Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти




 

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления многообразны.

Деление памяти на виды должно быть обусловлено особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

В основу видовой классификации памяти положены 3 основных критерия6

1. по характеру психической активности:

А) образная

Б) словесно-логическая

В) двигательная

Г) эмоциональная

2.По степени волевой регуляции памяти: (по характеру долей деятельности)

а) произвольная

б) непроизвольная

3.По продолжительности закрепления и сохранения материала:

А) кратковременна

Б) долговременная

В) оперативная

В различных видах деятельности проявляются различные виды психической активности:

Моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная

Каждый вид активности выражается в соответствующих действиях и продуктах

 

 


Движениях Чувствах Образах Мыслях

1. образная – это память на представления, на картины природы, жизни, а так же звуки, запахи, вкусы.

2. бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

 

Зрительная

- играет ведущую роль в ориентировке

Слуховая


Осязательная

 

Обонятельная - в известном смысле можно назвать профессиональными

видами.

Вкусовая

Встречаются люди, обладающие эйдетической памятью. Словарь. Эйдетизм – (греч. образ) в психологии – явление близкое к яркой образной памяти, заключающиеся в сохранении живого, наглядного образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения.

Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.

Опыты А.Р.Лурия механизм памяти Ш. перевод из кратковременной в долговременную очень легко. Как выяснилось механизм памяти Ш был основан на эйдетическом зрении, К. у него было особо развито.

После предъявления Ш продолжая его видеть в отсутствии самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет).

2. словесно-логическая память – запоминание, сохранение. Воспроизведение мыслей, понятий.

Этот вид памяти специфически человеческий (главная роль в образов II сигн. системы) особенно развит у людей, занимающихся умственным трудом.

Опираясь на развитие других видов памяти, С – Л. П становится ведущей по отношению к ним – от ее развития зависят все другие виды памяти.

С – Л – ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.

3. двигательная память – проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении движении.

Служит для образования различных трудовых практических навыков., формировании двигательных навыков.

Проявление двигательной памяти у разных людей зависят от:

1. от врожденных физических особенностей организма.

2. от тренировки, упражнений.

4. эмоциональная память – память на переживания, чувства. Это сигналы, пробуждающие к действию или удержанию от действий.

Эмоции и чувства не исчезают бесследно, а воспроизводится ими при определенных условиях.

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека.

Эмоциональная память – важнейшее условие для духовного развития человека.

II поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании, воспроизведении материала память делят на произвольную и непроизвольную.

Произвольная – осуществляется специальная цель что-то запомнить. Непроизвольная – отсутствует цель 3 и воспр. происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти.

Жизненный опыт ребенка строится в основном на произвольной памяти. Однако в сознательной активной деятельности, при усвоении умении, знании, навыков произвольная память занимает ведущее место.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.