![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юрген ХАБЕРМАС (р. в 1929 г.)Эрих ФРОММ (1900-1980) • Автор фрейдо-марксисткой концепции «социального характера» и один из авторов концепции «авторитарной личности». • Социальный характер считал промежуточным звеном между экономическим базисом и идеологической надстройкой. Это - совокупность индивидуальных энергий и черт характера, присущих большинству членов социальной группы, объединенных общим ОЖ. • Структура личности индивида – всегда лишь вариации общего ядра, которым и является социальный характер. • Нормой является такое состояние общества, когда он формируется в процессе адаптации человеческой природы к общественному строю с перспективой будущих изменений. Патологией – состояние, когда существует зацикленность на определенных экономических отношениях и изменения не приемлются. • Авторитарная личность – это человек массы, толпы, основа тоталитарных режимов. Характерные черты такого типа личности: конформизм, стереотипность мышления, реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции и нацменьшинствам. • - 16 - • Концепцию авторитарной личности разрабатывает в книге «Бегство от свободы»: • Авторитаризм – это способ закрепления новых вторичных социально-психологических уз, помогающих человеку избавиться от бремени свободы, чувства одиночества и бессилия. • Основные признаки авторитарной личности: мазохизм - уничтожение собственного Я; и садизм - присоединение к более сильному целому, способному на проявление насилия и полного господства над другим человеком. • К авторитарному, фашизоидному типу личности относил обширную наименее состоятельную часть среднего класса Германии. М. Хокхаймер вообще характеризует авторитарную личность как новый антропологический тип человека ХХ столетия. А Т.Адорно, выпустивший в соавторстве в 1950 г. книгу «Авторитарная личность», представляет уже типологию авторитарной личности, выделяя: • конвенциональный, • садомазохистский, • причудливый, • меланхолический и • манипулятивный типы. • - 17 - • Представляет второе поколение франкфуртцев. Его основные работы: • «Познание и человеческие интересы», 1968. • «На пути к рациональному обществу», 1970. • «Теория общества или социальная технология», 1971. • «Теории коммуникативного действия», 1981. • «Философский дискурс модерна», 1988. • Основная идея его критической теории – в том, что обоснованные знания могут возникать только в условиях постоянного, открытого и свободного диалога, в условиях свободы коммуникации. • Основная концепция Ю.Хабермаса – теория коммуникативного действия. Считал, что важнейшей задачей современной социальной теории становится критика современного общества в виде критики его идеологии. Это – критика знания. Поэтому социальная теория д.б. последовательной критикой знания. В этом случае она позволит снять коммуникационные искажения, возникающие под воздействием идеологии. • - 18 - • Социология изучает общество – интегральный результат человеческой деятельности, поэтому становится метапарадигмальной метатеорией. • Основная социологическая категория в критической теории Хабермаса – «жизненный мир». Это – совокупность значений, составляющих жизненный опыт индивида, формируемый культурой и языком. • Теория коммуникативного действия описывает эволюцию жизненного мира через призму развития познавательных способностей человека. В процессе эволюции происходит возрастание рациональности. • В эпоху современности – модерна основной задачей становится достижение согласия – консенсуса. Поэтому в современном обществе действия рациональны настолько, насколько способны разрешить потенциальные конфликты посредством аргументации. Т.е., рациональность представляется способом оправдания действия. • Хабермас выделяет 5 стадий социальной эволюции: • мифологическую, • космологическую, • религиозную, • метафизическую и • современную. • - 19 - • «Жизненный мир» составляет основу предпонимания и структурируется на 3 относительно независимые сферы: • объективный, • социальный и • субъективный миры. • Эти миры являются сферами референции=соотнесения «жизненного мира», формальными способами схематизации реальности. Поэтому любое явление может быть описано через определенную схему референции. • Связь целей и видов рациональности с мирами референции «жизненного мира» представлена Хабермасом в типологии идеальных типов. • В современных условиях модерна он выделяет 4 основных типа социального действия: • стратегический - порождается эгоистическими целями для получения желаемого; • нормативный - основывается на нормах и ценностях и направлено на достижение взаимно выгодных результатов; • драматический - свободное самовыражение, создание публичного имиджа; • коммуникативный - свободное соглашение участников для достижения совместных результатов. • - 20 - • Коммуникативное действие наиболее многопланово и рационально, направлено на достижение взаимопонимания критериев рациональности всех миров референции. Но поскольку в реальной практике согласие редко - коммуникативное действие нередко остается перманентной возможностью. • Люди относят себя одновременно ко всем трем мирам. Поэтому каждое действие является комплексным, системой референций, состоящей из: • объективных фактов = объективный мир; • социальных норм = социальный мир; • и личностного опыта = субъективный мир. • Действие управляется знанием. Язык становится посредником знания, а коммуникативное взаимодействие – взаимно выгодным. • Социальная патология возникает вследствие искажения коммуникации. Средством его преодоления Хабермас опеределяет критическое знание.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |