Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы темы

1.

Сущность права.

1. Право как формальное равенство.

2. Право как равная мера свободы.

3. Право как справедливость.

 

Нерсесянц вводит принцип формального равенства, что отличает его теорию от всех остальных. Принцип равенства перед законом – ст. 19 КРФ. Сам закон в своем содержании уже не содержит равенства и, как следствие, все находятся в неравном положении. Принцип формального равенства – это не только реализация субъективных прав и свобод человека, но и само содержание. Государство – институционально-властная структура по реализации принципа формального равенства. Принцип формального равенства не соблюдается при подготовке нормативных актов. Например, реализация приватизационных чеков.

Равенство. Понятия равенство и неравенство – это корреспондирующие понятия, это формальные принципы социальных взаимоотношений. Они традиционны для всей мировой цивилизации, взаимоотношения между индивидами. Общество всегда не представляло себя какой-то однородной массой. Неравенство восходит к такому объективному признаку, как иерархичность, оно относится ко всему сущностному. В настоящее время трудно сказать, возможно ли общество с всеобщим равенством. В настоящее время нет однородного общества. И равенство, и неравенство предполагают друг друга, они неразделимы, так же, как право и обязанность. Существуют тенденции внутри системы. В этом проявляется общефилософский закон единства и борьбы противоположностей. Все противоположно. Равенство и неравенство создают динамическую стабильность. Равенство может быть естественное и др. Нерсесянц рассматривает равенство как некую абстракцию, предполагающую сознательное абстрагирование от тех различий, которые присущи приравниваемым объектам. Это не математическое уравнивание.

Уравнивающая и распределяющая справедливость. В настоящее время это разделение востребовано, в различных концепциях оно присутствует. Социализм – критикуем из-за его уравниловки. Правовое равенство не столь абстрактно как математическое. Т.к. математическое равенство предполагает абстрагирование от уравниваемых объектов. Основание уравниваемых объектов – свобода индивида (Нерсесянц). Свобода индивида поддается правовому осмыслению и нормативному регулированию. Степень свободы в норме права можно заложить и выразить в форме правоспособности и дееспособности, правосубъектности. По Нерсесянцу правовое равенство – это равенство свободных и равенство в свободе. Т.е. это общий масштаб для всех и равная мера свободы индивида. Осознание необходимости поступать наиболее рациональным образом у абсолютного большинства населения не было. Право – это математика свободы, рассчитывается степень свободы. Правовое равенство существует не в форме равенства перед законом, а именно как формальное равенство. Формальное (правовое) равенство отрицает существование фактического равенства, оно предполагает наличие фактического неравенства. Теория справедливости Джона Роллза.

Право – это нормативная форма выражения свободы, посредством реализации принципа формального равенства людей. Принцип правового равенства предполагает, что различные субъекты приобретают различные права, реальные их права – неравные. Равенство и неравенство согласованы по единому принципу. Принцип формального равенства – возможность приобрети определенные права. Это по существу правоспособность. Приобрести права в соответствии с общим масштабом.

 

02.11.2011

Принцип формального равенства:

1. это равная мера;

2. равная мера свободы;

3. всеобщая справедливость;

4. государственно-правовая обязательность.

Этот принцип распространяется и на процесс законотворчества. Принцип формального равенства – это не только принцип деятельности государства, но и принцип его формирования.

Формальная равная мера – применяется к каждому субъекту права. Равная мера рассматривает предоставление субъектам права равных возможностей в реализации их способностей. В истории государства и общества был период, когда была возможность предоставления равных возможностей для каждого. Но впоследствии, эти возможности были нарушены. Теория равных возможностей должна дополняться теорией дифференциации.

Обеспечение равного пространства для соблюдения теории равных возможностей. Свобода – это объективное пространство для реализации способностей того или иного индивида. Равная мера свободы, свобода предполагает определенные рамки. «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Карл Поппер говорил, что если свободе не ограничивать рамки, то она исчерпает сама себя. Свобода беспредельной быть не может. В качестве примера он приводил процесс, который происходил в одном из судов Великобритании. Равная мера реализуется в равной мере свободы. Является сущностным признаком права.

Принцип формального равенства раскрывается в равной мере свободы и всеобщую справедливость, являющимися сущностными признаками права. Справедливости иным путем, чем правовым – не достигнешь. Общегосударственные обязательства – дополнения к сущностным признакам права.

Государственно-правовая обязательность исходит не от самого государства. Право не потому властно, что исходит от государства, а потому, что исповедует принцип формального равенства. Право является не следствием государственно-властной обязательности, а государственно-властная обязательность есть следствие права, под которым мы понимаем принцип формального равенства. Обязательность является следствием права, потому что право выражает всеобщее признание, право в такой форме и с таким содержанием поддерживается большинством общества, в этой связи оно требует государственно-властного закрепления. С учетом этого определение права можно сформулировать следующим образом: это соответствующая принципам формального равенства система норм, закрепленных или санкционированных государством и обеспеченная возможностями государственного принуждения. Различение и соотношение между правом и законом. Право имеет сущность в виде принципа формального равенства, а не просто произвол законодателя, т.о. подлежит исполнению только правовой закон, т.е. закон, содержащий в себе принцип формального равенства. Только правовой закон подлежит исполнению. Эта дефиниция права может выступать в качестве парадигмы (образца) для того, чтобы определять правовое или произвольное содержание актов ныне действующих, а также правовых систем прошлого.

Позитивация или материализация принципа формального равенства в том или ином нормативном акте зависит от многих обстоятельств.

Энтони Д’Аманто «Соотношение права и справедливости». Судить не по праву, а по справедливости. Предлагает изучать в университетах не право справедливость. Ситуация с двойной сплошной и ребенком. Закон – это оболочка, который должен иметь своим содержанием принцип формального равенства. Право – инструмент достижения справедливости. Инструмент можно заменить. Для того, чтобы это обрело всеобщую значимость, должно иметь обязательность. Принцип формального равенства обладает всеобщностью. Право носит не принудительный, а добровольный характер. Лишь те, кто нарушает – для тех право носит принудительный характер.

Государство – каким оно должно быть, каким оно должно соответствовать принципам. Чтобы государство устанавливало правовые законы, необходимо понятийно-правовое единство государства и права. Это выражается в том, что в основе построения государства должен лежать принцип формального равенства. Деятельность государства должна основываться на принципе формального равенства – относиться ко всем одинаково.

Любое государство, основанное на принципе формального равенства, выражает собой правовую форму общей или публичной власти. Такое государство можно называть правовым. Надо заметить, что трактовка правового государства в концепции Нерсесянца и современная трактовка – различаются. Современная концепция правового государства – конституционно закреплено, но для нас это мифическое понятие. Верховенство правового закона, разделение властей. Не можем говорить о реальном разделении властей. Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Чиркин, публикация в журнале «Государство и право». Права и свободы не обеспечены реально. Принцип формального равенства часто нарушается и вызывает негативную реакцию у населения.

Государство – правовая форма публичной власти по мнению Нерсесянца. Это правовое государство.

 

Антология права (учение о бытие права).

1. Нормативистская (позитивистская) антология права.

2. Естественно-правовая антология.

3. Философско-правовая антология.

Рассмотренные подходы позволяют подходить к праву с позиции антологии, гносеологии (учение о познании) и (учение о ценности).

Онто – сущное, логос – учение. Под антологией изначально понимали первую философию. Т.е. понятие антология в своем развитии и семантике, значении, прошло несколько этапов. Первоначально антология была первофилософией, метафизикой. В эпоху средневековья понятие антология использовалась для обоснования теологического учения о бытии, и служила доказательством религиозных истин, в частности, существовании Бога. Наиболее законченный вид это учение обрело в обосновании Фомы Аквинского, 13 век.

В последующем к антологии стали подходить с т.з. материалистической. Томас Гоббс, Джон Локк, а также идеалистические позиции – Кант, Гегель.

Учение о законах бытия. В контексте развиваемого нами учения о юридическом правопонимании, антология права проявляется в самом общем виде в различении и соотношении права и закона, где правом выступает объективная сущность в виде формального равенства, а законом – волевое установление. С этих позиций мы рассмотрим антологию права в понимании позитивистов в условиях естественно-правовых подходах и нормативистских.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философско-правовая теория понимания права. В.С. Нерсесянц. | Позиционирование товаров на рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.