КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теодор визенгрунд-адорно (1903-1969)
Герберт МАРКУЗЕ (1898-1979) Макс Хоркхаймер (1895-1973) - директор Франкфуртского института социальных исследований, один из основателей франкфуртской школы неомарксизма. • Сформулировал ряд требований «критической теории», противостоящих «традиционной теории»: • - 12 - • Любая деятельность ограничена – это лишь часть целостного исторического «праксиса» (термин Лукача). • Предмет социальных наук определяется через праксис-систему взаимодействия общества и природы. • Познающий человек – всегда «общественный человек». • Познаваемый предмет – всегда продукт деятельности «общественного субъекта». • По Хоркхаймеру, общество представляет собой тождество субъекта и объекта. Их разрыв является следствием капиталистического отчуждения. • Развивает идею сумасшествия западного буржуазного разума. Повреждение разума усматривается в противостоянии природе, в гипертрофированной воли к власти, подавляющей «природные основания» в человеке и его окружении. • Пик популярности его идей – 60-70-е гг. ХХ столетия. • - 13 - • Во время второй МВ, проживая в США, работал в информационных органах американской разведки, занимался антисоветсткой пропагандой. В 50-е гг. был сотрудником Русского центра Колумбийского университета и Русского центра Гарвардского университета. Был известен как эксперт по «советскому марксизму». Объединил ранние работы Маркса, философию Гегеля и философию нем.экзистенциализма. • Основные труды: «Одномерный человек», 1964; «Конец утопии», 1967, «Эссе об освобождении», 1969. • В 30-50-е гг., объединив диалектику и теорию политэкономии, предлагает свою фрейдо-марксистскую версию «критической теории общества»: • Современные общества – индустриальные или позднекапиталистические. • Общество и его члены «одномерны», ограничены социокультурными рамками, авторитаризмом и репрессивным мышлением. • Преодолеть это «насилие» возможно путем революции, движущей силой которой должны стать люмпены, молодежь и нацменьшинства. • - 14 - • Начинал свою деятельность как авангардистский музыкальный критик, социолог музыки. Перенес представления Маркса о товарном фетишизме на восприятие слушателями музыки. • В совместной работе с М.Хокхаймером «Диалектика просвещения» (1947) рассматривал историю как неудавшуюся цивилизацию, пришедшую к противостоянию природе, к утрате свободы и фашизоидному капитализму. • В книге «Негативная диалектика» (1966) формулирует тезисы новой методологии социальных наук: • Деонтологизация диалектики – ее применение к человеческой деятельности. • Отказ от отчужденных понятий традиционной диалектики и рыночно обусловленной рациональности. • Абсолютизация принципа негативности - критических оснований диалектики. • Отрицание требования системности: целое не является истинным. Истинно – грядущее иное, которое может быть осмыслено в сюрреалистических фантазиях или средствами негативной диалектики. • - 15 -
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |