КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурализм и постструктурализм
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ • Разработана в рамках феноменологической социологии Гарольдом ГАРФИНКЕЛЕМ (р. 1917), американским социологом. • - 34 - • Занимался анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основное произведение - сборник эссе "Исследования по этнометодологии". • Этнометодология – наука о методах организации современной практической повседневной жизни. Исследования – эмпирические и теоретические. Анализ – практического функционирования обыденных типов. Эти типы представляют не осознаваемые фоновые ожидания того, как должны происходить различного рода действия. • Сознательное нарушение экспериментатором нормального фона взаимодействия получило наименование «гарфинкелинг». Результатом стало появление «моральных аффектов» (чувства беспокойства, смущения, изолированности, деперсонализации), а также фоновых ожиданий, т.е. того, как действие должно происходить нормальным образом. • Например, Гарфинкель просил своих студентов и аспирантов вести себя дома, как в гостинице – без традиционного выполнения обязанностей и коммуникаций. Реакция родственников была одинаковой. Сначала – недоумение, затем – враждебность. • Суть теории: в повседневной жизни люди ориентированы на неосознаваемые модели, первичные для взаимодействия, определяющие цели и мотивы. При разрушении этих моделей возникает фрустрация. • - 35 - • Претендуя на универсальность, этнометодология проецирует эти выводы и на социологию. Социологи рассматриваются как практики, повседневные деятели. Следовательно, социология оперирует категориями повседневного знания и не может претендовать на научный статус. • Такого радикализма научное социологическое сообщество допустить не могло. В результате, после 70-х гг. направление оказалось практически табуировано. • Структурализм не является обозначением отдельной школы. В широкой трактовке – это термин для выделения концепций, исследующих социальную структуру на основании утверждения первичности общества по отношению к индивидам. В узкой – структурализм предполагает изучение ненаблюдаемых социальных структур, в основе которых - ненаблюдаемые социальные явления. • Представители (в основном, французская школа): • Луи Альтюссер (1918-1990) • Ролан БАРТ (1915-1980) • Клод ЛЕВИ-СТРОСС (1908) • Мишель ФУКО (1926-1984) • - 36 - • Направление неоднородно. Здесь справедлива перефразировка: сколько структуралистов – столько структурализмов. • Условно можно выделить несколько интегративных принципов: • Утверждение первичности отношений над элементами в системе. Структура отношений определяет специфику элементов. • Определение структуры как инвариантного абстрактного ядра системы отношений. • Утверждение главенства синхронного метода исследования. • Провозглашение «теоретического антигуманизма». Человек лишь воображает себя свободным. На самом деле, являясь элементом структуры, полностью ею детерминируется. • СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ МАРКСИЗМ возник во Франции в 60-е гг., представлен работами Луи АЛЬТЮССЕРА и Нико ПУЛЯНТУАСА (1936). Сам Альтюссер себя социологом не считал – оценка сообщества социологов. • В их работах можно выделить 2 основных направления: • критика марксистского волюнтаризма • критика марксистского экономизма. • Направленность исследования – от скрытых социальных структур к поведению, действиям отдельных личностей. • - 37 - • Основные понятия в работах Альтюссера: «практика» и «структура». • Практика – это достижение определенными средствами конкретного результата, являющегося целью действия. Моделью любой практики является экономическая деятельность, состоящая из 3 элементов: • исходного материала (мотивы, опыт, сырье); • средств производства (способы достижения цели, рабочая сила, орудия труда); • конечного продукта (результат действия и «социальные позиции»). • Личное бытие человека представлено совокупностью различных взаимодействующих практик. Здесь тоже выделяются 3 основных, как для общества, так и для индивида: экономическая, политическая и идеологическая. Структуры взаимодействующих практик формируют также взаимодействующие уровни общества, образуя социальную формацию. • Альтюссер выделяет 4 формации: • феодализм • промежуточный способ производства (переходная стадия от феодализма к капитализму) • капитализм • социализм. • - 38 - • Личностное поведение определяется социальными структурами, поэтому индивид подобен tabula rasa (лат.) – чистому листу, на котором общество пишет свои письмена. • ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ представлен, прежде всего, именами Жака ДЕРРИДЫ (философские работы) и Мишеля ФУКО (разработка социальной теории). Теоретические источники: леворадикальная критика работ Альтюссера, влияние экзистенциализма, нигилизма и анархизма. • Жак ДЕРРИДА разрабатывает концепцию «отсутствия значения»: угол зрения формирует описываемую реальность. Следовательно, значения порождаются только языком. • Значение слова определяется не его сущностью, а отношением к другим словам в предложении. Для постсруктурализма интересен только уровень значений, действующих хаотично. Субъект может внести в этот хаос значений некоторый порядок, дифференцируя хаос значений, находящихся не в словах, а между ними. Этот процесс и будет означиванием мира и описанием различий. • Мгновенный порядок создается высказыванием, которое рассматривается как событие. Ряд событий-высказываний формирует личность. Значение высказываний определяется отношением к другим высказываниям. • - 39 - • В этом случае построение социологической теории оказывается под вопросом. Нужны какие-то критерии, точки отсчета для создания порядка. Мишель ФУКО определяет их через понятие «власть». • С его точки зрения, институциональная структура относится к вне-дискурсивному миру высказываний. Но высказывания фиксируются властными отношениями. Высшей властью Фуко определяет знание. Оно имманентно обладает властью, способностью контроля, определением того, кто и в каком контексте может эти высказывания создавать. • Общество у Фуко представлено огромным числом властных отношений, порождающих противодействия и конфликты по поводу власти. Эту изменчивую природу социального мира можно описывать только на основе эмпирических обобщений. • Фуко разрабатывает новое направление – «генеалогию власти» (происхождение). Здесь центральным становится прояснение того, как люди управляют собой и другими посредством создания знаний. С этой точки зрения, человеческая история представляется как переход от одной системы господства, основанной на знании, к другой. В «Истории сексуальности» определение режима власти связано не только с прояснением характера и роли знания, но и с удовольствия, сексуальности. • - 40 -
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |