КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте
В отечественной психологии действия ребенка с предметами анализируются через понимание предмета как культурно заданного и содержащего в себе соответствующие действия взрослого. Правда, исследователи расходятся в мнении относительно категоризации манипулятивных действий. Отдельные авторы относят их к игровым, усматривая в манипуляционной активности зачатки игрового использования предметов, другие считают действия с предметами лишь упражнениями в оперировании вещью. Ясность вносит Д.Б.Эльконин, который показал, что в предметных действиях вызревают и дифференцируются новые виды деятельности. «Предметное действие, по крайней мере в самом начале его формирования в раннем детстве, двойственно но своей природе. Оно, с одной стороны, содержит общую схему, а с другой — операционно-техническую сторону, которая должна учитывать физические свойства предмета. Из этой двойственности предметного действия и несовпадения усвоения этих двух его сторон (назначение действия и общая его схема усваивается раньше, а техническая сторона действия — и позднее, и значительно дольше) возникают две различные деятельности. Одна — это практически утилитарная деятельность, в которой при данном значении предмета существенно важными являются операции осуществления. В такой практической деятельности и происходит ориентация на свойства предмета, их выделение и прилаживание к ним отдельных операций. Вторая — это деятельность со значениями вещей, с общими схемами их использования применительно ко все более и более разнообразным ситуациям. Деятельность с предметами только по их значению и есть предметная игра детей раннего детства». Процесс овладения предметом связан как с деловым, так и с личным общением ребенка со взрослым. Малыш ожидает не только получить некоторый материальный результат своих действий (предметы чрезвычайно привлекают его), но и ищет поощрения у взрослого, ждет оценки своих действий и сопоставления их с реальными образцами действий взрослых. Эмоциональное предвосхищение социальных последствий выполняемых действий является важным механизмом развития предметной деятельности. Ф. И.Фрадкина, изучавшая игры детей от года до трех лет, показала, что развитие предметных действий происходит в неразрывной связи с взаимоотношениями со взрослым. Ребенок самостоятельно действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности, и только так, как они употреблялись взрослым. Например, Таня (1 год) убаюкивает и кормит только тех животных, на которых эти действия были показаны ей воспитательницей. Для маленького ребенка важно действовать той самой игрушкой, с которой перед этим играл взрослый. Постепенно действия, усвоенные в совместной деятельности со взрослыми, расширяются, отражая не только непосредственный образец, но и отдельные моменты жизни ребенка и окружающих его людей. Развитие предметных действий связано с усвоением новых способов употребления предметов. В действия ребенка начинают вовлекаться все более разнообразные предметы, часто отличающиеся от тех, на которых впервые возникло исходное действие. Тем не менее, здесь еще нет замещения одного предмета другим, характерного для игры дошкольника. Например, ребенок перевозит в кузове грузовика все попадающиеся ему предметы: кубики, куклу, мячик, тапочки и карандаши. Первоначально действие формировалось на кубиках, которые использовались как строительный материал и доставлялись на «стройку». Нет никаких оснований думать, что, используя карандаши, ребенок замещает бревна и доски. Он просто кладет все попадающие в поле зрения предметы в кузов, отрабатывая сами действия погрузки, перевозки и разгрузки. Действие остается предметным, пока оно направлено на предмет, а не на содержание действия как такового. В нашем примере действия станут игровыми, когда ребенок будет не просто возить грузовик, а подвозить грузы для строительства. Игра ребенка раннего возраста часто побуждается новизной предметов и поддерживается влиянием новых качеств предметов. Побуждающий характер новизны для манипулятивной активности ребенка раннего возраста, показанный в исследованиях, позволяет лучше понять механизм повторных и «цепных» действий. Манипулируя предметами, ребенок ставит их во все новые и новые положения и продолжает оставаться сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны все возможности новизны. Ориентировочно-исследовательская активность, разворачивающаяся в рассматривании предмета, прислушивании к тем звукам, которые можно извлечь из предмета, деструктивное познание внутреннего устройства и другие разнообразные манипуляции последовательно (по цепочке) меняют структуру самого действия. В игровых действиях ребенка с предметами можно выделить не только операциональную и культурно-познавательную сторону — знакомство с объективными свойствами и культурными значениями предметов. В игре, как подчеркивает И.Е. Берлянд, ребенок изображает предмет, создавая его и воображая. Предмет становится не только знаком (который можно присвоить), но и образом, который нужно выдумать. «Включая предмет в самые неожиданные связи, вырывая его из привычного контекста значений, ребенок совершенно по-иному — сознательно — видит этот предмет, творит его образ, не совпадающий ни с наличными физическими свойствами и качествами, ни с обобщенным представлением о предмете, ни с культурно закрепленным значением этого предмета». Естественно, что чем менее оформлен игровой материал, тем больше возможностей для преображения он открывает: точно выполненная модель шкафа очень привлекательна, но она всегда остается только шкафом, а обычная коробка может быть и шкафом, и столом, и кроваткой, и конурой. Поэтому многие дети предпочитают в игре палочки, коробки и тряпочки, а не реалистичные игрушки. Построение нового образа предмета требует от ребенка активной работы воображения, эстетической деятельности. Здесь нет автоматизмов и редукции, сознательный компонент действия максимально развернут. Парадоксальным образом использование предметов ребенком более осознанно, чем те же действия, выполняемые взрослым.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |