КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дошкольный возраст. Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности
Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его отношения к другим людям и к самому себе. В этот период складываются первые моральные и этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития. Игрушки, способствующие социально-личностному развитию. 1) Воображение. Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны: • «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей); • простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); • куклы неопределенного пола и возраста (без лица); • пальчиковые куклы и куклы для театра; • мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные); • предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани). 2) Произвольность. Формирование и развитие произвольности осуществляется в ролевой игре и в играх с правилом. Для этих видов игр нужны: • наборы кукол разного пола и размера; • кукольная мебель, посуда, одежда; • наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; • детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.); • транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить); • куклы и утварь для игры в семью; • атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр. • настольно-печатные игры; • дидактические игры разных видов, адекватные возрасту. 3) Общение. Очевидно, что общение происходит, прежде всего, с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как «партнёр» по общению. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми. Таковыми могут стать куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки (куклы и животного), – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка, стимулирующие просоциальное поведение и помощь. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто куклой, но вторым «Я», объектом заботы и партнёром по общению. Помимо становления этих важнейших личностных качеств в дошкольном возрасте происходит интенсивное приобщение ребёнка к социальной жизни, которое осуществляется, во-первых, через участие в праздниках, принятых в нашей стране, а во-вторых, через знакомство с особенностями других народов (воспитание толерантности). 4) Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся: • елочные украшения; • флажки, шарики; • свистки, трещотки; • колпачки, шляпки; • гирлянды и пр. Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: • куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям; • атрибуты разных профессий и труда взрослых; • модели современных технических средств; • игрушечные машинки разных типов и др. 5) Толерантность и гуманное поведение. Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам, например: • куклы, изображающие людей разных этнических групп; • костюмы разных народов; • игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр. Воспитанию гуманного поведения способствует уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществляются в режиссёрской и ролевой игре. Игрушки и пособия, способствующие познавательному развитию. 1) Восприятие. Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображения с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например: · Фигурки или картинки животных разных цветов; · Коробки форм; · Пазлы крупные; · Однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.); · Материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие. 2) Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям; лепка, аппликация, рисование, моделирование. Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентация по плану или схеме. Это могут быть: · Разрезные картинки; · Кубики с составными картинками; · Строительные материалы и конструкторы, лего; · Мозаики; · Материалы для лепки, рисования, аппликации; · Дидактические игрушки; · Лабиринты и пр. 3) Логическое мышление. Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей. Все эти действия можно осуществлять на материале: · Настольно-печатных игр; · Предметных и сюжетных картинок; · Головоломок. Игровые пособия, способствующие физическому развитию: · Мячи разных размеров; · Обручи; · Кегли; · Спортивное оборудование - качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка; · Скамеечки для ходьбы; · Коврики с разной поверхностью; · Оборудование для тренировки меткости – дротики с мишенью, кольцебросы и пр.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |