Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели взаимодействия социального педагога с семьей ребенка-ин­валида

 

Модель взаимодействия с семьей ребенка-инвалида - это алгоритм рабо­ты, характеризующихся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента. С точки зрения продолжительности выделяют краткосрочные и долгосрочные модели взаимодействия. К краткосрочным моделям относятся кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели, к долгосрочным -патронаж. Рассмотрим их подробнее.

Кризисинтервентная модель работы с клиентом предпола­гает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которая обычно ограничена 6-7 неделями. Независимо от того, какие проблемы привели к кри­зисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мо­билизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представления о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленно­сти и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его лично­сти, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: пре­доставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видео­материалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах. Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики за­няты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. На­пример, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через об­разовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовле­чена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых -улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Вмешательство в кризисную ситуацию обычно является первой ступенью взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. На дальнейших стадиях реабилитации ребенка находит применение проблемно-ориентированная модель взаимодействия.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится, как и кризисинтервентная, к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев и предполагает око­ло 12 контактов с клиентом. Данная модель основывается на том, что в опреде­ленных условиях большинство проблем люди могут решить (или хотя бы уменьшить их остроту) сами. Задача профессионала - создать эти "определенные условия". Специалист сосредоточивает внимание не столько на внутренних осо­бенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему; со­вместно с подопечным формулирует конкретные, достижимые цели, например, найти источник материальной помощи для оплаты лечения; разрешить проблемы с официальной организацией в случае несоблюдения прав; наладить контакты ребенка с отцом и др.

Проблемно-ориентированная модель предписывает совместное решение проблемы. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирова­ние и поддержку способностей клиента в решении его собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие клиенту, и используются средства, спо­собствующие их преодолению. Успешное решение проблемы создает основу для самостоятельного решения проблемных ситуаций в дальнейшем.

Социальный педагог в рамках этой технологической модели соединяет в единую систему методы работы с отдельным индивидом (одним из родителей или ребенком), семьей в целом, а также семьей и ее ближайшим окружением. Работа со всей семьей необходима в том случае, если проблема связана с особен­ностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: дест­руктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетвори­тельный психологический климат семьи и др.

Патронаж - это форма долгосрочного взаимодействия специалиста с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Патронаж (лат. раиюпиз - покровитель) -это оказание медицинской и хозяйственно-бытовой помощи, адресованной лю­дям, испытывающим затруднения в самообслуживании и нуждающимся в посто­роннем уходе, т.е. престарелым и инвалидам. В нашей стране патронаж реализу­ется педиатрическими службами, территориальными центрами социального об­служивания пенсионеров и инвалидов. Однако медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посредни­ческой помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. По­скольку семья, воспитывающая ребенка-инвалида, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты, инициированные социальным педагогом, позво­ляют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их. Патронаж может иметь следующие цели: а) диагностические - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложив­шихся проблемных ситуаций; б) контрольные - оценка состояния семьи и ребен­ка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабили­тационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов; в) адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Необходимо отметить, что этика работы с клиентом требует, чтобы кон­тролирующие и диагностические цели патронажа были завуалированы и отнесе­ны на второй план, и семья ощутила пользу от визита социального педагога, а не испытывала бы чувство подконтрольности и зависимости. Иной подход допус­тим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребен­ка, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. Здесь социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными орга­низациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитаци­онной активности семьи, в том числе прибегает к "карательным" мерам, высту­пая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семь­ей. Целесообразны, например, единичные контрольные обследования семей на дому в кризисные возрастные периоды ребенка: 3 года, 7-8 лет, 14-15 лет, 17-18 лет. Эти посещения позволяют своевременно выявлять наличие поведенческих отклонений, отставание в речевом, интеллектуальном или физическом развитии ребенка, определять его адаптированность в детском коллективе (детский сад, школа), уровень контрацептивной культуры и состояние репродуктивных устано­вок подростков и юношества, их готовность к профессиональному самоопределе­нию, осуществлять профилактику дезадаптации. Патронаж также показывает, на­сколько семья справляется с реабилитацией ребенка, выполнен ли план реабилита­ционных мероприятий, какие дополнительные меры необходимо предпринять.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж се­мей, переживших кризисные ситуации. Например, следует неоднократно посещать семью на первом году жизни ребенка-инвалида с целью помочь преодолеть психо-травмирующую ситуацию его рождения, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении не­благополучных семей, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевре­менно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, кон­трольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавли­вать и поддерживать длительные связи с клиентами, своевременно выявляя про­блемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространст­венные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-педагогическая адаптация и реабилитация семьи с ре­бенком-инвалидом | Социальное и биологическое в человеке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.