Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольный возраст




Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью остается игра. Она имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.

Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

Игра – дело серьезное

Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых.

Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация.

Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Совсем другой вид - режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.

Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.

Итак – это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.

Игрушки для сюжетных игр

Игрушки для ролевых игр

В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты.

Принято считать, что играть в куклы подобает только девочкам. Но это совсем не так! У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и конечно хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя.

В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем, не только девочек, но и мальчиков. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Такие куклы в игре могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать, проказничать. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если они набиты овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Она очень приятна на ощупь - малыш будет прижимать к себе теплое, «живое» тельце.

Большой монстр или трансформер – это тоже кукла. Только вопрос, возможно ли о нем заботиться, учить его, кормить, лечить? А ведь именно это и есть содержание повседневной жизни, воплощаемое в ролевой игре.

Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Хороши в этом возрасте молнии и пуговицы среднего и малого размера.

Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. Но вовсе не обязательно эти игрушки должны быть реалистическими. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета.

Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль. Не увлекайтесь излишними подробностями – пусть останется место для детских придумок и сотворения недостающего.

В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью пользуются готовые покупные домики или палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места.

В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Пригодятся также покрывала и диванные подушки. Пусть ребенок имеет возможность сам представить и сделать себе такой дом, машину или корабль, какой ему в этот раз нужен. В другой раз будет другой, не менее подходящий. Чем не пространственная геометрия в действии? А в повторении такого трудоемкого строительства упражняется воля ребенка.

Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Сейчас очень популярны большие электромобили. Эта вещь не для игры, это развлечение. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.

Игрушки для режиссерских игр

Для режиссерской игры нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8–15 см) - мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии.

Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные - медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Сатирические, утрированные и юмористические образы, которые так забавляют взрослых, будут более уместны и понятны позже, в школьном возрасте.

Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка - детские пропорции и прическа, у бабушки – цвет волос и костюма, у зайца - уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова. Условность дает простор для воображения.

Идеалом транспорта тоже является простота и незавершенность. Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Важная деталь – это такая кабина, куда можно было бы поместить игрушечного водителя, чтобы он мог входить и выходить – словом, быть действующим персонажем игры. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза.

Не стоит покупать маленькие коллекционные копии, они непрочны и нефункциональны в игре.

Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку - из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу - как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало. В отличие от любого конструктора, где все детали заданы и способ крепления известен, здесь требуются и одновременно развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда.

Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, бензозаправок и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность.

Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. С этим ребенку можно помочь, используя подручные материалы или изготовив на скорую руку то, что необходимо, из лоскутов ткани, бумаги, пластилина или дав во временное пользование что-то из домашнего хозяйства.

Игрушки не для игры

Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются, препятствуют тому, чтобы игра стала развивающей. Между тем в настоящее время прилавки детских магазинов буквально наводнили такие машины и поезда, целые роботизированные заводы и конвейеры, электронные младенцы и роботы. Им не нужен ребенок, его творческое воображение и деятельность. Своим сомнительным «совершенством» они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. В результате не развивается внутренний план действия, способность создавать несуществующее, страдает воображение, не формируется способность к организации своей деятельности.

Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Не пропустите это удивительное время! Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой, и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

В связи с этим посмотрите новым взглядом на то, во что играет ваш ребенок, что он может использовать в игре из подручных средств. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках.

Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка

Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки:

• 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой

• кровать и коляска с бельем

• посуда

• прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой

• 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами

• маленькие фигурки домашних и диких животных

• конструктор блочный типа «Архитектор»

• ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.

• 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства

• лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности

• подушки мягкие и диванные

• прочные деревянные столы и скамейки

• предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки)

• корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них

• шнуры и прищепки

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Кукольная история

История простой куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, - оберегать ребенка от нечести, сглаза и порчи. Кукла – оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года.

В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. Появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях, дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В представлениях участвовали все. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место. Однако далеко не все дети и не все родители используют возможности кукол в полной мере. Мы забыли о том, что кукла воплощает в себе образ человека и может воплощать в себе все многообразие человеческих проявлений. Кукла – актер, и с ее помощью можно разыгрывать всевозможные спектакли.

Театр Мишки и Куклы

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете «устраивать» представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и, выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и СОпереживает. В возрасте около 2,5 лет, попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д.

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

Театр маленьких пальчиков

Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Их можно найти в продаже.

Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного.

Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами.

Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребенком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он - живой актер.

С 3-4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Теремок», «Коза-дереза», «Бычок, смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием самостоятельно показывают спектакли на пальчиках, как по сказкам, так и собственного сочинения.

В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви.

И сам театр легко самостоятельно сделать. Здесь может пригодиться все, начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить или вообще скомбинировать из различных материалов. К картонному туловищу, например, можно сшить костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Многообразие вариантов бесконечно. Ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.

Игры на столе

Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра.

Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п. Этот вид театра подойдет детям начиная с четырех лет.

 

В начале этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная (а что у нее двигается?) фигурка «скользит» по столу. Т.к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т.к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Домашний кукольный театр

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации дает настоящий кукольный театр, который вполне можно утроить дома с помощью кукол «бибабо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы одеваете куклу на руку… и в жизнь входит сказка. Возможности этих кукол безграничны. В раннем возрасте вы можете показывать для малыша спектакли, например, «История одного котенка», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами одевают куклу на руку и от ее имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми ребенка с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что его тревожит, чем он огорчен, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «бибабо» - можно разыгрывать с ребенком целые придуманные сценки или истории из жизни.

Смастерить «бибабошку» самостоятельно в домашних условиях достаточно трудно. Проще такую куклу купить. Они продаются как по одной, так и целыми наборами, и бывают и в виде животных и людей разного возраста: от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т.к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

Несколько слов хочется сказать о двуликой перчаточной кукле. У нее два лица, два настроения и две эмоции. Она особенно хороша в игре с детьми, имеющими нестабильный эмоциональный фон. С одной стороны она может помочь в выявлении настроения, а с другой в закреплении положительных эмоций. Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный может быть «тихоней» и почувствовать агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться. Взять на себя несвойственную для него роль. Как правило, такие игрушки используются в психотерапии для выражения противоположных чувств.

Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой. Поэтому этих кукол часто используют психологи, логопеды и воспитатели на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия, используемая психологами на занятиях, может проводиться как с группой детей, так и с одним ребенком. Подобные занятия благотворно влияют на детей страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.

Потомки Пульчинелло

Среди игрушек-актеров есть и еще одни замечательные куклы: марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Сначала ребенку очень сложно научиться управлять этой куклой, он просто держит ее за ниточки и вся кукла передвигается прыжками. Постепенно, малыш учится координировать движения и управлять куклой. Детям любого возраста очень нравится общаться с окружающими людьми от имени такой куклы, они с радостью преодолевают эмоциональные и коммуникативные заслоны. Застенчивым малышам марионетки помогут общаться с другими людьми: потявкать или заговорить от имени собачки гораздо проще, чем это сделать самому. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку, управляя такой игрушкой, ребенок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.

В развитии игры а, следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное - быть ближе к своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть! Ведь игре можно и нужно учить, вернее, приобщать ребенка к игре: сначала показывая спектакли, затем, передавая ему отдельные роли, а потом доверяя ему играть самостоятельно.

Довольно часто дети не играют с игрушками, внутри которых находятся механизмы, с прописанными голосами, запрограммированными движениями и т.д. Причин этому может быть много, но главная заключается в том, что такая говорящая или танцующая кукла не может стать в руках ребенка артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Ребенку для его полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы. И все это помогают сделать игрушки-артисты.

Образные игрушки

К образным относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

Для детей от трех до шести лет образные игрушки становятся партнерами по игре. На них, также как и на себя, ребенок примеряет различные социальные и сказочные роли, проигрывает с их помощью пережитые впечатления, сказки и мультфильмы. Такая игра называется сюжетно-ролевой, она является важнейшим этапом развития ребенка. Не менее важны игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, в которых ребенок уже не участник, а режиссер событий. Такой вид игры называется режиссерским, его становление также приходится на этот возраст.

«Игрушки-подружки» - животные и куклы с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью. Плюшевые мишки, киски, собачки и куклы небольшого размера (от 30 до 50 см) с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка.

Простые маленькие куколки понадобятся малышу для режиссерской игры. Такие куколки могут быть из разных материалов, важно, чтобы у них двигались ручки и ножки. Они должны уметь садиться за стол, качаться на качелях, бегать, танцевать и т.д. Подойдут небольшие тряпичные куколки, пластмассовые или резиновые, деревянные фигурки с подвижными конечностями на резинке или шениле.

Куклы неопределенного пола и возраста (без лица) – максимально условные и за счет этого они открыты для самых разных действий. Это могут быть небольшие народные узелковые куклы или авторские куклы ручной работы. Оживляя таких кукол с помощью своего воображения, ребенок может вкладывать в них разные характеры, настроение.

Пальчиковые куклы и куклы для театра используются для игр – драматизаций. С их помощью ребенок может показывать небольшие спектакли, в качестве зрителей привлекая другие игрушки или взрослых. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение. Пальчиковый театр особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Мелкие фигурки животных - необходимый атрибут режиссерских игр. Обычно они продаются в наборах под тематическим названием «ферма», «зоопарк», «жители леса» и т.п. Лучше если у ребенка будет несколько таких наборов, чтобы отобразить все богатство животного мира.

Наборы кукол разного пола и размера необходимы ребенку для разыгрывания различных сюжетов, в первую очередь «семейных». Кроме того, в наборе должны быть куклы, походящие для сказочных сюжетов, игр с транспортными игрушками, олицетворения разных профессий.

Куклы, изображающие людей разных этнических групп отражают особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам. Такие игрушки, моделирующие иной образ жизни, будут способствовать воспитанию толерантности и обязательно пригодятся в игре в качестве персонажей восточных сказок или жителей «далекой Африки».

Транспортные игрушки

У детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет) игрушечный транспорт призван способствовать социально-эмоциональному развитию ребенка. Разыгрывая сюжеты с участием грузовых и легковых машин, поездов и пароходов, ребенок примеряет различные социальные роли, связанные с транспортом, учится сопереживать, одушевляя свои игрушки на колесах. На первый план выходит социальная роль транспорта, его участие во взаимодействии людей.

Для сюжетно-ролевых игр лучше всего подходят крупные транспортные игрушки. Значимыми критериями для них являются большой, удобный для манипуляций, размер игрушки и наличие персонажа и места для него. Также важно, чтобы транспортная игрушка была узнаваемой, но не была перегружена дополнительными, отвлекающими внимание ребенка деталями. Машинка, поезд или самолет для дошкольника должны сохранять достаточную степень условности, чтобы ребенок мог использовать свое воображение для их одушевления. Хорошие «ходовые» свойства и устойчивая конструкция – также обязательные условия. Именно плохое техническое исполнение игрушки, в целом, или отдельных деталей, часто закрывает возможности игры в этом возрасте.

Игрушечный транспорт- конструктор имеет ряд особенностей. Во-первых, такая игрушка может служить как для простого конструирования, так и для сложных сюжетных игр в старшем дошкольном возрасте. Во-вторых, благодаря тому, что машинка или паровозик собирается из отдельных частей, ребенок может сам, в соответствии с тем, в какую игру он играет, изменять вид и назначение своего транспортного средства, прибавляя или убавляя какие-либо детали.

