностью порождать нормы, ценности и значения, разделяемые его членами. • Любое общество можно понять и описать только через систему присущих ему значений – норм и ценностей. Эту систему общества Сорокин называет единовременным культурным качеством. • Скрытые в индивидах и обществах культурные качества проявляются во всех достижениях цивилизации. Рассматривая культурные качества – знания, нормы и ценности, - можно выделить исторические периоды, на протяжении которых действуют сходные образцы. • Ими могут быть виды деятельности, способы материального производства, верования, мысли и т.д. Если акцентируется чувственная сторона человеческой природы, то усиливается воздействие чувственных образцов культурных ценностей; если рациональная, то начинают преобладать соответствующие образцы. При достижении баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ. • - 14 - • Соответственно 3-м типам культур – • чувственно ориентированной • рационально ориентированной и • идеалистической выделяются 3 типа мышления, утверждающие, что: • реальность обеспечивается восприятием органов чувств • истинная реальность нематериальна (акцент на духовном) • реальность представлена синтезом чувственного и внечувственного познания. • ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД применим при описании личности и культурных ценностей. Личность становится интегральной, если оказывается вписанной в систему культурных ценностей, и когда бессознательные мотивы и стимулы подчинены социосознательному «Эго». Культура становится интегральной тогда, когда общество добивается успеха. • Достижение ИНТЕГРАЛИЗМА означает закрепление логических связей всех компонентов общества и культуры. • В социологии дескриптивный (описательный) анализ должен основываться на приоритете культурных ценностей, даже там, где они явным образом не просматриваются. • - 15 - • Соответственно, говорить о научно-социологическом анализе таких понятий, как «класс», «социальная группа», «социальная роль», «социальная стратификация», можно лишь в контексте культурных макросистем, выявления связей значений-норм-ценностей. • Т.о., в «Социальной динамике» Сорокин представил попытку интегрального синтеза на уровне макросоциологии. Первичной единицей анализа такого рода социологии он рассматривал интегральную цивилизацию, обнаруживающую единство идеи, норм и ценностных ориентаций. • В 50-60 гг. непонимание коллег, академической общественности было почти абсолютным. Сорокин напоминал старца-проповедника и воспринимался как живой анахронизм. Он не оставил школы. Начинавшие работать с ним ученики уходили к Парсонсу и Мертону. Последний, начавший исследовательскую деятельность под руководством Сорокина, считается учеником Парсонса. • Не находя понимания коллег в академической среде, Сорокин обращается к общественности – через прессу и публицистические сочинения. • В этот период для него наиболее существенными были 2 идеи:
• - 16 - • Выделяет 5 признаков кризисного состояния общества: • утилитарность • гедонизм (стремление к чувственному наслаждению) • меркантилизм (стремление из всего извлекать финансовую выгоду) • релятивизм нравственного сознания (нигилизм массового сознания) • господство силы в условиях отсутствия абсолютных моральных норм. • 2. Идея конвергентного (сближающегося) развития 2 видов социальных систем – капиталистической и социалистической, с направлением движения к новому типу общества – ИНТЕГРАЛЬНОМУ. В начале 60-х гг. одним из первых, с большим опережением, начал говорить об этом. • В последние годы Сорокину удается разорвать круг изоляции. В 1964 г. 75-летний профессор избирается Президентом Американской социологической ассоциации. • Середина 60-х – были годами антиправительственных, антивоенных выступлений, массовых студенческих волнений. Сорокин, всегда резко критически относившийся к действительности, к коллегам, их трудам и идеям, - стал для студентов символом борьбы с истэблишментом. Его имя также было написано на студенческих знаменах в период студенческих волнений, связанных с отказом прохождения службы в армии во Вьетнаме. • - 17 - • Последние 2 года Сорокин тяжело болел и скончался в пригороде Кембриджа в 1968 г. в возрасте 79 лет. • В этом же году Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Питирима Сорокина за лучшую работу по социологии. • Основные итоги творчества П.Сорокина: • провозглашение идеи новой идеациональной культуры • обоснование необходимости и проповедь нравственного и духовного возрождения общества • утверждение принципов этики солидарности • последовательный интегрализм в развитии теоретического и прикладного социального знания • разработка макросоциологии, теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
• Лекция 17. ПЛЮРАЛИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ • ПЛАН
• - 2 –
• Возникла как противоположность чрезмерно теоретизированной социологии Х1Х столетия, в 20-30 гг. ХХ столетия. Рассматривалась как позитивистская наука. Наибольшая популярность - в 30-50 гг. • Задачи ЭС: • решение новых задач по управлению общественными процессами • разработка средств контроля и регулирования общественной жизни. • В ЭС сформировались 2 основных течения:
• Особое внимание было уделено процессам урбанизации и индустриализации. Наибольшие результаты были представлены ЧИКАГСКОЙ ШКОЛОЙ (Роберт Парк, Эрнст Бёрджес, Уильям Огборн, Луис Вирт). • - 3 - • ПЕРВАЯ ЗНАЧИМАЯ РАБОТА ЭТОЙ ШКОЛЫ – РАБОТА УИЛЬЯМА ТОМАСА И ФЛОРИАНА ЗНАНЕЦКОГО «ПОЛЬСКИЙ КРЕСТЬЯНИН В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ» (1918-1920). ЗДЕСЬ БЫЛО РАЗРАБОТАНО ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ», включающая 3 элемента: • объективные условия (нормы и ценности) • установки индивида и группы • определение ситуации действующим лицом. • Социальная дезинтеграция возникает, когда определение общества индивидом не совпадает с групповыми ценностями. Определение ситуации на уровне группы дает представление о нормах и ценностях. Определение ситуации на уровне индивида (на основе собственных представлений и норм группы) свидетельствует о степени конформности индивида. • В соответствии с этим выстраивается типология личностей по характеру приспособления к социальному окружению, с выделением типов: • мещанского (традиционные установки и стереотипы) • богемного (слабо связанные, неустойчивые установки) • творческого (логически связанные и творческие установки приводят к оптимальному определению ситуации. • - 4 - • Социальный прогресс определяется творческими личностями, поэтому социология должна быть переориентирована на изучение личных документов – биограмм (писем, документов, дневников). • Роберт ПАРК (1864-1944) является автором классической СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЕЕ суть состоит в том, что любая социальная эволюция предполагает единство 4-х последовательных стадий = 4-х «порядков»: • экологической (пространственное, физическое взаимодействие; размещение социальных институтов и миграция как форма социального поведения) • экономической • политической • культурной. (Последние 3 порядка обеспечивают контроль посредством согласования деятельности на основе юридических и экономических законов, моральных норм, правил и обычаев). • СЛЕДУЮЩИМ ВКЛАДОМ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СТАЛА РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА. • Эрнст БЁРДЖЕС (1886-1966) на основе теории социальной экологии Парка предпринял изучение ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ в Чикаго. • - 5 - • Бёрджес выдвинул гипотезу КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН, описывающую социальную неоднородность города. Здесь доминанта – бизнес-центр. Конкуренция (как основное экологическое понятие) определяет, какой вид бизнеса захватывает центральный район. Окружающее расширяющееся пространство называется зоной транзита, с соответствующими транспортными артериями, бульварами и парками. • Зоны изучались посредством картографирования, а затем – на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Всего было выделено 75 естественных зон. Проверка гипотезы существования локальных сообществ Чикаго была произведена на основании дважды проведенных переписей населения. • Данные об этих сообществах и обоснование зональных гипотез были включены в университетские программы. В результате социология города приобрела инструментальный характер. Ее основной целью стало достижение социального согласия и установление социального контроля. Типы локальных сообществ определялись на основе функционального разделения труда. • В рамках Чикагской школы также была разработана УРБАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Луиса ВИРТА (1897-1952). Он разработал понятие «городской образ жизни» и описал особый городской тип личности, формирующийся в этих условиях. • - 6 - • Городскую культуру Вирт описал как основанную на поверхностных анонимных контактах и деловых кратковременных связях. В городе происходит ослабление территориальных связей, повышение социальной мобильности, снижение роли традиций и уменьшение роли семьи. • В 60-е гг. концепция урбанизма подверглась значительной критике. Оппоненты считали, что городской образ жизни определяется не системой населения, а социальным положением и жизненными циклами человека. • В 70-е гг. сложилась т.называемая городская социология, основное внимание сосредоточившая на изучении социально-территориальных последствий массового применения новых технологий. • В 60-70-е гг. самой мощной школой эмпирической социологии становится НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она предъявила много имен и направлений отраслевых социологий. Наиболее известным был Хельмут ШЕЛЬСКИЙ (1912-1984), основавший в Билефельдском университете крупнейший социологический центр. • - 7 - • Шельский считал, что структура социологии должна быть представлена восхождением от: • эмпирических исследований к • социологической теории, а затем к • критической теории социального, включающей изучение критической рефлексии субъекта, его нравственных качеств и деятельности по поддержанию социальных институтов. Именно критическая теория, надстраивающаяся над предыдущими уровнями, позволяет понять и проинтерпретировать состояние общества в конкретных условиях. • В 80-90-е гг. самыми популярными отраслевыми социологиями в немецкой традиции стали индустриальная социология и социология труда. • В этот же период ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ становится отраслью индустрии. Значительно возрастает число городских структур и частных фирм, разрабатывающих социоинженерные проекты. • Также в этот период АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ способствовало введению новых курсов отраслевых социологий в университетские программы, обеспечивая и теоретико-методологическую базу для прикладных исследований. • - 8 - • В 80-е гг. ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, в свою очередь, подразделилось на 2 поднаправления – СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ и КЛИНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Они использовали разные методы. В первом случае после проведения исследований предлагались рекомендации по изменению структуры деятельности (например, компании). Во втором – проводились социально-психологические тренинги, с целью переориентации сознания на адаптацию к возникающим изменениям. • В конце ХХ столетия в эмпирической социологии гигантски вырос спрос на исследования, на достоверное, конкретизированное знание. Произошли изменения в профессиональном статусе социолога – возник новый тип социолога-эксперта, -консультанта, -аналитика. Деятельность социолога преодолела университетские стены и оказалась востребована бизнесом, правительством, промышленностью, городскими администрациями и сервисными структурами. 2. КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ (далее – теоретические направления) • Название – по месту нахождения ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ во ФРАНКФУРТЕ-на-МАЙНЕ (Германия). • - 9 - • Но оно достаточно условно, т.к. с 1933 г. Ин-т переместился в Женеву, его филиал – в Париж, а в 1938-39 гг. директор Ин-та Макс ХОРКХАЙМЕР и сотрудники выезжают в США, где деятельность продолжалась в Нью-Йорке при Колумбийском университете. И только в 1950 г. основная часть сотрудников вновь возвращается во Франкфуртский университет во Франкфурте-на-Майне. • ПРЕДСТАВИТЕЛИ • Макс ХОРКХАЙМЕР (1895-1973) • Теодор АДОРНО (1909-1969) • Герберт МАРКУЗЕ (1895-1979) • Эрих ФРОММ (1900-1980) • Юрген ХАБЕРМАС (1929) • предприняли поиск методов познания не только типичных, но и уникальных явлений. Поэтому в сферу социологического анализа оказались включены проблемы культуры и политическая практика. • Основная ориентация представителей франкфуртской школы – гуманистическая. В центре изучения – проблемы личности. • - 10 - • Франкфуртская школа стала оппонентом (противником) позитивистских и неопозитивистских концепций. На критике этих подходов основывалась «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» М.Хоркхаймера и «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА» Т.Маркузе. Впоследствии эти близкородственные теории стали называть одним синтетическим условным наименованием «КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ». • К теоретическим источникам франкфуртской школы относят марксизм и фрейдизм. Поэтому в литературе это направление иногда называют одним из вариантов неомарксизма, а Г.Маркузе – родоначальником фрейдомарксизма, поскольку он первым попытался соединить марксизм с психоанализом. • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ представителей франкфуртской школы:
• - 11- 5. Критика инструментальной рациональности как основного принципа деятельности современного общества. • Теории франкфуртской школы называют не только неомарксистскими, но и ревизионистскими, поскольку:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |