КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры
Развитие игры с правилами Наравне с сюжетной игрой большое влияние на развитие ребенка оказывают игры с правилами. Являясь обязательным элементом детской субкультуры, игры с правилами сохраняют свое присутствие в жизни ребенка вплоть до подросткового возраста. Игры с правилами относят к традиционным, передаваемым из поколения в поколение играм. Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова определяют игру с правилами через две специфические составляющие: 1. формализованные, конвенциональные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила; 2. состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон. Авторы также приводят следующую классификацию игр с правилами: 1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции); 2) стратегические игры, требующие умственной компетенции; 3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего). Естественно, что «чистые» типы игр с правилами встречаются относительно редко, чаще — смешанные варианты с преобладанием элементов конкретного типа игры. В онтогенезе игры с правилами появляются в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок пятого года жизни оказывается способен к опосредствованному произвольному действию (по Д.Б.Эльконину) или выработке коллективного символа (по Ж.Пиаже). Наряду с произвольностью, обеспечивающей самоконтроль и готовность соблюдать правила, необходимыми предпосылками возникновения игры с правилами является развитие мотивации успеха (стремление выиграть) и способности к согласованным действиям. Первоначально игры с правилами разворачиваются как действия, заданные образцом поведения взрослого, где правила развернуты, носят обязательный, четкий характер, не допускают разночтений и достаточно просты в понимании. В старшем дошкольном возрасте дети оказываются способными преобразовывать известные правила игры и приходить к соглашению относительно новых правил. Анализ игры с правилами строится через сравнение с ролевой игрой — поиск различий и общих корней. Принципиальные отличия игры с правилами и ролевой игры представлены в таблице.
Подобные принципиальные различия позволяют Н.Я.Михайленко и Н.А. Коротковой последовательно доказывать идею о независимом развитии игры с правилами как специфической деятельности, не связанной напрямую с ролевой игрой. Экспериментально доказано, что уже к концу третьего года жизни дети способны в совместной деятельности со взрослым, при направленной организации предметной среды, не только овладеть действиями по правилам, но и применять их затем в самостоятельной, совместной с другими детьми деятельности. Совместность, формирующаяся в рамках игр с правилами, в начале дошкольного возраста характеризуется добровольностью, слаженностью, отсутствием конфликтов по поводу нарушения правил. Однако правило еще не выступает перед ребенком как обязательный, обобщенный контроль. Осознание правила, подчинение правилу — линия, развивающаяся на протяжении всего дошкольного возраста. Цикличная, сложная структура развернутой игры с правилами требует от ребенка развития произвольности и способности контролировать действия другого, понимания переходов от одного игрового цикла к другому, с установлением изначально равных позиций играющих. Опыт взаимной нормативной регуляции поведения в играх с правилами является одним из стержневых достижений дошкольного возраста. Отношение к правилу как норме, понятие справедливости как основы регулирования отношений создает фундамент морального развития личности. Игра с правилами способствует развитию такого типа регуляции, где «каждый выступает как субъект и как объект единых для всех членов данной общности нормативных требований». Изучая игры с правилами, Ж.Пиаже сосредоточился на двух принципиальных вопросах: как дети применяют правила на практике и каким образом приходит осознание правила, принятие обязательного характера правила? Исследование области применения правил игры позволили Ж, Пиаже выделить четыре последовательные стадии развития правила в игре: 1. Индивидуальная стадия, главное содержание которой — моторные действия. Правило представлено ритуализованными схемами, а коллективность отсутствует (от 2 до 4 лет). 2. Эгоцентрическая стадия, при которой дети, играя вместе, на самом деле играют каждый по себе, не заботясь об унификации правил и оставаясь равнодушными к выигрышу (от 4 до 7 лет). 3. Кооперация, или стадия рождающегося сотрудничества, в основе которой лежит взаимный контроль и согласование правил, хотя общие правила еще весьма расплывчаты. Эта стадия появляется с возникновением желания выиграть (от 7 до 11 лет). 4. Коллектив, или стадия кодификации правил, при которой действия играющих тщательно регламентированы, кодекс правил носит коллективный характер и обязателен для всех (от 11 до 15 лет). Отвечая на второй вопрос своего исследования, Ж. Пиаже обобщил и схематизировал процесс осознания ребенком игровых правил и также представил его в виде последовательных стадий развития. 1. Подражание. На первой стадии правило еще не является принудительным — либо потому, что оно чисто моторное, 2. Абсолют. На второй стадии, которая приходится на кульминацию эгоцентризма и первую половину стадии кооперации в отношении применения правил, правило расценивается как священное и неприкосновенное, сущность его вечна, и происхождение связывается со взрослыми; любое предлагаемое изменение воспринимается ребенком как нарушение. 3. Закон. На третьей стадии правило принимается как закон, обязанный своим происхождением взаимному согласию. Автономный закон, который возможен только на основе общего уважения, который позволено изменять сколько угодно при условии общего признания. Изучая генезис возникновения игры с правилами, Ж.Пиаже показывает, что в основе игры лежит потребность чувствовать себя членом сообщества сверстников и более старших детей. Изначально ребенку достаточно того удовольствия (прежде всего моторного), которое он получает от соблюдения элементарных правил для себя — попасть в цель, проявить ловкость или смекалку. Другие участники игры почти не оказывают влияние на поведение ребенка. Нет соревнования, следовательно, нет ориентации на других. Игра в младшем возрасте сводится к внешнему копированию действий старших, но не содержит внутреннего компонента — согласования действий. Социальное удовольствие появляется позже, когда у детей развивается потребность во взаимной договоренности в области игры. Социальное удовольствие, согласно Ж. Пиаже (в отличие от ряда других ученых), рождается из следования правилам, овладения правилом, а не от конкуренции и выигрыша. Игра с правилами открывает для ребенка возможность взаимного оценивания через знание и соблюдение правил с достижениями, признаваемыми всеми участниками (так как выигрыш — «по закону»). Высший уровень развития игры с правилами, согласно Ж. Пиаже, это коллективные отношения между играющими, где возможные рассогласования заранее прогнозируются и преодолеваются путем организованного введения новых необходимых правил. На последней стадии развития отношения к правилу доминирующим становится интерес к правилу как таковому, ребенок развлекается, исследуя правило, меняя и усложняя его. До тех пор пока ребенок рассматривает правило как внешнее, принуждающее (в игре или в морали), он фактически не учитывает это правило. Действующим оно становится в отношениях сотрудничества и кооперации, характерных для равных партнеров, т.е. для сверстников, в отличие от отношений принуждения, типичных для взаимодействия со взрослым. Кооперация между равными изменяет практическую позицию ребенка и его отношение к правилу — от безусловного уважения к добровольному соблюдению. Автономность сознания позволяет ребенку открыть истинный смысл правил как необходимого условия договоренности. Правила, которые придумывают дети в играх, становятся первыми собственными социальными правилами детского сообщества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |