Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника

«Почемучки» обрушивают на взрослых лавину вопросов. Но получить ответ еще не значит понять. Понимание приходит через игру. В игре знания объединяются с эмоциональным отношением к ним, тем самым оживляются и присваиваются. Пяти-шестилетний ре­бенок начинает ставить себя на место других и осваивать тонко­сти равноправного общения, познавая премудрости разрешения конфликтов и понимания мотивов поступков. Построение субъективного образа мира, конструирование реальности осуществляет­ся в игре с опорой на знания, полученные в общении со взрос­лым.

И вновь, как в раннем детстве, участие взрослого в игре оказы­вается крайне необходимым. Взрослый выступает как эрудит, спо­собный дать нужные сведения и разрешить сомнения. Общение со взрослым приобретает выраженный внеситуативный характер. Только взрослый может дать ребенку информацию о чувственно невоспринимаемых сторонах действительности. Повышенное стремление к уважению взрослого, интерес к взрослому как носи­телю знаний способствуют формированию ведущего мотива до­школьного возраста — мотива «быть как взрослый».

Последующее проникновение в мир взрослых открывает ре­бенку человека как личность, конкретную индивидуальность, при­влекательную своими переживаниями, чувствами, интересами. И ребенок начинает с упоением играть во взрослого, меняя роли и осваивая все новые стороны социальной действительности. Игра, проецирующая «внешний» характер деятельности взрослых пере­растает в настоящую ролевую игру, отражающую внутренние от­ношения между людьми.

Дальнейшее погружение в закономерности отношений и их познание открывают следующий этап развития игры — игры с правилами. Моделируемый в игре опыт социальных отношений ведет к потребности ориентироваться на универсальные правила взаимодействия и поведения, а затем и к способности продуциро­вать эти правила.

В онтогенезе ребенка линия развития игровой деятельности неотделима от общей линии психического развития, равно как и общение неразрывно связано с общим развитием психики. Фор­мирование ситуативно-делового общения приводит к качествен­ному преобразованию предметной деятельности и переходу от отдельных манипуляций к процессуальным играм. Внеситуатив­но-познавательное общение расширяет рамки доступного мира через сюжетно-ролевую игру, которая в свою очередь раскрывает ребенку внутренний мир взрослого, пространство социальных отношений. Внеситуативно-личностное общение позволяет до­школьнику установить многообразные сложные отношения с окружающими, которые регулируют социальную сферу действительности.

Моделируя деятельность взрослых в игре, дошкольник расширяет сферу своих действий до бесконечности, а мотивы дея­тельности и отношения между людьми являются реально осваи­ваемой сферой действительности. Ребенку открывается обществен­ный смысл деятельности взрослых.

В основании ролевой игры лежит ситуация «как будто», неко­торая условность, принимаемая и разделяемая всеми участника­ми игры. Сама способность принять условную ситуацию, пере­именовать предметы и действовать с ними на основе переимено­вания характеризует определенный уровень психического разви­тия ребенка, переход на новый возрастной этап развития, движу­щей силой которого является новый вид деятельности — сюжетно-ролевая игра. Базовыми источниками становления сюжетно-ролевой игры становятся развитие предметных действий, зарож­дение мотива «действовать как взрослый» и развитие общения со взрослым.

  Развитие предметных действий   Мотив «действовать как взрослый»   Развитие общения со взрослым

 

 

Сюжетно ролевая игра

 

Д.Б.Эльконип выделяет следующие предпосылки к возникно­вению ролевой игры:

1)отделение действий от предмета и их обобщение;

2)использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заместителей других;

3)отделение своих действий от действий взрослых и возник­новение личных действий самого ребенка;

4)сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;

5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки дей­ствий взрослых, отражающих в обычной последовательности от­резки их жизни.

Обобщая данные многих исследований (Е.А.Аркина, Д. Б. Эльконина, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, П.А.Рудика и др.), можно выделить следующие закономерности онтогене­за игровой деятельности.

1. Развитие предметных действий: развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реально­го предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все боль­шей требовательности в отношении сходства.

2. Развитие сюжета, которое в целом идет от бессюжетных игр к сюжетным, от процессуальности — к сюжетности.

3. Развитие игровых отношений в связи с усилением и одно­временно изменением роли организаторов игры к старшему воз­расту, переходу от малолюдных групп ко все более много­людным и от неустойчивых групп ко все более устойчи­вым; переходу от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны, а взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей.

4. Изменения характера роли, которая сначала носит обоб­щенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальны­ми чертами. Первоначально игра возникает под влиянием игру­шек, а в старшем возрасте — под влиянием замысла независимо от игрушек, в соответствии с выбранной ролью. Мотивом приня­тия роли в младшем возрасте являются привлекательные предмет­ные действия, в среднем — сама роль, а в старшем дошкольном возрасте — стремление правдиво и убедительно выполнить роль.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры | Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.