КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность, государство и право
Категория «личность» имеет для правоведения исходно-клю чевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носи теля прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоот ношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного на чала. Думать иначе — значит абсолютизировать сознание человека в качестве единственного носителя личностного начала. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди – «винтики», а личности, субъекты, реализующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими. Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возмож ности их реализации — одно из необходимых условий формирования демократического типа личности. Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы лич ности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количество несомненных интересов, чрезвычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-правового признания.» (Кистяковекий В.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 524.) В государственно-организованном обществе в системе факто ров, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюци онный период в России государство трактовалось, как особая ор ганизация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса. Такое понимание государства было своеобразным фундамен том для формирования административно-командной системы — системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граж дан в процессы своего функционирования. В названных структур ных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей — граж дан страны. Для административно-командной системы была пол ностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающая ся инициативностью и. вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отри цательного отношения к творческим людям. Разумеется причи на такого внешнего пассивного приспособления к жизненным об стоятельствам лежит не только в авторитарных методах социаль ного управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей» в их нежелании брать на себя личную ответственность из-за страха перед возможными осложнениями. Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и нормативно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов — обязательных правил поведения. В настоящее время перед Российским государством объектив но стоит задача не только закреплять в законах формальные пра вила поведения индивидов и организаций (нормы), во и обеспе чить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание по средством законности и правопорядка необходимого всем граж данам уровня свободы и безопасности. Отказ от монопольного положения государственной собствен ности, признание равноправия различных форм собственности — эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в об ществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях тре буется внесение новых, моментов в концепцию личности. Дума ется, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений — государства и личности. (Патернализм (от лат.paternus — отцовский, pater— отец), покровитель ство, опека старшего по отношению к младшими подопечным. В международных отношениях термин «патернализм» используется для обозначения опеки круп ных держав над наиболее слабыми государствами, колониями, подопечными тер риториями (См.: Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 885). Согласно ей власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вто рых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходи мых условий для проявления индивидуальности личности, по вышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений. Связь личности и государством отчетливо просматривается при анализе его признаков: - во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преиму щественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство; - во-вторых, государство — это территориальное устройство общества. Соответственно этому действуют законодательные, испол нительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. В рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности. - в-третьих, государство отличается от других организаций (по литических, религиозных и др.) тем, чти издает законы и подза конные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демокра тия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных со циальных групп, личности, общества, установить взаимную с лич ностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установ ленных государством законодательных ограничениях своей ак тивности по отношению к личности, в наличии реальных мер от ветственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136» 137,138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В своя» очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована правом, интересами и правами других лиц. - в-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан пла тить законно установленные налоги и сборы»,,— закрепляется в Конституции России (ст. 57). В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддер живались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни. - в-пятых, одним из важнейших признаков государства явля ется суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. де ятельность по рассмотрению, и разрешению различных социаль но-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить до стоинство личности. В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений че ловека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный парт нер государства. Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответ ственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществ ления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закрытые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядо вого гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Содержание названных выше по нятий будут рассмотрены в последующих темах курса. Следовательно, права человека — права, которые принадле жат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка воз никновения прав человека — объективная потребность в обеспе чении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на со здание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство осново полагающих качеств человеческого рода. Такие права существу ют независимо от конкретных этапов развития общества, от за конодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя. Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положе ние о том, что права гражданина — это такие права человека, ко торые находятся под охраной и защитой государства. Именно го сударственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав че ловека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они стано вятся правами гражданина. Надо учитывать и та, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и пра вах гражданина. На международном уровне все более непосредствен но начинает выступать индивид. Нередко международные доку менты прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его не отъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может не посредственно защищать свой права перед международными ор ганами. Это показатель международной правосубъектности чело века.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |