Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация общества




Первобытнообщинный строй и родоплеменная

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того в каких условиях оно возникло и как развивалось. Исторический подход необходим и для познания сущности государства и права. И первобытное общество, как и любое другое историческое явление, не было и не могло быть статичным, оно развивалось, проходило различные этапы в своём развитии. Теория права и государства, изучая главные закономерности происхождения государства, основываясь на научных данных делает вывод о том, что государство и право существовали у народов не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества. Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Это как раз и подтверждают данные антропологии, археологии, исторические и социологические исследования.

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа (неоантроп) существует около 40 тысяч лет. Это период, когда человеческий род совершал уже, преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем, первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали не зная государства. Что же предшествует государственно-организованному обществу? Его возникновению и предшествовало, существовавшее сотни тысяч лет, первобытное общество, с образованием которого и начинается история человеческого общества.

Первобытный строй - древнейший тип коллективного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, последовательно проходит несколько этапов в своём развитии: 1. Дикость. 2. Варварство. 3. Цивилизация. Эти этапы различаются, главным образом, степенью развития производительных сил.

Жизнь общества, на ранних этапах его существования, строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека. Первобытное общество (стадная общность) первоначально было несвободным, оно ещё не оторвалось от природы, его жизнь базируется на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве людей. Их связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. В основе общения и регулирования отношений между людьми и отношений людей с природой лежат природные инстинкты, которые изначально заложены в каждом человеке. Люди, как живые природные организмы, ощущают наличие этих инстинктов и действуют бессознательно, в соответствии с ними. Поэтому роль сознания в этот период незначительна, человек действует инстинктивно. В период, когда жизнь общества полностью зависит от природных условий, не возникает потребности во внешней власти. Сами люди непосредственно не участвуют в осуществлении управленческой функции, её пока не существует, обществом управляет природа. Люди полностью подчинены её законам, они не субъекты управления, а лишь объекты управляющего воздействия природы.

Первобытный человек, как представитель стадной общности, физически силён, вынослив, способен самостоятельно, стремительно передвигаться на значительные расстояния, устойчив к резкой смене температур, ловок, обладает хорошим обонянием. Указанные качества и бессознательные природные инстинкты, движущие им, помогали человеку общаться с природой, сохранять себя в ней, то есть достаточно успешно регулировали отношения первобытных людей с природой и между собой. Вполне естественно, что в этих условиях общество невозможно отделить от природы, природа полностью поглощает и подчиняет его себе, руководит им через природные инстинкты.

Период варварства подразделяется на две крупные эпохи - бронзовый век и железный век. В течение бронзового века возникает скотоводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда, для выполнения различных операций (появляются нож, шило, наконечники стрел и копий). Постепенно накапливается опыт производственной деятельности, в виде специальных приёмов трудовых операций в каждом конкретном деле. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развитие не только инстинктов, но и памяти, сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи трудовых навыков последующим поколениям. При охоте, рыбной ловле, поимке, приручении и разведении животных - всюду успех опирался на унаследованные от предков приёмы. Одновременно стала иной и общественная организация, возникли более устойчивые формы человеческого общежития - первобытные семейные общины, которые явились основной ячейкой первобытного общества, сформировавшейся с течением времени из древнейшего первобытного стада.

Огромное значение имел род и для развития первобытного производства, материальной культуры. Экономика первобытной общины, также базировалась на примитивном ручном труде, и также как и в период существования стадной общности, хозяйство родового строя было добывающим (присваивающим), то есть получающим готовый продукт от дикой природы путём охоты, собирательства плодов, рыбной ловли. Лишь на более поздних этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия.

Итак, с момента естественного возникновения коллективности, труд человека становится коллективным, то есть совместным трудом всех членов общины, которая выступила экономической формой организации людей. Поэтому все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. А это, вполне естественно, влечёт необходимость общественной собственности на средства производства, как основы производственных отношений при первобытнообщинном строе. Полученные продукты - добыча охоты, рыбной ловли, собранные плоды - составляли общую собственность общины и делились между всеми членами рода поровну. Прибавочного (избыточного) продукта присваивающее хозяйство, как правило, не давало.

Таким образом, по мере «отделения» человеческого общества от природы, изначальные природные физические свойства (инстинкты) человека, постепенно утрачивают роль основных регуляторов в общении людей с природой и между собой, они остаются в природе, их уже недостаточно для того, чтобы сохранить единство и целостность общественного организма. В этих условиях требуются новые качества - нефизического, неинстинктивного характера. В регулировании отношений между людьми всё большую роль начинают играть интеллект, сознание. Фактические обстоятельства заставляют людей мыслить, действовать все более сознательно.

Экономические отношения родового строя - общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответствующие им формы организации общественной власти. Возникла необходимость в управлении общественными делами рода, то есть потребность во власти.

В управлении делами рода участвовали все взрослые члены общины, как мужчины, так и женщины. Органом общественной власти было - общее (родовое) собрание, на котором решались наиболее важные вопросы, касающиеся всего рода и другие общественные дела. Решения родовых собраний выражали волю всех членов рода. Старейшины, военные вожди, главы родов, предводители охоты, по старшинству получали право управлять и избирались родовым собранием из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Управляя текущими делами и повседневной жизнью родовой общины, в интересах всех сородичей, они и трудились наряду со всеми. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Поэтому общественная власть, которую имели вожди, старейшины, родоначальники, а также носители культовой власти, не давали материальных преимуществ, а основывалась исключительно на моральном авторитете, на глубоком уважении старших членов рода, на их опыте, мудрости, ловкости и храбрости охотников и воинов, на традициях.

