Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимная ответственность государства и личности

Свободного развития.

Реальность прав личности, обеспечение ее

Человек - высшая и главная ценность общества. Первое место в правовом государстве должно быть отдано свободе личности, гарантиро ванной государством и его законами, органически связанной с естес твенностью личности перед государством и другой личностью.

Правовое государство признает за человеком право личной свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. В слу чае нарушения права оно обеспечивается судебной защитой. В этих ус ловиях осуществляется общеправовой принцип: "Все, что не запрещено человек у, ему дозволено". Если государство обязано, значит, человек имеет право требовать от государства исполнения этих обязанностей. Кроме этого, правовое государство обязано обеспечить и охранять ес тественные неотчуждаемые права и свободы человека, удовлетворять его интересы. В современном демократическом государстве объектив ное право свободы воплощается в субъективных правах личности. Глав ное в них - это права личности на положительное действие госу дарства в его интересах: право на неприкосновенность личности, пра во на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, то есть право человека обратиться в суд с жалобой на неправомерные дей ствия должностных лиц и административных органов, ущемляющих его за конные права и интересы, свободное перемещение в пределах госу дарственной территории, свобода вероисповедания, собраний, совести и так далее. Кроме государства, права и свободы в правовом госу дарстве, а также подчиненность самого государства праву гаран тирует сдерживающая сила общественного мнения.

Отношения между государством и гражданином должны строится на началах гуманизма, равенства, справедливости. Условием этого равенства, свободы и независимости граждан является верховенство народа и подчиненность всех правовым законам. Определяя в законах меру сво боды личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Под чиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предпи сания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административ ный произвол. Это: ответственность депутатов перед избирателями /отзыв депутата/; ответственность правительства перед представи тельными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголов ная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами пра ва. Hа таких же правовых основаниях отвечает перед государством и личность. Однако применение государственного принуждения должно но сить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответ ствовать тяжести совершенного правонарушения.

Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и, прежде всего, государства. Это еще раз подчеркивает неотчуждае мость естественных прав человека в правовом государстве.

Принцип разделения властей.

Это основной признак организации и деятельности правового государства. Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть "разделение труда", институты государства формируются в самостоятельные власти, каждая из которых занимает свое место в общей системе государственной власти сконцентрирована на "своей" особой стороне деятельности и выполняет свойственные только ей зада чи и функции. Для демократического общества принцип разделения еди ной государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые особенно важен. Он выражает умеренность, рассредоточен ность государственной власти, предотвращает возможность ее концен трации и злоупотребления, превращения в авторитарную или тотали тарную власть. Этот принцип предполагает, что все власти равновели ки по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут сдерживать одна другую, не допуская доминирования ни одной из них. Это равновесие исключает монополизацию власти в руках одного влас тного органа и поддерживается специальным и организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же вре мя гарантируется независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таких властей, над которыми должна стоять правовая Конституция, три: законодательная исполнительная и судебная.

Законодательная власть обладает относительным верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные исправления внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполни тельной и судебной властей. Законодательные органы принимают законы, имеющие высшую юридическую силу и носящие общеобязательный характер. Однако пределы деятельности законодательной власти ограничены прин ципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых и обеспечивается соответ ствие законов Конституции. Потому что воля народа, выраженная в Кон ституции, является единственным источником власти в правовом госу дарстве.

Исполнительная власть осуществляет непосредственную реализацию правовых норм, принятых законодательной властью. Ее деятельность также должна быть основана на законе и осуществляться в рамках зако на. Сейчас деятельность исполнительных органов не исчерпывается од ним исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общес твенного предназначения государства, осуществлением его функций. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права и обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной воле народа властью, действует на на чалах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается пос редством ее подотчетности и ответственности перед представительны ми органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполни тельных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право и правовые устои государственной жизни от любых нарушений. Правосудие осуществляют только судебные органы, никто не может присвоить себе функции суда. В своей деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от влияния других властей, должен пользоваться дове рием народа. Независимость и законность правосудия являются важней шей гарантией прав свобод граждан, правовой государственности в це лом. Суд не может присваивать себе функции законодательной и испол нительной власти, однако его задача - организационно-правовой кон троль за нормативными актами этих властей. Судебная власть высту пает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения правовых ус тановлений и, прежде всего, конституционных, как со стороны законо дательных, так и со стороны исполнительных органов власти, обеспе чивая тем самым реальное разделение властей. Функцию конституцион но-правового контроля в нашей стране выполняет Конституционный Суд.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процес се длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить но вые элементы в теорию и практику строительства правового государ ства. Ведь закон - это единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов общества, превращения воли на рода в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведе ние этой воли в ранг правил, которым подвластны все.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни | В В Е Д Е Н И Е. Тема № 11: «Личность, государство и право»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.