Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданство. Права человека и гражданина

Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» пони мается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления. В государствах-монархиях используется слово «подданный». Сей час эти понятия фактически равнозначны.

С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с, государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя занностей и ответственности.

Гражданство возникает по рожде нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям.

По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г,).

Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются зако нами о гражданстве.

Первый закон о гражданстве в России был принят в 1991 г., который был заменен новым законом в 2002 году.

Итак, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы, защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания госу дарства и выполнять установленные им обязанности.

На основа нии ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь граж данство иностранного государства (двойное гражданство) в соот ветствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу дарства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обя занностей, вытекающих из российского гражданства.

Права человека — его такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара ции прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и по литических правах и др.

Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм меж дународного права. Они рассматриваются в качестве обязатель ных для всех государств мира, не зависят от их социально-эконо мического строя. Такие права (права человека) должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться консти туцией страны и иным национальным законодательством.

Соот ветственно, государство берёт на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто нахо дится под его юрисдикцией.

Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к сужению сферы, в рамках которой конкретное государство может действовать по своему усмотрению, независимо от мирового общественного мнения.

Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в между народные органы защиты прав человека.

Права человека — сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо отношений между индивидом, обществом, государством.

В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рас сматриваемой проблеме можно свести к двум основным направлениям.

Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотьемлемы.(Идеи существенных неотчужденных прав человека развиты в доктринах Ж.Ж. Руссо, Г. Греция, Д. Локка, Щ.Л. Монтескье и др.) Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней вза имосвязи и единстве права, свободы и справедливости.

Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официально властного авторитета государства, оказывающего основное влияние на фундаментальные основы человеческого бытия.

Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о пра вах и свободах человека, привел к осмыслению того, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения по литической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и права.

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.)., Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1960 г.), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и по литических правах, направленный на отмену смертной казни.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).

В этой связи воз никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисление в Конституции Российской Федерация основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, КоАП.

Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения — ни конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Вы деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет.

Опираясь не этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о тем, что лишь некоторые из прав, уж именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.

Специфические особенности личных прав и свобод заклю чаются в следующем:

а) но своей сути они являются нравами че ловека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства;

б) эти права че ловека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;

в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы» достоинства как человечес кой личности.

Названные особенности личных прав и свобод индивидов под тверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовем в этой связи статью 27 Конституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи.

Переходное за конодательство, таким образом, содержит много привлекательных положений, но правовая практика нивелирует их, превра щает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обес печить реализацию конституционных принципов о высшей цен ности прав и свобод человека (ст. 2); а также об их непосредст венном действии (ст. 18) и др.

Особенности политических прав и свобод в том, что они свя заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические — «гражданам». Послед ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами.

Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устой чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под тверждается содержанием статей 31-33 Конституции Российской Фе дерации.

Связь политических прав с гражданством может создать впе чатление, что они производны от воли государства, носят вторич ный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Думается, это не так.

Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много национальный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство при знает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).

Наи более общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управле нии делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право ад ресовано каждому гражданину, осуществляется в различных фор мах как непосредственно, так и через своих представителей.

Не посредственные формы, реализации рассматриваемого права:

- участие граждан в референдуме - всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни,

- в выборах в органы государственной власти и органы местного само управления и т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управ лении делами государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной влас ти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к дея тельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях.

Представляется, что причина низ кой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права.

Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потреб ности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предприни мательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обес печение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благо приятную окружающую среду; право на образование; свобода ли тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).

Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 — право на жилище, ст. 33 — защита материнства и детства, ст. 43 — право на образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями.

В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обста новке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д.

Сказанное подтверждает необходимость всестороннего учета социальных факторов в процессе разработки и принятия законо дательных и иных нормативно-правовых актов. Декларирование прав, которые могут быть реализованы гражданами только в ус ловиях экономически состоявшегося общества, приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, законы. И это объ яснимо, поскольку он не видит в праве своего надежного гаранта. В этой связи и складывается атмосфера правового нигилизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность, государство и право | Принципы и функции права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.