Строгий порядок жизнедеятельности родовой общины обеспечивали социальные нормы - обычаи. В рамках рода действовали различные обычаи, определявшие правила поведения людей и регулировавшие использование общей собственности рода, производственные процессы, быт и семейные отношения. Таким образом, жизнедеятельность людей становится всё в большей мере организованной ими самими, то есть они пользовались тем, что создавали сами, либо создали предыдущие поколения, а это значит, что начался процесс накопления и общество уже развивалось на своей собственной основе, то есть, прежде всего, в силу экономических и духовных факторов.

Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение и исполнялись, как правило, добровольно. Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создававшие образцы для подражания. Hа основании изложенного можно выделить основные признаки первобытных обычаев:

1.Обычаи исходили от рода и выражали его волю и интересы. Содержание социальных норм, как отмечалось, было направлено на обеспечение присваивающей экономики, существование и воспроизводство членов рода и общины в природной среде. В этих нормах закреплялась и тотемная система, содержащая обязанности сохранять определенные виды животных, растений, иных предметов природы и характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группой с каким-либо тотемом, который считался родоначальником и покровителем рода.

2.Способы регулирования в основном сводились к трем формам: запреты, дозволения и обязывание (в зачаточной форме). Запреты существовали главным образом в виде различного рода табу, подкрепленные религиозным страхом перед непреодолимым возмездием за нарушения принятых правил определенного поведения (например, запрет кровосмешения как угроза жизнеспособности рода). Дозволения (или разрешения) - своего рода рекомендации определенного поведения первобытного человека, соответствующего интересам его рода и племени или их объединений в условиях присваивающего хозяйства. Позитивное обязывание имело своей целью организационное обеспечение каких-то общественных дел: охоты, сбора плодов и кореньев, приготовления пищи и ее распределения, изготовления орудий труда и другие.

Важно подчеркнуть, что все эти способы регулирования не имели своей целью изменение окружавших человека природных условий и его выделение из природы, а были направлены на эффективное обеспечение присвоения первобытной общиной готовых предметов природы и их приспособление для удовлетворения нужд человека.

3.Формы выражения социальных норм эпохи присваивающей экономики не знали письменного закрепления. Эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах, всякого рода обрядах и других, обращенных к «священному» опыту предков формах. Вот почему такие общества именуют традиционными, когда, говоря словами родоначальника немецкой классической философии И.Канта (1724-1804), «мертвые управляют живыми».

Вместе с тем, наряду с самоорганизационными процессами формирования традиций, обычаев и обрядов времена присваивающей экономики знали и сознательное, творческое создание норм, хотя и без оформления в нормативных актах. Сюда следует отнести устанавливаемые регламенты и определенные процедуры регулирования отдельных хозяйственных, брачно-семейных и иных отношений между сородичами, рассмотрения и разрешения споров, назначения наказания провинившимся и другие.

4.Обычаи действовали в силу привычки и исполнялись добровольно. В случае необходимости их исполнение обеспечивалось родом. К нарушителям применялись меры убеждения, а иногда и принуждения, исходившие от всего рода. Поскольку обычаи и другие нормы не отделялись от религиозных требований, то и санкции (общественное порицание, телесное наказание или телесное повреждение, изгнание из общины или предание смерти и др.), как правило, приобретали религиозную окраску воздействия на человека каких-то сверхъестественных сил. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не существовало.

5.Для обычаев характерно отсутствие различий между правами и обязанностями. Специфичность рассматриваемых социальных норм выражалась в том, что, во-первых, в них еще не делалось определенного различия между правами (одних) и обязанностями (других) членов рода, поскольку в первобытной родовой общине господствовало социальное равенство; и, во-вторых, в обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Вот почему в современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм» (от греч. monos - один, единый).

Рассмотренная нами социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способов существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Hа более поздних стадиях существования родового строя всё чаще происходит отпочковывание новых родовых общин от первоначальной. Однако, связи между родами сохранялись. В дальнейшем, увеличение численности населения и расширение взаимосвязей между родами привело к объединению родов и их взаимобрачных союзов в более крупные образования - братства (фратрии) и племена, в состав которых входили - роды и союзы родов. Племена объединялись в союзы племён. Организация общественной власти в племени основывалась на тех же принципах, что и в родовом обществе - на началах самоуправления народа, родоплеменной или первобытной демократии. Однако, история свидетельствует, что общее собрание всех взрослых членов племени (народное собрание) имело место не у всех народов. Hередко общественную власть (особенно в союзах племён) осуществлял племенной совет, в который входили верховные вожди, старейшины родов, существовавших в составе племени, а также военачальники и представители религиозной власти - жрецы. Характерно, что собрание племенного совета проводилось открыто и на них мог присутствовать, по желанию, любой член племени, хотя и без права решающего голоса. Народное собрание (в тех племенах, где они не собирались - племенной совет) избирало племенных и военных вождей.

История свидетельствует, что развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее племена и братства ещё долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, своё особое имя, в них постепенно складывался общий диалект языка, единые обычаи и религиозные культы, отличные от других племён. Органы племени содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. Hо по мере дальнейшего развития функции власти, регулирование постепенно, всё больше перемещалось к племенным органам.

Итак, для первобытнообщинного строя характерны: кровнородственная природа коллектива, поглощенность человека родом, общественная собственность на условия хозяйствования, естественный (половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий первоначального равенства сородичей, коллективные ("демократические") формы решения общих дел. Разумеется, такая организация знала и властные институты - власть предводителя, совета старейшин, собрания сородичей, как высшего органа управления, существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин, их подконтрольность родовому собранию. Социальные нормы того периода - обычаи, являлись частью коллективного опыта, который передавался в процессе включения человека в жизнь первобытного общества. С помощью обычаев регулировались трудовые, бытовые, семейные отношения. Hекоторые обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Следовательно, общественная власть и нормы поведения, в эпоху догосударственного общества, соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.