Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кардиналистская теория потребительского поведения

Тема 7. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Эластичность предложения.

Эластичность спроса в точке

Эластичность спроса в точке

Точечная эластичность спроса

 

 

 

EY изменяет свой знак для некоторых товаров

EY < 0 – для товаров нисшей категории

0 < EY < 1 – для товаров первой необходимости

EY > 1 – для предметов роскоши

в) Перектестная эластичность спроса – показывает зависимость спроса товара х от цены на товар у.

Дуговая эластичность

 

Точечная эластичность спроса

 

 

Ex,y> 0 для товаров субститутов

Ex,y< 0 для комплементарных товаров

 

Эластичность предложения Es – это чувствительность предложения на изменение цены.

Дуговая эластичность предложения:

 

 

Точечная эластичность предложения:

 

Эластичность предложения в точке может быть рассчитана как производная

 

Es – всегда положительна и эластичность предложения зависит от:

1. способности длительному хранению и стоимости хранения товара. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой относительно к продукции хранение которой дорого;

2. особенности производственного процесса, если производитель может расширить производство при повышении цены или переключиться на выпуск другой продукции при понижении цены, то предложение эластично;

3. временной фактор, производитель не в состоянии мгновенно реагировать на состояние цены, т. к. требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование сырье и т, д. при расширении производства или уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом и т. д. при сокращении производства, чем больше потребуется на это время, тем более эластично предложение.

1. Кардиналистская теория потребительского поведения

2. Аксиомы порядкового (ординалисткого) подхода к анализу полезности

3. Кривые безразличия.

4. Бюджетная линия.

Основу теории «полезности» разработали экономисты в XIX веке, которые создали определённое направление в науке – маржинализм (предельный). Основная идея маржинального подхода: стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Потребление каждого блага носит приростной характер, т.е. потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребности. Из этого сделаны три вывода:

1. Каждая дополнительная единица блага приносит к потребителю дополнительную полезность, которая называется предельной полезностью. Таким образом, под предельной полезностью маржинисты понимали величину дополнительной полезности, получаемой от прироста величины потребления, равной единице некоторого блага.

2. Чем больше количество единиц потребляемого блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления единицы каждого этого блага, то есть предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет наименьшую предельную полезность. Благо тем более ценно, чем меньшим количеством этого блага располагает человек. Следовательно, ценность определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара, человек получает общую полезность, состоящую из суммы убывающих полезностей. В теории условные единицы величины полезности называют ютилями.

Если потребление первого бутерброда приносит человеку полезность, равную пяти ютилям, потребление второго бутерброда приносит полезность, равную четырём ютилям, потребление третьего – двум ютилям, четвёртого – 1 ютилю, то общая полезность этого ряда равна:TU = 12 = MU= 1.

Отказ от каждого последующего бутерброда будет обозначать уменьшение общей полезности и увеличение предельной.

Потребительское равновесие.

Потребитель имеет 10 денежных единиц и возможность купить бутерброды по одной денежной единице, колу по две денежные единицы. Возможны следующие варианты потребления: 10 бутербродов и 0 колы, 8 бутербродов и стакан колы и т.д. При каком поведении потребителя полезность бутербродов будет возрастать, а колы уменьшаться. Наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, будет максимальной, а дальнейшее изменение соотношений между ними приведёт к уменьшению общей полезности. То есть потребитель достигает точки потребительского равновесия. Эта ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете. Расходуя меньше денег на покупку одного блага, расходуют больше денег на покупку другого.

Теория предельной полезности достаточно логична, но ограничена, так как количественно полезность измерить невозможно, что потребовало перейти к более реалистичным допущениям. Суть в том, что правильнее увеличивать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребительских товаров. Это даёт возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения различных товаров. Так происходит переход от кординалистского (количественного) подхода к ординалистскому порядковому подходу к анализу полезности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность спроса | Кривые безразличия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.