Игрушечные транспортные системы - необходимый атрибут режиссерской игры, рассвет которой также приходится на дошкольный возраст. Малышам, начиная с 3-4-х лет, будут интересны тематические наборы небольших машинок, объединенные под различными названиями («Пожарная часть», «Милиция», «Скорая помощь»). При этом, лучше выбирать такие, в которые кроме игрушечной техники входят фигурки людей. Ребятам постарше будут интересны такие наборы со сложной системой дорог, с функциями конструктора (несколькими вариантами сборки).

Игрушечная железная дорога, будь она деревянная, пластмассовая или металлическая, должна быть максимально «открытой», т.е. должна предусматривать хотя бы несколько вариантов игры. Для этого в ней, кроме возможности по-разному разложить рельсы, обязательно должны быть открытые вагончики, чтобы ребенок мог в них посадить или положить другие игрушки. Также желательно, чтобы не пустовало место машиниста в головном вагоне - поезд обязательно должен кто-то вести. Электрическая железная дорога приемлема только в том случае, если она предполагает возможность механического перемещения поезда самим ребенком и позволяет ему самому направлять движение.

Наборы для творчества

Набор для творчества, как правило, представляет собой комплект специально подобранных материалов для создания детских поделок. Часто конечный продукт может иметь практическое применение в повседневной жизни ребенка (так, существуют наборы для создания украшений, всевозможных пеналов, шкатулок, копилок и даже мыла), что создает дополнительную мотивацию для работы с ними. При этом, наборы для творчества, в отличие от материалов для творчества, обычно предполагают создание какого-либо объекта по образцу, и имеют малую вариативность использования.

Специальные наборы для творчества можно предлагать ребенку начиная от 5 лет. Как правило, к этому времени малыш может выполнять многоступенчатые действия, требующие удержания цели, у него формируются необходимы моторные навыки. Мотивом деятельности часто служит уже не сама работа с материалом, а некая внешняя цель. Например, ребенок может лепить из глины или заливать в форму гипс, с тем, чтобы затем сделать из готовых элементов постройку или собрать бусы. Эту тенденцию к поиску новых задач в ребенке необходимо поощрять, поскольку именно она является основой дальнейшего развития произвольности. Важно также в дополнение к старым, постоянно вводить новые материалы, требующие иного способа действия.

Для 5-6-ти летних ребят подойдут «открытые» наборы для творчества, предполагающие возможность самостоятельного действия ребенка.

Разнообразить занятия рисованием помогут наборы для рисования с трафаретами, штампиками, наклейками, магнитные доски со специальными карандашами, «водные» раскраски и т.п.Для работы с готовыми цветными фигурами подойдут наборы для аппликации на пробке. Обычно, в комплект входят: пробковая панель, деревянный молоточек, набор деревянных деталей, набор металлических гвоздиков с крупными круглыми шляпками. В каждой детали уже есть отверстие для блестящего гвоздика, ребёнок выбирает образец и, подобрав соответствующие фигурки, прибивает их молоточком на панель, при этом, возможно и самому придумать и создать различные композиции, картинки или орнаменты. Особенно такой набор понравится мальчику, ведь ему придется действовать с «настоящими» инструментами!

Набор из формочек и инструментов для лепки в комплекте со специальной пластической массой (или без) позволяет ставить интересные опыты — исследовать свойства материалов (того, что в наборе и других). В комплект могут входить в разных сочетаниях: доска для лепки, пластиковый нож, деревянный молоточек, деревянная скалка, формочки для заполнения, формочки для вырезания Хорошо осваивать с помощью специального набора и лепку из глины. В таком наборе скульптурная глина нужной консистенции дожидается юного скульптора в герметично закрытом пакете. Подробные инструкции с фотографиями и рисунками доступно объяснят, какую часть материала нужно отделить и как изменить ее форму, чтобы получился соответствующий образцу результат. Часто в комплекте имеются контуры деталей в натуральную величину, к ним можно прикладывать то, что получается, для контроля. Действуя по образцу, малыш быстро научится действовать с материалом самостоятельно. Среди наборов для создания витражей встречаются более закрытые, в которых творчество ребенка ограниченно готовым контуром на пластиковой основе для раскрашивания. Наилучший вариант - набор, в котором ребенок должен сам нарисовать контур и затем закрасить «окошки». Такие наборы почти всегда содержат образец, который предлагается переносить на прозрачную основу — однако, делать это, или сами придумать картинку, решать Вам и малышу.

