КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государства
Социально-исторические предпосылки возникновения Разложение первобытнообщинного строя. Государство - общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй были одновременно и предпосылками формирования государства. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Hаучные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Родоплеменная социальная организация и степень развития общественного производства не могли оставаться на первобытном уровне, ведь общество развивалось. Кроме этого, где-то на рубеже 12-10 тысяч лет назад, возникшие на Земле экологические кризисные явления стали, по мнению некоторых учёных, угрожать существованию человечества, как биологического вида. Произошли, в частности, неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и других животных) - основного источника питания человека в целом ряде районов. Hа эти кризисные явления человечество отметило переходом к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Постепенно от присваивающего хозяйства - охоты, рыболовства, собирания плодов, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходить к производящему - развитым формам земледелия (подсечно-огневому неполивному, поливному, в том числе ирригационному, плужному (пахотному)) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем к кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. В ходе неолитической революции, таким образом, человек для удовлетворения своих потребностей от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешёл к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи - созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью, прежде всего - изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьёзные общественные последствия. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 год) обобщая данные науки конца 19 века, в целом правильно показал, что развитие производительных сил, повышение производительности человеческого труда и фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для поддержания её существования, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникает возможность присваивать этот прибавочный продукт его труда, следовательно, появляются реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведёт к возможности появления различных форм эксплуатации. Все эти явления, порождённые общественным разделением труда, взорвавшим родовой строй, привели, в конечном счёте, к появлению частной собственности отдельных семей, разложению первобытнообщинного строя, расколу общества на антагонистические классы, появлению государственно-организованного общества. Однако, общественный характер власти и управления, существовавший в родоплеменной организации, исчез не сразу. Постепенно укореняется и специализация производства. Если раньше разделение труда носило естественный характер: мужчины, женщины, старики, дети занимались различными видами труда в соответствии со своими физическими возможностями и возрастом, то специализация производства повлекла за собой общественное разделение труда. Первым крупным общественным разделением труда и стало отделение скотоводства от земледелия. Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщённость, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Постепенно, в процессе эволюции, возникает производство непосредственно для обмена, то есть товарное производство. Сначала обмен носил натуральный характер, а затем превратился в торговлю. Роль денег, первоначально, играли шкурки, мех животных, сами животные, с течением времени эта роль перешла к редким и дорогим металлам (серебру, золоту). Так происходит третье крупное общественное разделение труда, возникают, в довольно значительном масштабе, товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Возникает класс, занимающийся уже не производством, а только обменом продуктов, класс купцов, который уже не участвует непосредственно в процессе производства, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих. Рост производительности труда с неизбежностью ведёт к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившего появление частной собственности, что послужило материальным выражением обособленности членов рода. Итак, общественное разделение труда и повышение его производительности повлекло за собой целый ряд последствий. Итак, формирование семьи и частной собственности - двуединый процесс. Семья создала субъекта частной собственности, а частная собственность превратила, поглощенного родом человека, в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Hовое время - после победы буржуазных революций. Выделившиеся из рода семьи (а затем и отдельные люди), первоначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказались объединёнными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил региональные процессы развития в мировую историю. Постепенно семейная частная собственность стала вытеснять коллективную собственность рода. Таким образом, возникновение и присвоение прибавочного продукта способствует становлению новых форм собственности, помимо коллективной, ещё групповой и частной, а также дальнейшему социальному и имущественному расслоению общества. Значительное имущественное расслоение среди соплеменников приводит к появлению богатых и бедных. Следовательно, рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, повысившаяся роль и место семьи, приводят к созданию предпосылок рабства. Расслоение общества ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется родовая знать - обособленные группы вождей, военоначальников, жрецов, в их руках в основном и концентрируется имущество. Используя свое общественное положение эти люди присваивали себе большую часть военной добычи (рабов, лучшие участки земли, животных, ремесленные изделия, орудия труда). Так образовалось неравенство среди свободных, которые с течением времени разделились на богатых и бедных. В целях получения прибавочного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных но и труд своих сородичей. Усиливающееся имущественное неравенство вело к эксплуатации бедных соплеменников и даже их порабощению богатыми, появлению долгового рабства. Свою власть ставшую со временем наследственной они использовали не только для защиты общественных интересов, но и для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти, родоплеменные связи, органы родового строя, рассчитанные на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, теряют свое значение. Они оказываются бессильными перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, оказываются неспособными урегулировать усиливающиеся общественные противоречия, возникающие в связи с частной собственностью и углубляющимся неравенством. “Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством”. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытного строя, частично путем полного вытеснения последних. У некоторых народов (Древняя Греция, Рим, Троя и др.) рабовладение стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии нашей эры разложение родового строя вело к феодальным отношениям. Таким образом, переход человечества к производящему хозяйству вел к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, зарождению государства. Существенное влияние на процесс государствообразования оказала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в единые народы. Постепенно первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов и наносит еще один удар по родовому обществу. Для периода становления классового общества (социальной дифференциации) характерна была такая организация общественной власти, которую Энгельс назвал “военной демократией”. Эта организация выросла из общественной власти родового строя и явилась особой и исторически последней формой древнего народоправства. Итак, органы первобытнообщинного строя постепенно передаются в органы “военной демократии” для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам, хотя первоначально военная организация имела целью защиту интересов племен. Итак, перерождение органов первобытного общества, возросшее значение войн и военной организации племен постепенно превращается в систему “военной демократии”, ведет и является одним из факторов переход от родового строя к возникновению государства. Родовая община была основана на личностной кровнородственной связи. Проживать на территории рода могли только его члены. “Чужаки” пользовались лишь обычаем гостеприимства” или принимались в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена территория рода и племени стала постоянной ареной деятельности купцов, ремесленников, мореплавателей и других “гостей”, участвующих в хозяйственном обороте. Многие из них становились постоянными жителями городов. На этот период приходится и переселение различных народов. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения в новых условиях, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Новые условия требовали и новой, территориальной организации, охватывающей права и обязанности всего населения и даже временных гостей. Территориальная общность (население связанное совместным проживание) породила коллективные потребности, а, следовательно, общие интересы и проблемы. Это и защита от внешнего врага, и установление правил коллективного общежития, и решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или человек в одиночку решить не в состоянии. Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела или мобилизовать население на их решение, и породила государственную публичную власть. Итак, распад родового строя, появление семьи и частной собственности, которые дали человеку возможность быть относительно самостоятельным субъектом общественной жизни, объективная потребность в решение общих дел, в том числе, в регулировании отношений между социально неоднородными группами - таковы исторические предпосылки становления государства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |