Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая адаптация и реабилитация семьи с ре­бенком-инвалидом

 

Традиционно оказание помощи семьям, имеющим ребенка-инвалида, во всех странах, в том числе и в Беларуси, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с огра­ниченными возможностями в обществе. Кроме того, крайне негативные послед­ствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном прожи­вают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. При этом большинство родителей занимало иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм врачей и педагогов, снимая с себя какую бы то ни было от­ветственность за состояние и социальные перспективы ребенка.

Примерно с середины 1970-х годов XX в. наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, но­вые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием "интеграция". Суть этих подходов за­ключается в том, что инвалиды не являются социально обособленными и изоли­рованными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Реальное воплощение идей интеграции -проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически бла­гополучных стран. Однако сложность заключается не столько в том, что это требу­ет огромных средств (переоборудования общественных мест, зданий, транспорта и т.д.), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограничен­ными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это каса­ется тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.

В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных го­родах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными уси­лиями специалистов разного профиля - медиков, психологов, социальных работ­ников, социальных педагогов и др. - клиентам оказывается комплексная меди­цинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако веду­щее место при этом отводится социально-педагогической деятельности.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психо­логически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специали­ста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптималь­ному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога -способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность.

Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способ­ность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, причем весьма неблагоприятной, ситуации. Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями: 1) отношением к ребенку; 2) реабилитационной активностью семьи; 3) реабилитационной культурой семьи.

1. Отношение к ребенку. Это одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. Отношение может быть деструктивным или конструктивным. Семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение на пути личностного развития ребенка. Главная цель в таких семьях - поиск путей компенсации имеющихся нарушений, развитие способностей ребенка, терпение и поддержка в любом начинании. Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней.

Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Подобное игнорирование патологии ребенка, и соответственно реабилитационного процесса, связанное с материальной заинтересованностью, а в ряде случае недостаточной информиро­ванностью (например, в сельской местности), является истинным игнорировани­ем. Когда под маской равнодушия или отрицания значимости патологии ребенка скрывается акцентуация на этой проблеме, имеет место ложное игнорирование.

Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на ин­валидности ребенка выражается в различных невротических проявлений у чле­нов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со вре­менем передаются ребенку. Деструктивное отношение к ребенку может выра­жаться также в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращения, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении.

2. Реабилитационная активность семьи. Это усилия членов семьи, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитацион­ная активность семьи включает в себя: 1) активность в поиске источников меди­цинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в вы­полнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оз­доровительными учреждениями; 2) активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его ком­пенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми разви­вающими и коррекционными методиками; 3) собственно социальная активность семьи, т.е. ее настойчивость в описке источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение от­дается жизненной стратегии "выигрывающий", а не пассивной позиции "жертва".

Реабилитационная активность семьи может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустрем­ленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Активность проявляется по трем вышеперечисленным направлениям. Высокая активность - непременное условие своевременного и успешного решения реаби­литационных задач. Семьи со средней реабилитационной активностью непосле­довательны, малоинициативны, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца. Семьи с низкой активностью занимают позицию "жертвы", процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребен­ка в детский коллектив и др. Такие семьи способны справиться с задачами реаби­литации только при условии постоянного давления и контроля извне.

3. Реабилитационная культура. Представляет собой специфическую сис­тему ценностей, идей, знаний и навыков, помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса.

Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы философии независимой жизни, идеи компенсаторного развития, гуманистические принципы и ценности. Независимая жизнь - прин­цип, лежащий в основе модели инвалидности, предполагающей, что каждый ин­валид может принимать активное участие в жизни общества при наличии альтер­натив и возможности выбора, который человек с ограниченными возможностями может сделать при помощи социальных служб, совершенной архитектурной сре­ды, совершенных средств транспорта и т.д. В отличие от иждивенческой позиции стремление к независимости - это продуктивная психологическая ориентация, не предполагающая отказа от помощи других людей или вспомогательных средств, необходимых для физического функционирования, а заключающаяся в том, что человек ставит перед собой такие же цели, как любые другие члены общества, берет на себя ту же ответственность.

Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач реабилитационного процесса. К ним относятся: а) медико-биологические знания о патологии ребенка, ее причинах и следствиях; о продолжительности и содержании лечения; возможном риске и осложнениях в ходе лечения и др.; б) гигиенические знания об особенностях кормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.; в) социально-правовые зна­ния о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных; о возможных источниках материальной помощи и др.; г) психотерапевтические знания о стадиях протекания стресса и его последствиях; о механизмах саморегу­ляции и методах психотерапии; д) психолого-педагогические знания о возрастных особенностях детей; об особых потребностях и специфике развития ребенка в свя­зи с его патологией; о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления; о создании ситуации успеха в общении и обучении, и проч.

Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает раз­нообразные умения и навыки: психогигиенические (уметь преодолевать стрессо­вые ситуации, оказывать психотерапевтическое воздействие на ребенка); комму­никационные (уметь налаживать отношения, разрешать конфликты в семье и с ближайшим окружением); педагогические (владеть навыками педагогической коррекции, в том числе методами игротерапии, раннего развивающего обучения, логопедическими приемами и упражнениями и др.); социальное адвокатирование (уметь защищать собственные интересы, а также интересы и достоинство ребен­ка, причем как в официальных учреждениях, так и в неформальном общении); лечебные (владеть некоторыми лечебными методиками: общий, точечный мас­саж и пр.).

Ситуационно-ролевая адаптированность семьи в какой-то мере зависит от ее психологического, культурного, экономического потенциала, но в значитель­ной степени достигается все же с помощью специалистов. Повышая реабилита­ционную культуру и реабилитационную активность семьи, изменяя отношение к ребенку, социальный педагог тем самым способствует росту адаптивных воз­можностей, актуализации внутренних ресурсов семьи, а значит и решению имеющихся у нее проблем, профилактике кризисных ситуаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны | Модели взаимодействия социального педагога с семьей ребенка-ин­валида
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.