Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса

Эластичность спроса и предложения

Четыре правила спроса и предложения.

Излишек производителя, излишек потребителя

Количество продукции QА потребители готовы были бы купить по цене РАD> Р0, а производители продать по цене PAS0/ В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене Р0, т.е. покупатели QA-гo товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделками.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).

 

Р
Q
S1
S2
D
Р1
Р2
Q1
Q2  
Р
Q
D1
D2
S
Р2
Р1
Q1
Q2  

 


1. Увеличение спроса вызовет рост, как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

2. Уменьшение спроса приведет к падению равновесной цены и равновесного количества товара.

3. Рост предложение приведет к уменьшению равновесной цены и росту равновесного количества товара.

4. Уменьшение предложения приведет к росту равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

 

Эластичность спроса – это чувствительность спроса к изменению одной из его детерминант, определяемая как процентное изменение величины спроса к процентному изменению независимой переменной

а) эластичность спроса по цене.

Пусть на рынке продается в день 200 кг картофеля по цене 6 руб. У производителей скопилось много нереализованного картофеля, что снижает доходы, для увеличения доходов они решают снизить цену до 5,5 руб.за кг. В результате на следующий день было реализовано 210 кг картофеля. Для оценки решения рассчитаем доход, который получат производители в обоих случаях:

- доход при Ц –6 руб.: 200 кг · 6 руб. = 1200 руб.

-доход при Ц – 5,5 руб.: 210 кг · 5,5 руб. =1155 руб.

Не смоьря на увеличение продаж за кг производители потерпели убытки. Произошло это потому, что изменение в ценен мало сказалось на увеличении количества картофеля, на который предъявлен спрос. В данном случае спрос по цене не эластичен.

Рассмотрим как изменился бы доход при том же снижении цены, если бы удалось реализовать 250 кг.

- доход при Ц – 5,5 руб.: 250 кг · 5,5= 1375 руб.

В данном случае уменьшение цены привело к значительному увеличению спроса. Спрос по цене эластичен

а) Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия цены на изменение спроса, т.е. это чувствительность или реагирование спроса на изменение цены.

Дуговая эластичность спроса определяется как средняя эластичность или эластичность в середине хорды, соединяющие две точки:

 

 

Точечная эластичность спроса – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса, она является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса:

 

 

Эластичность спроса в точке может быть рассчитана как производная

 

Для линейной зависимости QD= a+bP, формула для расчета эластичности в обобщенном виде может быть записана:

 

E D всегда отрицательна, т.к. спрос и цена в обратнопропорциональной зависимости, но эластичность всегда рассматривают по абсолютному значению.

 

Р
Графики эластичности спроса.

5. Неэластичный спрос E D< 1: приобретаемое количество

товара увеличивается меньше чем на 1%, на каждый процент

снижения цены этого товара (слабая реакция). Доход

продавцов уменьшается

Q
 


6. Эластичный спрос E D> 1: величина спроса

возрастает более чем на 1% на каждый процент

снижения цены, доход продавцов увеличивается

 

7. Единичная эластичность спроса E D = 1: Покупаемое

количество возрастает на 1% при снижении цены на 1%.

Доход продавцов не изменится


8.Абсолютно эластичный спрос E D =>∞


Абсолютно неэластичный спрос E D => 0


Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса:

- значимость блага для потребителя. Чем более значимым для потребителя является благо (продукты первой необходимости), тем ниже эластичность спроса на него. Т.е. невозможность отложить покупку снижает чувствительность потребителя к изменению цены.

- наличие дешевых благ-заменителей. Чем больше заменителей имеет благо, тем выше ценовая эластичность на него, и наоборот.

- удельный вес в доходе потребителя. Чем большую долю в бюджете потребителя занимают расходы, связанные с покупкой блага, тем выше эластичность спроса и наоборот;

- степень насыщения рынка благом. Когда товар является благом многократного пользования, как, например, телевизор или холодильник, то степень обеспеченности потребителей этим благом оказывает обратное влияние на их чувствительность к изменению цены. Чем выше обеспеченность благом, тем ниже эластичность спроса на него и наоборот

б) Эластичность спроса по доходу показывает степень воздействия дохода на изменение спроса, т.е. это чувствительность или реагирование спроса на изменение дохода.

Дуговая эластичность спроса

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесная цена. Четыре правила спроса и предложения | Кардиналистская теория потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.