КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философско-правовая теория понимания права. В.С. Нерсесянц.
Разработка этой теории это поиск истины – что есть право. То, что мы понимаем как право. Поиск истины в философии – ищут все науки. В ТГП объектом является объективно-правовая действительность. Для права – это социальные регуляторы норм морали и религии, эстетические нормы. Юриспруденция ищет, что же такое право и пытается докопаться до каких-то предельных оснований. Сократ, Платон, Аристотель определяли право, Гегель, российские теоретики, советские, но все они освещают право с какой-то одной стороны и никак не в общем смысле. Герберт Харт понимал право как совокупность первичных и вторичных правил поведения, это определение тоже не охватывает всего права. Здесь необходим союз философии и правовой науки. Это необходимо для обеих наук. Нерсесянц В.С.: «ФП в отрыве от жизненной практики превратиться в нечто умозрительное, моральную экзальтацию мыслителя, счастливое наблюдение им звездного неба. Правовая наука не способна осознать собственное мифотворчество (все концепции)». Подмена анализа реальной действительности. Исследованием каких-либо положений об объеме каких-либо понятий, о правовом статусе, например, одни его рассматривают включая гражданство, правоспособность. Категории современной правовой науки в соответствии со взглядами Нерсесянца обнаруживают свою идеологическую родословную (права человека, правовое (социальное) государство) либо какое-то производное (косвенный умысел). Не без основания Нерсесянц говорит о том, что нормы права и правоотношения не могут быть использованы в качестве эмпирической основы юридической науки, не могут быть исходным предметом познания. Реальные социальные явления являются исходным материалом для юридической науки, а правоотношения – результат достигнутый, результат чьего-то вывода и находятся за пределами эмпирической реальности, не с них должна начинаться юридическая мысль. Эти понятия становятся аксиоматическими, становятся аксиомами. Всякая аксиома предполагает целостность и не терпит, чтобы ее подвергали сомнению. Это правовые фикции, предположения. Нормы права и правоотношения – это фикция, так же, как и остальные понятия. Г.В. Мальцев, проф. Градский, Бабаев. Г.В. Мальцев отмечал, что без философии невозможно познать правовую мысль. Новая власть, изменится ситуация, мы отойдем от позитивного права. В основе философско-правовой концепции В.С. Нерсесянца лежит различение и соотношение права и закона. Это положение лежит в основе понимания юридическим и легистским правопонимании. В легистском правопонимании право - это закон. В юридическом стоит вопрос о том, что право – это не то, что выражают законы. У легизма нет проблем с определением права, но есть определенные трудности. Необходимо дать позитивистское определение права, которое было бы внутренне согласованным и было бы свободно от тех противоречий, которые характерны для действующего права. В цивильном праве всякое определение подвергнуто опасности. На взгляд Нерсесянца выделение двух типов правопонимания охватывает все типы правопонимания. Что не исключает, что в составе этих двух видов правопонимания возможны различные подходы и концепции. Для юридического правопонимания, право это не только субъективно-властное веление, но это нечто объективное, не зависящее от воли законодателя, обладающее собственной правовой природой, своей сущностью и спецификой, обладающее своим принципом. То, что право обладает своим принципом поддерживается не только Нерсесянцем, но и Мальцев, Протасов. Но они включают в принцип права свое собственное содержание. Нерсесянц: сущностный принцип права – принцип формального равенства. Этот принцип выражает существо и особенности права, отличает право от иных социальных регуляторов и норм. Эта теория, которая обозначена Нерсесянцем как либертарно-юридическая, содержит в основе равенство, равную меру всеобщей необходимой свободы и на их основе – всеобщей справедливости. Эти определения, право – формальное равенство, право - всеобщая необходимая мера свободы и право – это всеобщая справедливость, он считает, что каждое из этих определений дана характеристика права. При этом многообразии определений есть единое понятие права, сущностью которого является формальное равенство. Формальное равенство составляет сущность права, формой выражения является волевой акт, закон. Такое понимание сущности и явления права дает основание для конкретизации предмета философии права. Изначально мы его определяли как различение и соотношение права и закона. Предмет ФП можно определить как формальное равенство и форма его проявления. Где формальное равенство – сущность, а формы проявления – нормативные акты. Такое правопонимание применимо к государству. Государство выступает как конституционно-властная форма выражения и действия принципа формального равенства. Равенство – это абстракция, отвлекающаяся от различий, которые присущи приравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем предполагает признание несущественности этих различий с т.з. основания уравнивания. Если мы уравниваем объекты по числовому основанию, то мы отвлекаемся от всех содержательных характеристик уравниваемого объекта. Правовое равенство не столь абстрактно, как математическое. Основанием и критерием правового уравнивания различных индивидов является их свобода в общественных отношениях, которая утверждается в право- или дееспособности. Формальное равенство как сущность и принцип права включает в себя три взаимосвязанных составных компонента: 1. норму; 2. формально равная свобода; 3. всеобщая справедливость. Правовая сущность проявляется в правовом явлении, законе. Правовое явление выражает во внешней действительности свою правовую сущность. Формальное равенство как основание и критерий классификации нормативно-правовых актов на правовые и неправовые применим как к современным н-п а., так и вполне допустим в качестве критерия к актам прошлого. Т.о. надо заметить, что у Нерсесянца правовая сущность логично соединяется с правовым явлением, что не было достигнуто в рамках естественно-правового подхода. Теория Нерсесянца является более теоретически развитой и вполне приемлемой, чтобы изучать ее в рамках курса ФП.
21.10.2011
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |