Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернистская социальная теория




Постмодернизм неоднороден. Согласно типологии Бэрри Смарта, можно выделить 3 различных позиции определения постмодернизма:

крайняя, радикальная (современное общество радикально заменено постсовременным) – Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Феликс Гваттари;

умеренная (постмодернизм вырастает из модернизма и неразрывен с ним) - Фредерик Джеймсон, Линда Николсон и др.;

промежуточная (модернизм и более совершенный постмодернизм – отдельные эпохи-участники постоянного взаимодействия) – Бэрри Смарт.

Если историю социологии рассматривать как историю «больших идей», то постмодернизм имеет право на представленность в этой области знания. Особенностью является то, что реальная угроза социологическому знанию исходит из формы постмодернистского знания, отвергающего «большие повествования», к которым относится вся предшествующая социологическая теория.

УМЕРЕННАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Фредерика Джеймсона (1934, американский социальный философ, автор концепции постмодернистской культуры). Считает, что марксизм предлагает лучшее теоретическое объяснение постмодерна. Выделяет в истории капитализма 3 этапа:

• - 41 -

рыночный капитализм (возникновение единых национальных рынков);

империалистический (возникновение глобальной капиталистической системы);

поздний капитализм (обширная экспансия капитала на не коммерциализованные сферы).

Особенностью современного капитализма является его многонациональный характер и расширенное взаимодействие. Соответственно:

реалистическая культура связывается со стадией рыночного капитализма;

модернистская – со стадией монополистического капитализма,

культура постмодерна - с многонациональным капитализмом.

В эпоху постмодерна происходит «взрыв культуры», закрепляется «культурная доминанта» – силовое поле, в котором должны «пробивать себе дорогу различные культурные импульсы».

Джеймсон выделяет основные признаки общества постмодерна:

преобладание поверхностности и недостаточности глубины в социальном взаимодействии и культуре;

• - 42 -

ослабление эмоций и аффектов, переход к эйфории от использования все новых электронных средств;

утрата историчности, ощущения исторического времени;

замена производительных технологий на воспроизводительные.

Образ общества постмодерна – это плывущие по течению люди, не способные к осмыслению многонациональной капиталистической системы и бурно развивающейся культуры. Здесь необходимыми оказываются «карты познания», помогающие в ориентации. Этими когнитивными картами могут стать труды социальных теоретиков, произведения писателей, а также собственно представления обычных людей, вычерчивающих собственные пространственные карты. Пространственные потому, что эпоха постмодерна отказывается от мира, определяемого временем, и переходит к миру, определяемому пространством.

РАДИКАЛЬНАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Жана БОДРИЙЯРА (1929, французский философ, социолог, культуролог; социолог по образованию). Бодрийяр считал марксизм буржуазным и требовал радикальных изменений в социальной теории. В качестве альтернативы экономическому обмену предложил идею символического обмена.

• - 43 -

Символический обмен представлен непрерывным циклом приобретений и возмещений, отдачи и получения. Также и производство в обществе постмодерна все больше изменяется в сторону создания и воспроизводства высокотехнологичных средств управления. Эти системы управления, обработки и трансляции информации, индустрии знаний и развлечений порождают абсолютизацию знаков.

Соответственно, общество постмодерна становится контролируемо кодами (знаками) производства. Знаки становятся самореферентными. Различие между знаками и действительностью сокращается. Поэтому, если мир модерна можно было определить как мир дифференциации, то мир постмодерна становится миром дедифференциации (сжатия на фоне воспроизводства различий).

Он характеризуется подражательством, притворством, порождением «симулякров» – имитаций, заместителей реального, занимающих господствующие позиции.

Мир постмодерна описывается Бодрийяром как сверхреальность (когда, например, СМИ становятся «более реальными», чем реальность). В результате информационной мозаики ложь и искажения становятся сверхреальностью, а действительность исчезает.

• - 44 -

В культуре постмодерна происходит «катастрофическая революция» все более возрастающей пассивности масс, поглощающих без всякого разбора предлагаемые симулякры. Здесь СМИ не манипулируют массами, но вынуждены удовлетворять растущий спрос на потребительство и зрелища.

Критика постмодерна представлена следующими положениями:

неспособность постмодернистских теорий соответствовать научным стандартам модерна;

постмодернистская «теория» – это только идеология;

«бессистемная» манипуляция большим диапазоном идей, затрудняющая понимание;

неопределенность и абстрактность идей постмодернизма, невозможность установления их связи с социальным миром;

несмотря на отрицание «больших повествований», создание собственных;

критика модерна без нормативного фундамента для высказывания суждений;

отрицание значения субъекта и субъективности, отсутствие теории деятельности;

абсолютизация критицизма и отсутствие конструктивных объяснений;

абсолютизация пессимизма;

игнорирование большинства актуальных проблем современности;

чрезмерный интерес к различиям, отрицание истины и неспособность разработки критической политической программы действий (претензия современного феминизма).

• - 45 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.