КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменологическая социология
• К фономенологической социологии относят социологические школы Альфреда Шюца и Гарольда Гарфинкеля. Оба направления сформировались под воздействием европейской школы феноменологической философии, возникли в США в 60-е гг., пик популярности – в 70-е гг. • Альфред ШЮЦ (1899-1959 гг.) - австрийско-американский философ и социолог, последователь Гуссерля, основоположник феноменологической социологии. Основное внимание уделял созданию философского фундамента социальных наук. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире. • - 30 - • Альфред Шюц в 1939 эмигрировал в США, с 1952 г. - проф. социологии и социальной психологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Испытал воздействие идей М. Вебера, Бергсона, позже Джеймса и Дж.-Г. Мида. Поставил цель "дополнить" Вебера - создать теоретико-познавательное обоснование веберовской понимающей социологии. • Автор ряда монографий на немецком и английском языках: • «Смысловое строение социального мира» (1932), • «Собрание статей». Тома I—III (1962—1966), • «Структуры жизненного мира» (1972), • «Теория жизненных форм» (1981), • «Проблема релевантности» (1982), • «Переписка А. Шюца и А. Гурвича» (1984). • Новая социологическая теория Шюца получила название СОЦИОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Она представила описание познания структур социального мира, с точки зрения действующего индивида. Поэтому его теорию иногда называют также СОЦИОЛОГИЕЙ ПОЗНАНИЯ. • Шюц связал науку со здравым смыслом и повседневностью, лишив ее статуса объективности, поскольку обыденное и научное познание не разделимы. • - 31 - • Альфред Шюц известен как автор множества философских и социологических концепций. В частности: • концепции объективности социального мира, • концепции социального взаимодействия и • концепции повседневной реальности как реальности высшего порядка. • КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МИРА. Индивидуальная позиция всегда определяется биографически. Все биографические ситуации имеют что-то общее, определяемое историей, культурой, образованием, воспитанием. Поэтому человек видит мир объективно и субъективно, Повседневное мышление преодолевает эти различия с помощью: • идеализации взаимозаменяемости точек зрения (моей и не-моей) • идеализации совпадения систем релевантности (уместности соответствия). • В результате принятия этих идеализаций социальный мир становится объективным, а социальные взаимодействия основывается на представлениях о типическом. В реальном мире мы ориентируемся на действия определенных типов. Чем выше степень типичности и анонимности в обществе, тем оно менее конфликтно, более здорово и благополучно. • - 32 - • КОНЦЕПЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Социальное взаимодействие основывается на типичных, занормированных представлениях, и само становится типическим. Чем выше степень анонимности и типичности во взаимодействии, чем более они институционализированы и стандартизованы, тем более успешной и беспроблемной оказывается повседневная жизнь. В повседневной жизни условия рационального поведения (в веберовском понимании научной рациональности) не выполнимы. Тем не менее, мы достигаем целей, наши действия разумны, понятны и в этом смысле рациональны. Таким образом, можно говорить о повседневной рациональности, основанной на типических структурах, которые не анализируются и не рассчитываются, а принимаются на веру. • КОНЦЕПЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. У.Джеймс сформулировал идею о существовании многообразных миров опыта, единственным критерием реальности которых является вера в их существование. Шюц считает, что такие реальности зависят от когнитивного стиля, конструирующего тот или иной мир. В частности: • от формы активности сознания – для повседневного мира это – напряженное внимание к жизни; • - 33 - • от специфического «эпохе» - установки сознания от воздержания от суждений о существовании или не существовании объектов внешнего мира; • от преобладающей формы деятельности – например, трудовой, предполагающей реализацию различных проектов; • от специфической формы личностной вовлеченности – от «трудящегося Я» во всем единстве способностей; • от особенностей формы социальности – типизированного мира взаимодействия; • и от своеобразия переживания времени – времени трудовых ритмов. • Поэтому мир повседневности – это сфера человеческого опыта, с особой сферой восприятия, которое возникает в результате трудовой деятельности. Другие миры, например, мир фантазии, можно рассматривать по этой же познавательной схеме, но характеристики этого мира будут иными, основанными на созерцании и воображении.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |