Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Бюджетные права, их содержание и назначение

Бюджетные права, их содержание и назначение.

 

Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается по­нятием "бюджетные права".

Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одним из субъектов которых является государство в лице органов, его представляющих.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреп­лены в Конституции Республики Беларусь, Бюджетном кодексе, Законе о местном управлении и самоуправлении, неко­торых других законах и подзаконных актах.

Бюджетное право – есть совокупность юридических норм, по которым строится бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Субъект бюджетного права – носитель бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования централизованного государственного денежного фонда.

Участники бюджетного процесса наделены законодательством оп­ределенными полномочиями, основное содержание которых заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджет­ные средства в отраслевом и территориальном разрезах, использовать их по целевому назначению.

Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.

Различают бюджетное право материального и процессуального характера.

Бюджетные права материального характера:

1. Право на соответствующий бюджет.

2. Право на получение бюджетных доходов.

3. Право на использование средств, накапливаемых в данном бюджете.

4. Право на разграничение доходов и расходов бюджета территориальной единицы между бюджетом территории и входящими в консолидированный бюджет нижестоящими бюджетами.

5. Право на получение помощи из вышестоящего бюджета, так как он выступает гарантом стабильности нижестоящих бюджетов.

Бюджетные права процессуального характера:

1. По составлению проекта бюджета.

2. По рассмотрению проекта бюджета.

3. По утверждению бюджета.

4. По исполнению бюджета.

5. По подготовке, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении.

6. По организации работ по составлению проекта бюджета и осуществлению контроля за исполнением бюджета.

В соответствии с законодательством высшие органы государствен­ной власти и государственного управления Республики Беларусь ут­верждают Государственный бюджет республики и отчет об его испол­нении, устанавливают налоги и сборы, поступающие в республиканский и местные бюджеты. Местные органы власти не имеют права устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные за­конодательством.

Определенными правами располагают и получатели бюджетных назначений, распорядители кредитов. Их права реализуются в про­цессе исполнения бюджета посредством распоряжения бюджетными кредитами, открываемыми банками после получения соответствую­щих указаний от финансовых органов.

С точки зрения права весь бюджетный процесс, начинающийся с указаний о сроках и подходах к формированию бюджета будущего го­да и кончая утверждением отчета об исполнении бюджета предыду­щего года, представляет собой совокупность нормативных предписа­ний, выполнение которых обязательно для всех его участников.

Бюджетные права — категория не застывшая, они находятся в по­стоянном развитии и совершенствовании. Два обстоятельства обус­ловливают особенности бюджетных прав республики и местных Со­ветов народных депутатов на современном этапе. Это обретение республикой статуса самостоятельного независимого государства и переход к рыночным отношениям.

Дальнейшее развитие республики, ее право на вступление в меж­государственные отношения с государствами ближнего зарубежья и международными организациями, происходящие процессы интегра­ции в мировые хозяйственные связи, безусловно, потребуют внесения определенных изменений в перечень бюджетных прав республики и местных Советов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетная система и принципы ее построения | Сущность специальных целевых фондов. Их значение и необходимость.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.