КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Присяжные заседатели
ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ
Право гражданина на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей гарантировано Конституцией РФ: Статья 47 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Это право обвиняемого, поэтому дело не автоматически рассматривается с участием присяжных заседателей, а по ходатайству обвиняемого (по делам определенных категорий).
Судом с участием присяжных заседателей является:
- суд субъекта федерации, - Верховный Суд
ФЗ «О присяжных заседателях…» Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды). Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей 2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. 2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. 3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. К присяжному заседателю не предъявляется требование образования, требования стажа работы, требование безупречной репутации!!! Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели 3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. 4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. 6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели 1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации. 2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации. Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); ж) священнослужителем. Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации. Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя 1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела. Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей 1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя 1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Муниципалитет отбирает случайной выборкой из списка избирателей. Далее всех, муниципалитет отправляет эти списки в высший исполнительный орган субъекта федерации. Составляется общий и запасной списки.
· Постановление Конституционного Суда РФ №3-П от 6 апреля 2006 года (вынесено по запросу президента Чечни в связи с тем, что преступления военных на Кавказе слушал окружной военный суд северо-кавказского военного округа, а присяжных брали из Ставропольского края; Конституционный Суд признал, что окружной суд формирует суд присяжных из граждан, постоянно проживающих на территории того субъекта, где было совершено преступление). · Постановление Конституционного Суда Рф №3-П от 2 февраля 1999 года (связано с тем, что во время эксперимента по введению суда присяжных нарушалось равенство всех перед законом и судом, т.к. жители субъектов, где были введены суды присяжных могли пользоваться ими по делам, за которые может быть назначена смертная казнь, а остальные нет; Конституционный Суд постановил, что впредь до введения на всей территории РФ суда присяжных ни один суд не может назначать наказание в виде смертной казни).
Посвящены функционированию суда присяжных в современной России. Ключевой вопрос – это вопрос беспристрастности суда присяжных (в национальном, расовом, половом, религиозном аспекте).
Таким образом, присяжные заседатели не имеют равных прав с судьями. Они выносят вердикт (виновен – невиновен, заслуживает – не заслуживает снисхождения), не обязаны мотивировать свое решение перед судом. Списки формируются совместно высшим исполнительным органом субъекта и законодательным органом на 4 года. Присяжные заседатели рассматривают не все уголовные дела
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ (ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ) Конституция РФ Статья 123 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Принцип состоит в обеспечении общественного контроля за правосудием. Общество имеет право знать, как осуществляется правосудие, почему так, а не иначе (лучшая гарантия от коррупции и произвола).
Ограничения:
Ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебное заседание в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это по мнению суда строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
У нас: - Ст. 241 УПК - Ст. 11 АПК - Ст. 10 ГПК Ст. 24.3 КоАП
Эти статьи устанавливают, что разбирательство в судах гражданских, арбитражных и уголовных дел является открытым. Публика имеет права посещать зала судов.
Ограничения (на примере 241 статьи УПК): - государственная или иная охраняемая законом тайна; - о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; - дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; - другие дела, когда гласность может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судопроизводства; - когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, а так же близких родственников и близких лиц.
В арбитражном процессе ограничения допускаются в интересах сохранения коммерческой тайны. В гражданском в интересах сохранения личной, семейной тайны, интересов несовершеннолетних. Некоторые дела слушаются заведомо в закрытом режиме (дела об усыновлении).
Гласность – механизм доступа общественности в зал суда. Но в современных условиях это нечто большее. Это еще и информация (в том числе информация о деятельности судов в сети Интернет). Гласность превращается в неотъемлемый элемент нормального рынка.
1 элемент - доступ в зал суда. 2 элемент - информация о слушаемых делах (какие дела, с чьим участием, где и когда рассматриваются). 3 элемент - информация об итогах рассмотрения дел (открытость решений).
Исключение 241 статья УПК устанавливает, что в случае рассмотрения дела в закрытом заседании разглашаются только вводные и резолютивные части. Мотивы приговора не разглашается. Возникает проблема опубликования решений по закрытым делам (как и в каком объеме обозначать участников, свидетелей и т.д.). Возникает вопрос о выборочной публикации, о публикации с изменением имен и т.д. ФЗ №149-ФЗ от 27.07.06 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: Провозглашает открытость информации о деятельности государственных органов, свободу поиска и получения информации и неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на получение от государственных органов информации непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ст. 8 этого закона – к информации о деятельности государственных органов не может быть ограничен доступ!!! Гос. органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, а лицо пытающееся получить такую информацию не должно обосновывать, зачем она ему нужна. à
4 элемент - доступ к материалам дела. Согласно процессуальному законодательству (как к уголовному, так и гражданскому) доступ к материалам дела имеют участники процесса (у нас только участник процесса может получить информацию по материалам дела). Архивные материалы дел доступны для всех. Это конфликт законов «О информации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов РФ». Конфликт защиты персональных данных и принципа гласности ставит вопрос: «А могут ли быть тайны в суде? Гласность ли это?»
ФЗ №262-ФЗ от 22.12.2008 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» специальным образом регулирует вопросы доступа к информации о деятельности судов. Вступает с 1-го июля 2010 г.:
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов; 5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Возникает конфликт публичности судебного процесса и интереса частных лиц (желанием закрыть информацию).
Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами: 1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; 2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; 3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет); 4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях; 5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов. Статья 8. Права пользователей информацией Пользователь информацией имеет право: 1) получать достоверную информацию о деятельности судов; 2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен; 3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации; 4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов. Статья 12. Присутствие в судебных заседаниях Граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства (аудиозапись) в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. ГПК так же закрепляет возможность аудиозаписи судебного разбирательства. Ст.241 УП также говорит об этом. Статья 14. Размещение информации в сети Интернет 1. В сети "Интернет" размещается: (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1) общая информация о суде: а) наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; б) организационная структура суда - пленум суда, президиум суда, палаты суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия, консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда; в) полномочия суда; г) перечень законов, регламентирующих деятельность суда; д) регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда; е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей; ж) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии); з) наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии); 2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде: а) требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; б) сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; в) сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства); г) тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; д) порядок обжалования судебных актов; е) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел; ж) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле; з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел; 3) тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы государственной власти (для судов, являющихся субъектами права законодательной инициативы); 4) данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом; 5) информация о кадровом обеспечении суда: а) порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора; б) сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате суда; в) порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; г) условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; 6) информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; 7) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 2. Конституционный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации. 3. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации. 4. Судебный департамент размещает в сети "Интернет": (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1) общую информацию о Судебном департаменте: а) полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента; в) перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб органов Судебного департамента; г) фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии); е) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента; 2) информацию об органах судейского сообщества: а) перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия; б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества; в) решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий. 5. Судебный департамент наряду с информацией, указанной в части 4 настоящей статьи, размещает в сети "Интернет": (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1) годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности Судебного департамента, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей; 2) обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с актами, регулирующими деятельность Судебного департамента по ведению судебной статистики; 3) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 6. Орган Судебного департамента размещает в сети "Интернет": (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1) общую информацию об органе Судебного департамента: а) наименование, полномочия и структура органа Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы органа Судебного департамента; б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента; в) фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента, заместителей руководителя органа Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; 2) информацию об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: а) перечень органов судейского сообщества и их полномочия; б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества; в) решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий. 7. Размещение в сети "Интернет" информации, предусмотренной настоящей статьей, должно осуществляться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) Статья 15. Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети "Интернет" после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. Это связано с презумпцией невиновности (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. (в ред. Федеральных законов от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 4. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 5. Не подлежат размещению в сети "Интернет" тексты судебных актов, вынесенных по делам: (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) 1) затрагивающим безопасность государства; 2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; 3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; 5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; 6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; 7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции; 8) разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. (п. 8 введен Федеральным законом от 28.06.2010 N 123-ФЗ)
Некоторые пункты вызывают вопросы, например, об ограничении дееспособности. Суд тем самым ограничил его в правах. Но откуда мы узнаем, что с этим человеком нельзя, например, совершать сделки? С ним нельзя заключать никаких сделок, ведь он недееспособный. А мы ведь этого не знаем. Но суд же защитил его персональные данные, потому не опубликовал информацию о том, что он недееспособный. Или, например, скрытие некоторых юридических фактов тоже вызывает вопросы.
Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах
Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. ВСЕ МОГУТ ЗНАКОМИТЬСЯ С ДЕЛАМИ СУДОВ, независимо от целей. Это открытая информация.
Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов
1. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности судов; 2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; 3) запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, в которые поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; 5) запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия; 6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства; 7) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; 8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией. 2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.
Гласность в современных условиях не исчерпывается только присутствием на судебных заседаниях, а открытость всей информации о деятельности органов судебной власти. Это естественный элемент демократического государственного режима. Доверие к правосудию возможно только в условиях открытого доступа к соответствующей информации. Но в тоже время существуют некоторые проблемы. Проблема общественного контроля: имеет ли он место быть? Ведь решения суда вступают в силу, и никакому общественному контролю не поддаются. Кроме того, доступ к судебным делам не всегда преследует объективные цели: одно дело, когда студенты обращаются к судебным делам для установления определенных тенденций судебной системы, а другое дело когда журналист обращается к архиву дел судьи Ивановой с целью обобщить ошибки судьи и подвергнуть жесткой критике.
Закон РФ №2124-1 от 27.12.1991 закрепляет право граждан получать информацию о деятельности государственных органов через средства массовой информации (СМИ).
Гласность опосредуется и деятельностью СМИ. Авторитет суда вещь слишком важная и поэтому то, как освещается деятельность суда в прессе имеет исключительно важное значение.
Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что недопустимо втягивание в суд через прессу (искажение мнения пресяжных, судьи). Отсюда вопрос: а как в СМИ должна освещаться информация о деятельности судов? Решение Европейского суда по правам человека по делу Санди Таймс против Соединенного королевства 1979 год: газета Санди Таймс начала ряд публикаций о том, чтоб потерпевшие не соглашались на подписание мирового соглашения по делу фармацевтической кампании. Прокурор обратился с требованием в суд запретить публикацию этих материалов. Суд его удовлетворил. Палата Лордов указала, что право на распространение информации не может соотноситься с интересами правосудия. А Европейский Суд указал, что в данном случае ограничение свободы слова не пропорционально, журналист имеет право на свободу высказывания в прессе своего мнения. Но не допустимо втягивание в суд через прессу, то есть нельзя комментировать в прессе дело, комментарий который содержит мнение о виновности/невиновности участника судебного процесса. Это нарушает интересы правосудия. Соединенное королевство проиграло это дело.
Ст. 6 Европейской конвенции – единственная статья, в которой указано, что право может быть ограничено в интересах правосудия.: «пресса и публика могут не допускаться на судебное заседание… в той мере, в какой это по мнению суда строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия». Но какие именно интересы правосудия? Этот вопрос тоже весьма дискуссионный.
5 элемент - Проблема взаимоотношения прессы и суда.
Барфорд против Дании 1989 год. Заявитель написал статью в газету, что шеффены потому голосовали за взыскание с него налогов, что они являются чиновниками муниципалитета, а взыскивались именно муниципальные налоги. За это высказывание он был подвергнут наказанию (штрафу). Европейский суд с этим согласился (допустимое вмешательство в свободу слова).
«Надо учитывать особую роль судей в обществе. Как гарант правосудия, фундаментальной ценности в правовом государстве, судья должен пользоваться доверием общества, чтобы успешно выполнять возложенные на него задачи. Следовательно, это доверие необходимо защищать от разрушительных и большой степени необоснованных нападок, особенно учитывая тот факт, что юрисдикционная функция судьи лишает его права на ответ. Почему юрисдикционная функция лишает его права на ответ: судьи не могут через суд отстаивать свои честь и достоинство, «рука руку моет», «честь мундира», «корпоративная солидарность».
Бальзак: «Общество, которое критикует свой суд, развращается»
Правосудие невозможно без общественного доверия. Но в правосудие есть и соответствующие недостатки. Но что если пресса будет подвергать суд постоянным нападкам? Казалось бы, что когда пресса бичует общественные язвы, она тем самым способствует их исцелению. Демократическая свободная пресса – это средство разрешения общественных проблем. Поэтому не критиковать суд нельзя. Но как критиковать так, что бы не разрушить то, на чём зиждется это правосудие, без доверия личности и общества правосудие невозможно. И вот тут надо пройти между Сциллой и Харибдой – этой транспарентности, открытости и такой подачи информации о суде в средствах массовой информации, такой критики, которая бы не посягнула на авторитет правосудия и не сработала бы против него. Какой должны быть тональность освещения дела в прессе, что бы можно было рассчитывать что присяжные не будут втянуты в суд не через суд, а через прессу. Что бы можно было рассчитывать, что они придут в заседание суда необработанные уже, с заранее вынесенным вердиктом в голове. А что бы они были готовы исследовать доказательства, быть беспристрастными, а не предубеждёнными. Вот почему взаимоотношения суда и прессы очень тонкая материя в современном демократическом обществе. Но и сами судьи не должны подвергаться этому воздействию со стороны прессы. И это исключительно сложно, потому что судья тоже человек, тоже открывает газеты, читает телевидение и вот уже приходит на заседание с уже сформировавшимися убеждениями, как гражданин. Нельзя не освещать в прессе дела поступающие на рассмотрения суда и при этом освещать их надо так, что бы не втягивать в суд через прессу, что бы это не привело к посягательству на прерогативы правосудия и авторитет правосудия. Критика в адрес самого суда. Можно ли критиковать самих судей? В тех случаях, когда критика не носит оскорбительного или клеветнического характера, а просто затрагивает болезненные для общества вопросы, Европейский Суд склонен вставать на сторону журналистов, полагая что всё-таки запретить публиковать критические статьи в отношении суда нельзя. Надо учитывать особую роль судей в обществе, как гарант правосудия, фундаментальной ценности в правовом государстве, судья должен пользоваться доверием общества, что бы успешно выполнять возложенные на него задачи. Следовательно – то доверие необходимо защищать от разрушительных и в большой степени не обоснованных нападок, особенно учитывая тот факт, что юрисдикционная функция судьи лишает его права на ответ. Задача защиты доверия к суду, защита конкретного судьи от нападок – это задача государства, вот почему такие дела возбуждаются прокурорами. Ни сами они должны защитить себя от нападок, а государство должно защищать. Потому что доверие к суду – фундаментальная ценность в демократическом обществе. Без доверия, без престижа – правосудие невозможно. Поэтому всё что происходит в прессе относительно освещения судебной деятельности очень тонкая материя с точки зрения баланса между свободой слова и печать и защитой авторитета правосудия. Про кого писать, как писать, какими словами писать? Так что бы с одной стороны была открытость, а с другой стороны, что бы мы не разрушили авторитет суда.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |