Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурализм и постструктурализм




ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

Разработана в рамках феноменологической социологии Гарольдом ГАРФИНКЕЛЕМ (р. 1917), американским социологом.

• - 34 -

Занимался анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основное произведение - сборник эссе "Исследования по этнометодологии".

Этнометодология – наука о методах организации современной практической повседневной жизни. Исследования – эмпирические и теоретические. Анализ – практического функционирования обыденных типов. Эти типы представляют не осознаваемые фоновые ожидания того, как должны происходить различного рода действия.

Сознательное нарушение экспериментатором нормального фона взаимодействия получило наименование «гарфинкелинг». Результатом стало появление «моральных аффектов» (чувства беспокойства, смущения, изолированности, деперсонализации), а также фоновых ожиданий, т.е. того, как действие должно происходить нормальным образом.

Например, Гарфинкель просил своих студентов и аспирантов вести себя дома, как в гостинице – без традиционного выполнения обязанностей и коммуникаций. Реакция родственников была одинаковой. Сначала – недоумение, затем – враждебность.

Суть теории: в повседневной жизни люди ориентированы на неосознаваемые модели, первичные для взаимодействия, определяющие цели и мотивы. При разрушении этих моделей возникает фрустрация.

• - 35 -

Претендуя на универсальность, этнометодология проецирует эти выводы и на социологию. Социологи рассматриваются как практики, повседневные деятели. Следовательно, социология оперирует категориями повседневного знания и не может претендовать на научный статус.

Такого радикализма научное социологическое сообщество допустить не могло. В результате, после 70-х гг. направление оказалось практически табуировано.

Структурализм не является обозначением отдельной школы. В широкой трактовке – это термин для выделения концепций, исследующих социальную структуру на основании утверждения первичности общества по отношению к индивидам. В узкой – структурализм предполагает изучение ненаблюдаемых социальных структур, в основе которых - ненаблюдаемые социальные явления.

Представители (в основном, французская школа):

Луи Альтюссер (1918-1990)

Ролан БАРТ (1915-1980)

Клод ЛЕВИ-СТРОСС (1908)

Мишель ФУКО (1926-1984)

• - 36 -

Направление неоднородно. Здесь справедлива перефразировка: сколько структуралистов – столько структурализмов.

Условно можно выделить несколько интегративных принципов:

Утверждение первичности отношений над элементами в системе. Структура отношений определяет специфику элементов.

Определение структуры как инвариантного абстрактного ядра системы отношений.

Утверждение главенства синхронного метода исследования.

Провозглашение «теоретического антигуманизма». Человек лишь воображает себя свободным. На самом деле, являясь элементом структуры, полностью ею детерминируется.

СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ МАРКСИЗМ возник во Франции в 60-е гг., представлен работами Луи АЛЬТЮССЕРА и Нико ПУЛЯНТУАСА (1936). Сам Альтюссер себя социологом не считал – оценка сообщества социологов.

В их работах можно выделить 2 основных направления:

критика марксистского волюнтаризма

критика марксистского экономизма.

Направленность исследования – от скрытых социальных структур к поведению, действиям отдельных личностей.

• - 37 -

Основные понятия в работах Альтюссера: «практика» и «структура».

Практика – это достижение определенными средствами конкретного результата, являющегося целью действия. Моделью любой практики является экономическая деятельность, состоящая из 3 элементов:

исходного материала (мотивы, опыт, сырье);

средств производства (способы достижения цели, рабочая сила, орудия труда);

конечного продукта (результат действия и «социальные позиции»).

Личное бытие человека представлено совокупностью различных взаимодействующих практик. Здесь тоже выделяются 3 основных, как для общества, так и для индивида: экономическая, политическая и идеологическая. Структуры взаимодействующих практик формируют также взаимодействующие уровни общества, образуя социальную формацию.

Альтюссер выделяет 4 формации:

феодализм

промежуточный способ производства (переходная стадия от феодализма к капитализму)

капитализм

социализм.

• - 38 -

Личностное поведение определяется социальными структурами, поэтому индивид подобен tabula rasa (лат.) – чистому листу, на котором общество пишет свои письмена.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ представлен, прежде всего, именами Жака ДЕРРИДЫ (философские работы) и Мишеля ФУКО (разработка социальной теории). Теоретические источники: леворадикальная критика работ Альтюссера, влияние экзистенциализма, нигилизма и анархизма.

Жак ДЕРРИДА разрабатывает концепцию «отсутствия значения»: угол зрения формирует описываемую реальность. Следовательно, значения порождаются только языком.

Значение слова определяется не его сущностью, а отношением к другим словам в предложении. Для постсруктурализма интересен только уровень значений, действующих хаотично. Субъект может внести в этот хаос значений некоторый порядок, дифференцируя хаос значений, находящихся не в словах, а между ними. Этот процесс и будет означиванием мира и описанием различий.

Мгновенный порядок создается высказыванием, которое рассматривается как событие. Ряд событий-высказываний формирует личность. Значение высказываний определяется отношением к другим высказываниям.

• - 39 -

В этом случае построение социологической теории оказывается под вопросом. Нужны какие-то критерии, точки отсчета для создания порядка. Мишель ФУКО определяет их через понятие «власть».

С его точки зрения, институциональная структура относится к вне-дискурсивному миру высказываний. Но высказывания фиксируются властными отношениями. Высшей властью Фуко определяет знание. Оно имманентно обладает властью, способностью контроля, определением того, кто и в каком контексте может эти высказывания создавать.

Общество у Фуко представлено огромным числом властных отношений, порождающих противодействия и конфликты по поводу власти. Эту изменчивую природу социального мира можно описывать только на основе эмпирических обобщений.

Фуко разрабатывает новое направление – «генеалогию власти» (происхождение). Здесь центральным становится прояснение того, как люди управляют собой и другими посредством создания знаний. С этой точки зрения, человеческая история представляется как переход от одной системы господства, основанной на знании, к другой. В «Истории сексуальности» определение режима власти связано не только с прояснением характера и роли знания, но и с удовольствия, сексуальности.

• - 40 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.