Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, система, источники конституционного права зарубежных стран

ПОЧЕМУ КАЗАХСТАНСАЯ КОНСТИТУЦИЯ ВОШЛА В СБОРНИК!!!!!!!!!

Конституционное право зарубежных стран

Учебная и научная литература по дисциплине «КПЗС»

Чиркин В.Е. «КПЗС». Москва. «Норма». 2010. 608 стр. Содержит материал общий и особенный.

Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран”. Москва. «Юстицинформ». 2010. 560 стр.

Баглай М.В., Лейбо Ю., Энтин Л. «КПЗС». Содержит материал общей и особенной части. Москва. «Норма». 2010. 1088 стр.

Люстрация – запрет на профессию.

Автономов А.С. «КПЗС». Москва. «Проспект». Материал общей и особенной части. 2008 год. 552 стр.

Маклаков В.В. «КПЗС». Материал общей части. Москва. «Волерс Клувер». 2009. 896 стр.

Страшун Б.А. «К(Г)ПЗС». Москва. «Век». «Норма». 4 тома. 1 и 2 том – общая часть. У3 и 4 том – особенная часть.

Андреева Г.Н. «КПЗС». Москва. «Эксмо». 2007. 656 стр. Материал только общей части.

Андреева Г.Н. «Экономическая конституция зарубежных стран». Москва. «Наука». 2006. 268 стр.

Чиркин. «Сравнительное конституционное право». Москва. «Международные отношения». 2002.

Шаповал В.Н. «Сравнительное конституционное право». Москва. «Княгиня Ольга». 2007. 416 стр.

Енгибарян Р.В. «Конституционное развитие в современном мире». Москва. «Норма». 2010. 496 стр.

Медушевский А.Н. «Сравнительное конституционное право и политические институты». Курс лекций. Москва. «ГУВШЭ». 2002. 512 стр.

Сборники конституций и учебно-методические материалы

«Конституции зарубежных государств». Маклаков. Москва. «Волтерс Клувер». 2009. Конституционные акты Великобритании. Конституция США. Конституция Франции. Основной закон ФРГ 1709 года. Конституция Италии. Конституция Японии 1774 года. Конституция Индии 1950 года. Конституция КНР 1982. Конституционные акты европейского союза. Бельгия, австрия, Швейцария и т.п.

«Конституции государств европейского союза». Окуньков. Москва. «Норма». 1997.

«Конституции государств Европы». «Норма». 2001-2003.

Конституции зарубежных стран. www.constitution.garant.ru

«Конституционное право зарубежных стран». Кравец И.А.

 

Происхождение дисциплины «конституционное право зарубежных стран»

Впервые в России сравнительное правоведение стало преподаваться со второй половины девятнадцатого века в виде курса «государственное право иностранных держав» в санкт-петербургском и московском императорских университетах. Во второй половине XIX века данный курс предназначался для изучения конституционного и демократического опыта таких стран, как Великобритания, США, Италия, Франция и Швейцария.

В санкт-петербургском государственном университете иностранное право преподавали сначала Градовский, потом Коркунов. Турция и Россия конституции не имели в начале XX века.

В начале XX столетия после государственных преобразований 1905-1906 годов в России вводится преподавание дисциплины «общее конституционное право». Данную дисциплину разработал и читал Ковалевский.

Преподавание государственного права иностранных держав, а также общего конституционного права продолжалось в МГУ и СпбГУ до конца 20-х годов XX столетия. Сначала отменено общее конституционное право.

После Второй Мировой Войны были созданы две противоборствующие социально-экономические системы – телеформации: буржуазно-капиталистическая, социалистическая.

В период хрущевской оттепели на юридических факультетах Москвы, Ленинграда и других вузов возрождается преподавание двух дисциплин: государственное право буржуазных государств / и стран, освободившихся от колониальной зависимости, / стран развивающихся; государственное право стран народной демократии / социалистических стран. Данные дисциплины преподавались до 1989-1990.

Начиная с 1991 года, в российских юридических вузах перестают преподаваться обе дисциплины. При разработке первого государственного образовательного стандарта юриспруденции предложено единое наименование для дисциплины, изучающей государственно-правовой опыт иностранных государств – конституционное (государственное) право зарубежных стран.

В середине 90-х годов предлагалось именовать новую дисциплину «сравнительное конституционное право». Великобритания, Сша, Канада, Австралия, Новая Зеландия – преподается в юридических школах.

В франкоговорящих странах (Франция и ее бывшие колонии), группа романских государств (Италия, Швейцария), как правило, имеют курсы с названием «конституционное право и политические институты: сравнительно-правовой опыт».

Для наименования дисциплины в российской учебной литературе преимущественно используется термин «конституционное / государственное право зарубежных стран».

 

Термины «конституционное право» и «государственное право» в современных правовых системах и государствах. Выбор терминологии определяется тремя ключевыми причинами: 1) традиции словоупотребления и особенности правовой системы или правовой семьи в целом; 2) характер политического режима, степень развитости конституционного законодательства; 3) различный объем правового регулирования публичной сферы и системы органов государственной власти. По первому критерию современные государства делятся на 2 большие группы. 1 ГРУППА – государство первой волны конституционного развития. К ним относятся страны, входящие в правовую семью общего права или имеющие англосаксонскую правовую систему. Первично к таким государствам относятся Великобритания, США. Под их влиянием традиция распространена на Новую Зеландию, Канаду, Австралию, другие государства, находившиеся под их влиянием. К этой же группе государств примыкают некоторые страны с романской правовой системой. К ним относятся Франция и частично Италия. В этой группе государства с конца 17 века по конец 18 века были реально сформированы первые конституционные учреждения и приняты или фактически сложились современные конституции. В странах первой конституционной волны с момента появления первой конституции утвердилось наименование «конституционное право». 2 ГРУППА – государства второй и третьей волны конституционного развития. Это государства, в которых первые конституции и конституционные учреждения появились в течение 19 – начале 20 века. К этим государствам относится большинство государств континентальной Европы: Германия, Австрия, Швеция, Дания, Норвегия, частично Италия, Россия, страны восточной Азии, Латинской Америки, ряд других государств, современная Япония. В этих стран первые конституции вводились в условиях сильных монархических традиций, сочетающих авторитарные методы правления. Как правило, в этих государствах конституции имели недемократический, монархический, цензовый характер. В этих государствах в течение длительного времени сформировалась традиция употреблять слово «государственное право». 2 половина 20 столетия – в большинстве государств 2 и 3 волны термины «конституционное» и «государственное право» стали употребляться как равнозначные. Государства 4 волны – страны центральной и восточной Европы, а также государства постсоветского пространства (на территории бывшей Югославии, Сербия, Хорватия, Болгария, Румыния, Украина, Белоруссия, РФ.

По второму критерию госуарства подразделяются на 2 большие группы:

1. Государства с авторитарным политическим режимом или государства, в которых установлена абсолютная монархия или неразвитые формы ограниченной монархии. Такие государства, как Италия, Германия в период призода к власти фашистов и национал-социалистов использовали термин «государственное право» для зарактеристики организации государственной власти в стране.

2. Государства с демократическим политическим режимом, в которых действует либо писаная, либо фактическая конституция.

 

Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран

Современные государства имеют в качестве базовой ведущей отрасли национального права конституционное/государственное право. Во всех странах, где приняты и действуют конституции, предмет конституционного права тесно связан с объектами конституционного регулирования. Как правило, в сферу конституционного регулирования попадают следующие виды общественных отношений: 1) отношения по поводу устройства госуарства и общества, общественного и государственного строя, а также источников власти в государстве. Это наиболее широкая сфера правового регулирования, в ее рамказ изучаются конституционные основы политической системы, конституционные основы гражданского общества, уделяется внимание современным конституционным формам правления, а также политическим режимам в современных государствах. 2. Отношения по поводу основ правового положения личности. В рамках жтиз основ изучаются основание и порядок приобретения и прекращения гражданства, классификация конституционных прав и свобод личности, способы защиты этих прав в различных странах. 3 блок – отношения по поводу территориальной организации современных государств. В рамках этой группы изучаются современные модели федерализма, особенности и виды федеративных государств, особенности и виды унитарных государств, порядок взаимодействия центральных органов государственной власти и регионов, из которыз состоит государство. Особенности виды автономии в различных странах, вопросы административно-территориального деления различных государств. 4 блок – отношения по поводу выборов и референдумов. Виды избирательных систем, опыты применения. Особенности организации и проведения референдумов, их роль в осуществлении народовластия. Отношения по поводу организации и деятельности системы органов государственной власти. 5 блок – отношения по поводу формирования деятельности органов публичной власти на местах / органы местного управления и самоуправления.

