Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры

Развитие игры с правилами

Наравне с сюжетной игрой большое влияние на развитие ре­бенка оказывают игры с правилами. Являясь обязательным эле­ментом детской субкультуры, игры с правилами сохраняют свое присутствие в жизни ребенка вплоть до подросткового возраста. Игры с правилами относят к традиционным, передаваемым из поколения в поколение играм.

Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова определяют игру с пра­вилами через две специфические составляющие:

1. формализован­ные, конвенциональные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила;

2. состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.

Авторы также приводят следующую классификацию игр с правилами:

1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);

2) стратегические игры, требующие умственной компетенции;

3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).

Естественно, что «чистые» типы игр с правилами встречаются относительно редко, чаще — смешанные варианты с преоблада­нием элементов конкретного типа игры.

В онтогенезе игры с правилами появляются в среднем дош­кольном возрасте, когда ребенок пятого года жизни оказывается способен к опосредствованному произвольному действию (по Д.Б.Эльконину) или выработке коллективного символа (по Ж.Пи­аже). Наряду с произвольностью, обеспечивающей самоконтроль и готовность соблюдать правила, необходимыми предпосылками возникновения игры с правилами является развитие мотивации успеха (стремление выиграть) и способности к согласованным действиям.

Первоначально игры с правилами разворачиваются как действия, заданные образцом поведения взрослого, где правила развернуты, носят обязательный, четкий характер, не допускают разночтений и достаточно просты в понимании. В старшем дошкольном воз­расте дети оказываются способными преобразовывать известные правила игры и приходить к соглашению относительно новых правил.

Анализ игры с правилами строится че­рез сравнение с ролевой игрой — поиск различий и общих кор­ней. Принципиальные отличия игры с правилами и ролевой игры представлены в таблице.

 

 

 

Критерий сравнивания сравнения Игра с правилами Ролевая игра
Действия участников Реальны и однозначны Условны, замещающие
Смысл игры Индивидуален, изменчив Универсален, стабилен
Процесс деятельности Произволен, носит поступательный характер Конкретен, конечен, носит циклический характер
Тип отношений Совместный Соревновательный
Условие игры Принятие играющими условной ситуации Принятие играющими правил
Результат игры Процесс Выигрыш

 

Подобные принципиальные различия позволяют Н.Я.Михай­ленко и Н.А. Коротковой последовательно доказывать идею о не­зависимом развитии игры с правилами как специфической дея­тельности, не связанной напрямую с ролевой игрой.

Экспериментально доказано, что уже к концу третьего года жизни дети способны в совместной деятельности со взрослым, при направленной организации предметной среды, не только ов­ладеть действиями по правилам, но и применять их затем в само­стоятельной, совместной с другими детьми деятельности.

Совместность, формирующаяся в рамках игр с правилами, в начале дошкольного возраста характеризуется добровольностью, слаженностью, отсутствием конфликтов по поводу нарушения правил. Однако правило еще не выступает перед ребенком как обязательный, обобщенный контроль. Осознание правила, под­чинение правилу — линия, развивающаяся на протяжении всего дошкольного возраста.

Цикличная, сложная структура развернутой игры с правилами требует от ребенка развития произвольности и способности кон­тролировать действия другого, понимания переходов от одного игрового цикла к другому, с установлением изначально равных позиций играющих. Опыт взаимной нормативной регуляции по­ведения в играх с правилами является одним из стержневых дос­тижений дошкольного возраста. Отношение к правилу как норме, понятие справедливости как основы регулирования отношений создает фундамент морального развития личности. Игра с прави­лами способствует развитию такого типа регуляции, где «каждый выступает как субъект и как объект единых для всех членов дан­ной общности нормативных требований».

Изучая игры с правилами, Ж.Пиаже сосредоточился на двух принципиальных вопросах: как дети применяют правила на прак­тике и каким образом приходит осознание правила, принятие обязательного характера правила? Исследование области приме­нения правил игры позволили Ж, Пиаже выделить четыре последовательные стадии развития правила в игре:

1. Индивидуальная стадия, главное содержание которой — моторные действия. Правило представлено ритуализованными схе­мами, а коллективность отсутствует (от 2 до 4 лет).

2. Эгоцентрическая стадия, при которой дети, играя вместе, на самом деле играют каждый по себе, не заботясь об унификации правил и оставаясь равнодушными к выигрышу (от 4 до 7 лет).

3. Кооперация, или стадия рождающегося сотрудничества, в основе которой лежит взаимный контроль и согласование правил, хотя общие правила еще весьма расплывчаты. Эта стадия появляется с возникновением желания выиграть (от 7 до 11 лет).

4. Коллектив, или стадия кодификации правил, при кото­рой действия играющих тщательно регламентированы, кодекс правил носит коллективный характер и обязателен для всех (от 11 до 15 лет).

Отвечая на второй вопрос своего исследования, Ж. Пиаже обоб­щил и схематизировал процесс осознания ребенком игровых правил и также представил его в виде последовательных стадий развития.

1. Подражание. На первой стадии правило еще не является принудительным — либо потому, что оно чисто моторное,
либо потому, что оно выполняется в некотором роде бессозна­тельно, как результат отдельного интересного примера, а не как следствие неизбежной реальности (начало эгоцентрической ста­дии).

2. Абсолют. На второй стадии, которая приходится на кульми­нацию эгоцентризма и первую половину стадии кооперации в отношении применения правил, правило расценивается как свя­щенное и неприкосновенное, сущность его вечна, и происхожде­ние связывается со взрослыми; любое предлагаемое изменение воспринимается ребенком как нарушение.

3. Закон. На третьей стадии правило принимается как закон, обязанный своим происхождением взаимному согласию. Автоном­ный закон, который возможен только на основе общего уваже­ния, который позволено изменять сколько угодно при условии общего признания.

Изучая генезис возникновения игры с правилами, Ж.Пиаже показывает, что в основе игры лежит потребность чувствовать себя членом сообщества сверстников и более старших детей. Из­начально ребенку достаточно того удовольствия (прежде всего моторного), которое он получает от соблюдения элементарных правил для себя — попасть в цель, проявить ловкость или сме­калку. Другие участники игры почти не оказывают влияние на поведение ребенка. Нет соревнования, следовательно, нет ори­ентации на других. Игра в младшем возрасте сводится к внешнему копированию действий старших, но не содержит внутреннего компонента — согласования действий.

Социальное удовольствие появляется позже, когда у детей раз­вивается потребность во взаимной договоренности в области игры. Социальное удовольствие, согласно Ж. Пиаже (в отличие от ряда других ученых), рождается из следо­вания правилам, овладения правилом, а не от конкуренции и вы­игрыша. Игра с правилами открывает для ребенка возможность взаимного оценивания через знание и соблюдение правил с достижениями, признаваемыми всеми участ­никами (так как выигрыш — «по закону»).

Высший уровень развития игры с правилами, согласно Ж. Пиа­же, это коллективные отношения между играющими, где возмож­ные рассогласования заранее прогнозируются и преодолеваются путем организованного введения новых необходимых правил. На последней стадии развития отношения к правилу доминирующим становится интерес к правилу как таковому, ребенок развлекает­ся, исследуя правило, меняя и усложняя его.

До тех пор пока ребенок рассматривает правило как внешнее, принуждающее (в игре или в морали), он фактически не учитывает это правило. Действующим оно становится в отношениях со­трудничества и кооперации, характерных для равных партнеров, т.е. для сверстников, в отличие от отношений принуждения, ти­пичных для взаимодействия со взрослым. Кооперация между рав­ными изменяет практическую позицию ребенка и его отношение к правилу — от безусловного уважения к добровольному соблюде­нию. Автономность сознания позволяет ребенку открыть истин­ный смысл правил как необходимого условия договоренности. Правила, которые придумывают дети в играх, становятся первы­ми собственными социальными правилами детского сообщества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника | Игрушки и игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.