Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие системы специальных целевых фондов в РБ




Виды и формы специальных целевых фондов; порядок их формирования и использования.

 

В мировой практике используется следующая классификация фондов:

1. В зависимости от уровня управления (по принадлежности):

- государственные;

- местные.

2. в зависимости от сроков действия:

- временные,

- постоянные.

3. В зависимости от целей использования:

- экономические;

- научно-исследовательские;

- кредитные;

- социальные;

- личного и имущественного страхования;

- военно-политические;

- межгосударственные.

Экономические фонды: предназначены для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся, например, инвестиционный, поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Средства этих фондов используются для финансирования частных компаний и малорентабельных государственных предприятий; для оказания финансовой помощи инвестиционным проектам на отраслевом и территориальном уровнях. Помощь оказывается в форме безвозмездных субсидий, льготных кредитов.

Научно-технические фонды: их средства идут на поддержку научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. В ряде случаев они дополняют государственное бюджетное финансирование, в других - замещают его.

Кредитные фонды: состоят из ресурсов, находящихся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, предоставляемых на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользоваться этим фондом имеют юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие по государственным программам развития страны.

Социальные фонды: их ресурсы предназначены для оказания социальных услуг населению. В последнее десятилетие объём социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в 5-8 раз. Рост объёма социальных фондов даёт возможность повысить социальные выплаты. Эти фонды образуются за счёт:

1. Страховых взносов застрахованных.

2. Страховых взносов предпринимателей.

3. Субсидий государства.

Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной, независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Личного и имущественного страхования в развитых странах пенсионное обеспечение относится к сфере ведения государства и частных компаний. Государственные и корпоративные пенсионные фонды аккумулируют огромные средства, а так как выплаты из них на много меньше, чем собираемые суммы, свободные ресурсы этих фондов выступают на западе как ссудный и инвестиционный капитал.

Военно-политические фонды в ряде стран имеют в своем распоряжении главы государств и правительств. За их счет осуществляется финансирование секретных и полусекретных военных программ и мероприятий.

Межгосударственные специальные фонды появились в послевоенные годы. Создаются на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

По способу формирования доходов и характеру финансирования делятся:

1 тип – межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды в результате своей деятельности эти организации получают доходы которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. Роль финансов в функционировании международных банков и фондов заключается в том, что с их помощью осуществляется мобилизация средств уставного капитала и в процессе функционирования распределяется выручка и прибыль, формируются фонды банков. Источником паевых взносов являются средства национальных и международных финансово-кредитных институтов, международных организаций-участников (пайщиков) фонда, а также бюджеты и валютные фонды заинтересованных стран.

1. МВФ (его задача – урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платёжного баланса).

2. Европейский банк реконструкции и развития (выдаёт долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей, обычно на срок до 20 лет под гарантии правительства).

3. Международный инвестиционный банк.

4. Бюджет ЕЭС и др.

2 тип – организации, функционирующие на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносами. Это международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области.

1. ООН

2. Международное агентство по атомной энергетике

3. Всемирная федерация научных работников

3 тип – международные научные программы и конгрессы, которые, как правило, носят временный характер их проведение осуществляется за счет финансирования участвующих сторон. Международная биологическая программа (1964 – 1974г.г.)

4 тип – международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных областях знаний. Функционируют за счет бюджетов, источниками которых являются ежегодные долевые взносы, регистрационные взносы участников конференций, пожертвования юридических и частных лиц, доходы от периодических изданий, научных справочных материалов.

1. Международный математический центр

2. Международный совет научных союзов

3. Международный институт сварки

5 тип – международные фонды занимающиеся сбором средств для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде деятельности.

1. Всемирный фонд дикой природы. Финансирование – средства от государств общественных организаций и частных лиц, доходы от реализации собственных изданий

2. фонд «Олимпийская солидарность» (для оказания финансовой помощи НОК развивающихся стран). Финансирование – добровольные взносы НОК, частные пожертвования, средства от инвестиционной и издательской деятельности МОК, 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение олимпийских игр (1/3 МОК, 1/3 Международным федерациям по олимпийским видам спорта)

 

 

В РБ функционирует большое количество внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые выполняют следующие функции:

1. Социальная: Фонд социальной защиты населения.

2. Экономическая: Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки.

3. Природоохранительная и энергосберегающая: Фонд охраны природы.

4. Научно-исследовательская: Инновационные фонды.

Все вышеперечисленные фонды относятся к государственным бюджетным, кроме ФСЗН.

В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2010 год»:

республиканский бюджет составляют средства государственных целевых бюджетных фондов:

1. республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,

2. республиканского фонда охраны природы,

3. фонда национального развития,

4. фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,

5. фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания),

6. инновационных фондов (образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси).

местный бюджет составляют:

1. государственные целевые бюджетные фонды:

- инновационные фонды (образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами);

- местные фонды охраны природы.

Источники средств и направления использования средств бюджетных фондов подлежат самостоятельному изучению (источник информации – закон о республиканском бюджете на 2010 г.)

В соответствии с Бюджетным кодексом РБ в республике также могут формироваться внебюджетные государственные фонды.

Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.

Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и Бюджетным Кодексом РБ. Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.

Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы предусматриваются по источникам поступлений в соответствии с разделами классификации доходов бюджета, а расходы – в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 Бюджетного Кодекса РБ.

Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.

Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

 

 

Лекция 8.

Бюджетная классификация Республики Беларусь

 

Бюджетная классификация (БК) Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов, видов государственного долга и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.

Бюджетная классификация РБ регламентируется Инструкцией о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь. Утвержденной Постановлением Министерства Финансов РБ от 31.12.2008 г. № 208. Инструкция устанавливает порядок применения бюджетной классификации Республики Беларусь участниками бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Бюджетная классификация Республики Беларусь в части клас­сификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности (далее - внебюджетные средства) бюджетных организаций.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

Классификация доходов бюджета является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

Классификация доходов бюджета состоит из следующих пяти уровней: группа, подгруппа, вид, раздел, подраздел - и представлена в виде семизначного кода классификации доходов бюджета.

Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, в том числе: группы - 1 знак, подгруппы - 1 знак, вида - 1 знак, раздела - 2 знака и подраздела - 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «0»).

Код классификации доходов бюджета представляет собой следующую структуру из 7 разрядов.

Три первых знака семизначного кода классификации доходов бюджета (с 1-го по 3-й разряды кода классификации доходов бюджета) служат для систематизации доходов бюджета по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей.

С 4-го по 7-й разряды семизначного кода классификации доходов бюджета отражают источники формирования доходов бюджета в соответствии с актами законодательства по разделам и подразделам.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:

100 - налоговые доходы;

200 - взносы на государственное социальное страхование;

300 - неналоговые доходы;

400 - безвозмездные поступления.

Далее смотри приложение 1 бюджетной классификации - классификация доходов бюджета.

 

Применение функциональной классификации

расходов БЮДЖЕТА

 

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.

Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов применяются виды расходов.

Параграф функциональной классификации расходов бюджета применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Код функциональной классификации занимает 9 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, вид – 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00») и код параграфа - 3 знака.

 

При отнесении расходов по функциональной классификации расходов необходимо руководствоваться следующими основными подходами:

- расходы на реализацию функций общего назначения относятся на раздел 01 «Общегосударственная деятельность»;

- отнесение расходов на функционирование государственных органов в сфере установленных функций осуществляется по соответствующим этим функциям позициям функциональной классификации расходов (за исключением органов местного управления и самоуправления);

- производится разделение расходов в сфере науки на фундаментальные научные исследования (раздел 01 «Общегосударственная деятельность») и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации расходов.

Далее смотри приложение 2, 3 бюджетной классификации - Функциональная классификация расходов бюджета по видам и по параграфам.

 

Применение ПРОГРАММНОЙ классификации

расходов БЮДЖЕТА

 

Программная классификация расходов состоит из двух уровней.

Первым уровнем программной классификации расходов бюджета являются бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке.

Вторым уровнем программной классификации расходов бюджета являются подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает пять знаков, в том числе: программа - 3 знака, подпрограмма - 2 знака (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).

Далее смотри приложение 4 бюджетной классификации - Программная классификация расходов бюджета.

 

Применение ведомственной классификации

расходов БЮДЖЕТА

 

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня – главы, которая имеет трехзначный код.

При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствующего местного бюджета учитывается, что постоянным распорядителям средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды глав, соответствующие аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета, которые в последующем периоде сохраняются.

Временным распорядителям средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.

Далее смотри приложение 5 бюджетной классификации - Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета.

 

Применение экономической классификации

расходов БЮДЖЕТА

 

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней:

категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

статья (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и другие);

элемент расходов, детализирующий, при необходимости, расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации расходов бюджета занимает 7 знаков, в том числе: категория - 1 знак, статья - 2 знака, подстатья – 2 знака и элемент - 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Классификация текущих и капитальных расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.

Экономическая классификация расходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

В экономической классификации расходов выделена Категория расходов 4 00 00 00 «Финансовый резерв» применяется для аккумулирования средств резервного фонда Президента Республики Беларусь, резервных средств на оказание финансовой помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, средств фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, резервных фондов органов местного управления и самоуправления и других средств в соответствии с законодательством, временно зарезервированных и не подлежащих финансированию до принятия решений об их направлении на конкретные цели с последующим распределением по экономической классификации расходов.

В данной категории применяется статья 4 90 00 00 «Финансовый резерв» и соответственно подстатья 4 90 01 00.

Далее смотри приложение 6 бюджетной классификации - Экономическая классификация расходов бюджета.

 

 

применение классификации финансирования

дефицита БЮДЖЕТА

 

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.

Код классификации финансирования дефицита бюджета занимает 7 знаков, в том числе: вид источника – 1 знак, источник – 2 знака, тип источника – 2 знака и детализация – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Далее смотри приложение 7 бюджетной классификации - Классификация финансирования дефицита бюджета.

 

Применение классификации видов государственного долга Республики Беларусь

 

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внутренние долговые обязательства (100) классифицируются на:

обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);

обязательства по государственным ценным бумагам, ценным бумагам, выпускаемым органами местного управления и самоуправления (120) с разделением их по видам ценным бумаг;

обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством (130);

гарантии Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления (140);

прочие обязательства Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления (150).

Внешние долговые обязательства классифицируются по типу кредитора с использованием кода 210 (международные финансовые организации – код 211, иностранные государства и иные иностранные кредиторы – код 212) и по видам долговых обязательств с использованием кода 220 (обязательства Правительства Республики Беларусь – код 221 и обязательства резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь – код 222).

Далее смотри приложение 8 бюджетной классификации - Классификация видов государственного долга Республики Беларусь

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.