Конституционное право зарубежных стран – это совокупность норм, ведущих отраслей, национального права современных стран, регулирующих основы политической, экономической, социальной, духовной систем формы правления, политико-территориальное устройство государства, организацию полномочия и порядок деятельности органов гоударственной власти, органов местного самоуправления и управления, порядок организации и проведения выборов и референдумов, отношения гражданства и порядок реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

 

Система конституционного права зарубежных стран. Понятие и основные элементы.

Под системой КП понимается объединение конституционно-правовых норм в конституционно-правовые институты различных государств в определенной последовательности, благодаря которой происходит комплексное регулирование общественных отношений.

Наиболее крупные правовые образования в системе конституционного права – общая и особенная часть.

Общая часть КП складывается из конституционно-правовых институтов, которые изучаются на основе выявления общих моделей и закономерностей развития конституционных учреждений в глобальном масштабе или в группе отдельно взятых государств. Изучаются модели современных конституций зарубежных стран, порядок из принятия, изменения, реализации, осуществления конституционного контроля. 2 вид – модели конституционно-правового регулирования политических партий, общественных объединений, религиозных организаций. Современные формы правления, их общие черты, особенности, разновидности. Формы политико-территориального устройства, государственного режима в современных странах.

Особенная часть складывается из конституционно-правовыз институтов отдельно взятой страны, а также группы государств. Состоит из основ конституционного права Великобритании, США, Франции, Италии и Японии. Из основ государства и права Германии, Китайской Народной Республики и по моему выбору еще 2 государств.

Конституционно-правовые отношения. Понятия, виды, субъекты.

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, содержанием которых выступают юридические связи в форме взаимных прав и обязанностей между различными субъектами конституционного права.

Способы возникновения конституционно-правовых отношений:

 

1. Конституционно-правовые отношения возникают после принятия и вступления в силу новой конституции страны, новых законов или иных актов или после приянтия поправок, дополнений и изменений к ней. Данный способ возникновения конституционно-правовых отношений характерен для группы государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Без принятия поправок к конституции или закону отношения в сфере конституционного права возникнуть не могут.

2. Сначала возникают фактические отношения между органами государств, которые постепенно превращаются в обычаи или традиции, то есть приобретают характер нормативного повторения. Парламент страны вправе легализовать реально сложившиеся отношения и придать ей силу конституционной или законодательной норм.

Виды конституционно-правовых отношений зарубежных стран:

1. Традиционные виды кп-отношений – это материальные и процессуальные.

2. Общерегулятивные и правоохранительные.

3. Конкретные.

4. Правовые состояния.

5. Отношения общего характера.

Есть кп-отношения, которые зарактеризуют специфику различных государств.

1. Отношения, возникающие между гражданами и органами государства по поводу формирования и ответственности органов государства и органов местного самоуправления. Данные отношения носят публично-правовой, императивно-диспозитивный характер. В результате реализации таких отношений могут досрочно прекращаться полномочия органов государства или применяться меры констуционно-правовой ответственности. Например, институт импичмента главы государства.

2. Отношения, возникающие в федеративных государствах межу федеральными и региональными органами государственной властипо вопросу разграничения полномочий и ответственности. Аналог данных отношений в унитарных государствах – отношения между центральными органами государственной власти и органами местного самоуправления в автономиях или регионах государства. Пример – современная Италия.

3. Конституционно-правовые отношения, возникающие между органами государства, действующие на одном территориальном уровне. Это отношения, которые возникают между главой государства, парламентом и правительством в сфере реализации законотворческих, кадровых или контрольных полномочий. Такие отношения носят горизонтальный, а не вертикальный характер. Возникают между органами государства, которые не находятся в иерархической соподчиненности.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые институты. Понятие и виды. Система конституционного права

Понятие

Конституционно-правовой институт – система однородных норм конституционного права, которыми регулируются сходные общественные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, основ правового положения личности, федеративного устройства страны, организации проведения выборов и референдума, а также организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Конституционно-правовые институты, как правило, имеют связь с однородными нормами в других отраслях права. Поэтому многие институты в конституционном праве являются комплексными. Например, институт гражданства, депутатов государственной думы и членов совета федерации. Нормы также и административного, трудового, уголовно-процессуального права и права социального обеспечения.

2. Конституционно-правовые институты, как правило, состоят из норм, обладающих различной юридической силой, включая нормы конституции.

3. В конституционно-правовом институте присутствуют элементы различных видов юридической ответственности наряду с мерами конституционно-правовой ответственности.

Структура и содержание института гражданства

Конституционно-правовой институт, как правило, складывается из норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

1. Нормы конституции, принципы российского гражданства.

2. Нормы федерального закона 2002 года «О гражданстве РФ», в которых закрепляются основание и порядок приобретения и прекращения гражданства. Международный договор может установить условия и порядок приобретения двойного гражданства, установить специальные требования упрощенного приобретения гражданства РФ или сократить срок проживания или рассмотрения документов по вопросам гражданства. Например, договор между РФ, Киргизией, Казахстаном.

3. Нормы положения утвержденного указа президента «О порядке рассмотрения вопросов гражданства». В нем закрепляются виды документов, сроки их рассмотрения органами государства, ведающими вопросами гражданства.

4. Нормы инструкций и административных регламентов.

1 и 2 – слой конституционного права. 3 и 4 – административного.

Виды конституционно-правовых институтов:

1. Институты общей части конституционного права. Институт конституции РФ. Институт основ конституционного строя. Этот институт устанавливает конституционные принципы организации деятельности государства, его органов, а также гражданского общества, местного самоуправления. Некоторые авторы к институтам общей части относят основы правового положения личности и правовые основы российского федерализма.

2. Институты особенной части конституционного права. Институт основ правового положения личности. Институт федеративного устройства страны. Институт избирательного права и процесса. Референдумное право. Институт системы органов государственной власти. Институт конституционных основ местного самоуправления.

3. Другие виды конституционно-правовых иснтитутов. Почитать в литературе. Кутафин «Предмет конституционного права». Богданова «Система науки конституционного права».

Конституционно-правовые отношения. Понятие и виды.

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами права, формами их взаимных прав и обязанностей. Имеют двойственную природу и одновременно выступают как правовые и политические отношения. Правовой характер эти отношения приобретают в силу установления нормами конституционного законодательства прав, обязанностей или полномочий субъектов конституционного права. Политический характер конституционно-правовых отношений проявляется в сфере организации деятельности органов государственной власти, их формирования через выборы или сходные институты. Сердцевиной политических отношений в конституционном праве являются власть и отношения, возникающие по поводу организации деятельности.

Виды конституционно-правовых отношений. Классификация конституционно-правовых отношений производна от классификации конституционно-правовых норм.

1. Конституционно-правовые отношения подразделяются на 2 вида по содержанию регулирования общественных отношений: 1) властеотношения, урегулированные нормами конституционного права; 2) отношения, связанные с непосредственной реализацией прав, свобод граждан или исполнения ими обязанностей.

2. По сроку действия конституционно правовые отношения подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – правовые состояния. Законом не устанавливается определенный срок реализации прав, свобод, обязанностей. Временные возникают на основе норм, которыми предусмотрен срок реализации прав, свобод или обязанностей или установлены начальная и конечная стадия возникновения и прекращения правоотношений. Временный характер имеют избирательные правоотоношения. Избирательные правоотношения начинаются с издания акта о назначении выборов

 

В науке конституционного права предлагается дифференцировать отношения конституционно-правовых субъектов на 2 большие группы: 1) индивидуальные субъекты; 2) коллективные субъекты / публично-правовые образования / юридические лица публичного права.

К индивидуальным субъектам относятся:

1) Граждане государств, которые постоянно или преимущественно проживают на территории своего государства; в случаях, предусмотренных законодательством, граждане могут вступать в конституционно-правовые отношения, проживая или пребывая на территории другого государства;

2) Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории другого государства; в странах ЕС наличие гражданства государства-участника союза гарантирует лицу пользование конституционными правами на территории другого государства-участника союза; участие в выборах органов местного самоуправления. Лица без гражданства, как правило, обладают тем же объемом прав, что и иностранные граждане в стране проживания, за исключением государств-членов ЕС.

3) Индивидуальные субъекты: главы государств, президенты, главы правительств, отдельные министры, губернаторы или главы муниципалитетов, мэры городов. Обладают публично властными полномочиями и вправе издавать или нормативно-правовые акты, или правоприменительные акты. Особый порядок привлечения к ответственности. Специальные социальные гарантии деятельности.

4) Беженцы, а ткаже лица, получившие политическое убежище. Каждое государство вправе самостоятельно принимать условия политического убежища, а также круг лиц, которые имеют на это право.

К коллективным субъектам относятся органы государственной власти, местного самоуправления, политические партии, иные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, различные территориальные образования, само государство, субъекты федеративного государства, территориальные коллективы, коммуны, общины, местные сообщества, различные социальные общности, избирательный корпус, национальные меньшинства, представители коренных народов. Устанавливаются декларации ООН о правах коренных народов.

 

Источники К П З С

Писанные конституции кодифицированного или некодифицированного характера. Они выступают как основа конституционного законодательства, положения которой используются для оценки принимаемых законов и подзаконных актов. Идея писанной конституции принадлежит отцам-основателям США, а 1 общенациональная конституция – 1787 году. В государствах с неписанной или смешанной конституцией отсутствуют правовой акт с особой юридической силой.

Конституционные законы. В конституционном праве различных государств используются три подхода к пониманию конституционного закона.

Первый подход – в тез странах, где отсутствует кодифицированная….. Под конституционным законном понимаются акты парламента, которыми регулируются вопросы конституционного характера, которые составляют источники некодифицированной конституции. ….. имеющих статус конституционных законов, относится конституционный акт 1782 года и акт о Британской Северной Америке 1867 года.

2 подход. В большинстве государств, где есть кодифицированные конституции, конституционным признается закон, вносящий изменения или поправки в действующую конституцию.

3 подход существует в странах, которые имеют смешанную или комбинированную конституцию со значительным числом неписанных элементвов. В таких странах конституционный закон – обычный акт парламента, который регулирует вопросы конституционного характера. Такой закон по юридической силе и отличается от других актов парламента. Отличие только по предмету регулирования.

Следующий вид источников – органические законы. В современном мире сформировалось 2 понимания органических законов: 1) в американской конституционной мысли (в США под органическими законами понимаются правовые акты, оформившие борьбу американских колоний за свою независимость и принятые до 1787 года. Это декларация независимости США, например. Все эти акты оформленный как том 1 свода законов США; 2) в европейских странах после 2 мировой войны сформировалось иное понимание органических законов. В этом роль Франции и Испании. Конституция Франции 1958 года предусмотрела органические законы как акты парламента, обладающие большей юридической силой, чем обычные законы, которые принимаются в развитии конституционных положений по вопросам, предусмотренным конституцией.

Обычные парламентские законы. Понятие парламентского закона впервые сложилось в Великобритании и получило современное оформление в конце XVIII столетия после славной революции. Парламентский закон – нормативно-правовой акт, принятый отдельными палатами парламента, как правило, абсолютным большинством голосов и санкционированный главой государства. В современных государствах парламентский закон – нормативно-правовой акт, принятый абсолютным или квалифицированным большинством в обеих палатах парламента и подписанный главой государства, которым может быть президент или монарх. В современных конституциях есть несколько моделей санкционирования главой государства закона, принятого парламентом: британская (глава государства имеет право абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом

 

Теория демократии и ее применение в современном мире.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Анализ поправок в конституции США, принятых после 1789 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.