Доступны операциональным возможностям пятилетнего ребенка также наборы для изготовления свечей. Часть из них предлагает создавать свечи из цветного гранулированного парафина, насыпая его слоями в специальный стаканчик. В другой части в подобный стаканчик, предварительно наполнив его всевозможными украшениями — ракушками, листочками, песком, предлагается заливать специальный гель. Оба варианта наборов допускают реализацию собственных идей ребенка с привлечением дополнительных материалов или без.

 

Составные картинки и пазлы

Составные картинки представляют собой различные вариации игры-головоломки, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Как и другие виды продуктивной деятельности, составные картинки предполагают создание осмысленного целого продукта из отдельных частей. Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, т.е. находить для каждого кусочка свое, единственно верное место, иначе картинка не получится. Такая деятельность помогает ребенку научиться мысленно оперировать образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Разрезные картинки - это картинки, разрезанные по прямым (как правило) линиям. Занятие ими хорошо подходит для детей до 5 лет. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении – умение ориентироваться по 2-м признакам сразу формируется позже. Для дошкольников подойдут картинки, состоящие из четырех частей. Детям игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Кроме того, благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.

Кубики с картинками. Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе - чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Постепенно нужно увеличивать количество кубиков, выбирая наборы с изображением более сложных сюжетов (например, сцен из сказок).

Пазлы отличает кривая линия соединения деталей - собирая такие картинки, ребенок должен учитывать не только изображение на элементах, но и их форму. Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия.

Наиболее простыми являются пазлы, на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рыбка, облако, мальчик на самолетике). Обычно эти картинки имеют рамку с «дном», своего рода подставкой, на которых прочерчены линии, повторяющие контур кусочка. Поскольку целый образ воспринимается легче, ребенку 4-6 лет больше подходит этот, простой, вариант.

В более трудных случаях картинка разрезана на большое количество частей (в своем полном варианте она обычно помещается крышке на коробки). Часто детали на первый взгляд почти не различимы меж собой. Поэтому практически невозможно найти место для каждого кусочка, ориентируясь исключительно по рисунку или цветовой гамме (таковы, например, пазлы с изображением моря или неба). Здесь поможет умение ориентироваться на форму. Это под силу детям 6-7 лет.

Развивающая задача этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Задача взрослого - помочь ребенку удержать в сознании собираемый образ. Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, взрослый должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает ребенок, а не на рамке или форме кусочков.

Мозаики

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток ит.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересно физическое явление магнита и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику).

В этом же возрасте можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Особую актуальность такая мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем, разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрис-мозаиками требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.

В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики – термомозаику. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками (т.е. каждая деталь надевается на ножку поля). Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение.

Кубики и конструкторы

Сейчас снова появились строительные наборы для построек из "бревен". Из них получаются очень привлекательные дома и даже деревни в русском стиле. Детали скрепляются между собой, как в настоящем строительстве срубов, по принципу вкладывания: вырезанные в "бревнах" пазы вставляются друг в друга.

В последнее время появляется все больше тематических наборов для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок. Есть такие же наборы, позволяющие воспроизводить сцены из современных фильмов: человек-паук, Гарри Поттер и др. Часто такие игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи – куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.

Следующие, уже традиционные для нас – блочные конструкторы из пластмассы. Самый известный такой конструктор – "Лего". Появившийся в 50-х годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от строительных наборов, "Лего" предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.

Начиная с 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные по способу крепления и более абстрактные конструкторы, например с болтовым соединением. Наиболее известными среди них являются металлические конструкторы. Их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.