Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ поправок в конституции США, принятых после 1789 года

Темы: проект современной конституции. Порядок подготовки, принятие, юридическая сила, почему этот проект не был введен в действие.

Принести Конституцию США, Франции, Японии 47, Испании, Италии

Французская модель санкционирования парламентского закона. Глава государства – президент – обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых парламентом. Но это право считается слабым, так как парламент обычным большинством голосов вправе преодолеть вето президента.

Немецкая/германская модель санкционирования главой государства. Федеральный президент Германии обязан подписать федеральный закон, принятый бундестагом и бундесратом в соответствии с процедурой, установленной основным законом ФРГ. У президента нет политического права принимать вето в отношении закона, одобренного парламентом страны. Но если президент видит несоблюдение процедуры принятия федерального закона, то президент может вернуть закон на доработку.

Американская модель санкционирования главы государства законом. В США президент обладает двумя видами вето: отлагательным и карманным. Отлагательное: президент вправе вернуть в палаты конгресса законопроект, с которым он не согласен, не подписав его в течение 10 дней. Палаты конгресса вправе 2/3 голосов преодолеть вето президента в установленный конституцией срок, когда парламент находится на сессии. Карманное вето – это вето, которое президент применяет по умолчанию, не подписывая законопроект в течение 10 дней при условии, что срок от момента принятия закона обеими палатами парламента и до окончания сессии менее 10 дней. Эта модель наиболее адекватная для республиканского строя в условиях президентского правления.

Следующий вид источников – парламентские прецеденты, регламенты и иные акты палат парлмента.

Регламенты палат парламента – акты нормативного характера, которыми устанавливаются парламентские процедуры, внутренняя организация деятельности парламента, определяется участие парламентариев в работе комитетов, комиссий и других органов палат. В странах общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и дрю страны под их влиянием) сформировалось право парламента на организационную автономию от иных органов власти. Эта автономия предполагает, что основной закон страны, когда он имеется, вправе применить требования к основным элементам статуса парламентария, порядок формирования палат парламента и основы их взаимоотношений в законодательном процессе при принятии бюджета и осуществлении контрольных полномочий. Все иные вопросы организации деятельности палат сами палаты решают самостоятельно, включая определение числа комитетов, комиссий, порядок формирования и ряд других вопросов. В странах социалистической ориентации, которых существовал социалистический тип конституции и признавалось верховенство советов, представительные учерждения организовывали свою деятельность в соответствии с нормами общенациональных законов или регламентов, которые обладали юридической силой закона. Парламентские прецеденты и различия – неписанные правила поведения депутатов при осуществлении парламентских процедур сложившиеся в результате практики применения конституционных норм и норм регламентов.

Акты делегированного законодательства. Это НПА главы государства или правительства или правительства, которые обладают временной силой закона и принимаются по вопросам, находящимся в ведении парламента по специальному полномочию Парламента. В обычных странах по несколько моделей делегированного законодательства: 1) американская. Конституция США изначально не предусматривала право президента на издание нормативных актов по вопросам ведения парламентов. 19-20 века – парламент принимл законы, деоегировавшие президенту право на издание актов делегированного законодательства. Акт о реорганизации. Принимается президентом в случае создания, реформированияЮ упразднения каких-либо подразделений исполнительного управления президента. Важное значение – создание новых департаментов. Каждый акт о реорганизации вносится в конгресс, для его утверждения надо абсолютное большинство голосов членов конгресса. У палат конгресса есть законодательное вето в отношении актов о реорганизации. 2. Проект бюджета страны. Парламент делегировал президенту готовить проект бюджета и вносить в парламент для обсуждения. Праламент рассматривает, корректирует, принимает. Президент должен выступить по бюджету.

Французская модель делегированного законодательства. Конституция Франции 58 года приосмотрела полномочия президента на создание ордонансов по вопросам, находящимся в ведении парламента. Условия делегирования полномочий: издается парламентский закон, в котором указываются приницпы законодательного регулирования, срок, в течение которого ордонанс должен был быть внесен в парламень. Ордонанс создается по вопросам, предусмотренным актом парламента. После внесения ордонанса в парламент (не больше 2 мес. После издания) законодательный орган рассматривает его, вправе утвердить или отклонить.

НПА глав государств и правительства подзаконного характера. Главы государств принимают указы, декреты, ордонансы. Правительство – постановления, ордонансы, декреты. Подзаконный характер таких актов означает, что они принимаются на основе его исполнения и не должны им противоречить. Во Франции изобретен институт конституционного контроля за актами органов исполнительной власти. Сейчас эту функцию выполняет государственный совет, который вправе признавать неконституционными акты президента, правительства, премьер-министра.

Акты органов конституционного контроля и надзора. К ним относятся решения конституционных судов. Польша, Болгария, Италия. Решения конституционных советов. Решения верховных судов США, Японии, Индии, высших судов (Канада, Австралия). Источниками конституционного права издаются решения органов конституционного контроля и надзора в случаях, если в них содержится оценка конституционности НПА, дается толкование конституции, разрешаются дела по спорам о компетенции.

Конституционно-правовые обычаи и соглашения. Этот вид источников характерен для стран общего права. Появился в Великобритании. Распространился в США, Канаде… Относится к обычному конституционному праву. Под ними понимаются правила поведения должностных лиц и государственных органов, которые не зафиксированы в НПА, но в течение длительного времени применяются как обязательные с молчаливого санкционирования государства. Стали формироваться с конца 17 века и формируются до сих пор. В Великобритании обычаи и соглашения регулируют подбор министров членов кабинета, это порядок политической ответственности кабинета перед парментом и отдельных министров перед, порядок роспуска парламента, созыва его на сессии, участие монарха в законодательно мпроцессе, порядок подбора и назначения на должность премьер-министра.

Европейская модель

1. Понятие и виды конституционного контроля в современном мире

2. Формы конституционного контроля, их особенности в различных странах

3. Американская децентрализованная модель конституционного контроля, ее происхождение и особенности распространения в современном мире (опыт США, Канады, Австралии, Индии, Японии)

4. Европейская модель конституционного контроля, ее происхождение, особенности и распространение в современном мире

5. Организация конституционного контроля ФРГ, Франции, Италии, Испании и Польши

6. Последствия признания актов неконституционными, особенности исполнения решения судов в рамках американской и европейской модели конституционного контроля

7. Особенности Швейцарской модели организации конституционного контроля в соответствии с конституцией Швейцарской Конфедерацией 1999 года.

Литература:

Конституционный контроль в зарубежных странах. Под ред. Маклакова и Страшуна. «Норма». 2007 год.

Клишас. «Конституционный контроль и конституционное правосудие в зарубежных странах». «Международные отношения». 2007.

«Конституционное правосудие в посткоммунистических государствах». Сборник докладов. «Институт права и публичной политики», Москва.

Исполнение решений конституционных судов». Москва, «Институт права и публичной политики». Сборник докладов.

Работы под ред. Старшуна в 4 томах.

Конституции

 

 

Смешанные конституции – конституции, состоящие из писаных и неписаных источников, которые включают акты парламента, конституционные обычаи и соглашения, судебные прецеденты и доктринальные источники. Впервые конституция с наличием писаных и неписаных источников появилась в Англии с конца XVII. Во второй половине XVIII века – термин «смешанная конституция» из-за значительного. К писаным источникам британской конституции относят статутное право и совокупность различных актов парламента, которые устанавливают порядок престолонаследия, состав палаты лордов, порядок выборов в нижнюю палату парламента, порядок организации местного самоуправления. К числу источников бриатнской конституции можно отнести положения уставов либералистской и консервативной партий. В смешанной конституции наибольшей юридической силой обладают акты парламента. Такими актами может быть изменена любая часть британской конституции, а также оформлены существующие обычаи и соглашения.

Неписаные конституции. В период с конца XVIII века по середину XX века термин «неписаная конституция» применялся в Новой Зеландии. Исторически неписаные конституции существовали в Древней Греции и Древнем Риме.

 

 

По порядку принятия конституции бывают:

1. Октроированные. Могут пожалованы быть главой государства своему народу либо в исторических условиях консервативной революции, либо вследствие реставрации монархического государственного строя. Получили распространение в странах восточной европы азии: россия, япония, ряд других государств. После второй мировой войны в странах арабского востока тоже стал преобладать тот же тип конституции: саудовская аравия, оаэ, непал, иордания. Октроированные конституции могут носить временный характер в государствах, которые переходят от авторитарных политических режимов к демократии.

2. Договорные конституции – принятые в результате политического соглашения между парламентом страны и главой государства. Такие конституции вырабатыватся в недрах дворцового окружения или администрации президента, затем выносятся для обсуждения парламентом страны. 1 исторический документ догооврного характера – Билль о правах 1689 года. Договорные были и в европейских странах во второй половине XIX столетия. Пруссия, Основной закон Австро-Венгерской Империи 1867.

3. Народные – конституции, которые приняты одним из 3 способов: 1) на референдуме; 2) учредительные собрания; 3) парламент установил учредительные полномочия. Принимаются с обязательным участием учредительного собрания или парламента страны.

4. …

Жесткие конституции появились с конйа XVII века. Получили широкое распространение во всем мире. 1 группа – государства, в которых конституция устанавливает незначительные затрудненеия в принятии поправок.

 

Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах

Понятие и предназначение конституционного контроля и надзора

Конституционный контроль и конституционный надзор применяется в различных правовых системах, поэтому конституции современных государств, как правило, не содержат понятие конституционного контроля и надзора. Существуют научные, доктринальные подходы.

В европейских странах ученые выработали понятие конституционного контроля как судебной деятельности, направленной на поддержание высшей юридической силы конституции и признания недействительными противоречащих ей актов с целью обеспечения стабильности механизма государственной власти, основных прав и свобод человека и гражданина. Конституционный контроль может осуществляться различными органами государства, президентом страны, парламентом, судами общей юрисдикции, специализированными органами конституционного правосудия.

После 2 мировой войны в европейских странах получила распространение модель судебного конституционного контроля, которая осуществляется или конституционными судами, или конституционными трибуналами. Участие иных органов в осуществлении контситуционного контроля призвано вовлекать в оценку проектов актов и договоров, экспертов и специалистов от органов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный контроль предполагает, что юридическая оценка правового акта оформляется в виде судебного решения, в котором указывается на недействительность юридической силы акта или отдельного положения.

Конституционный надзор впервые появился в американской правовой науке, и данным термином стали обозначать полномочия судов общей юрисдикции, ставить вопрос и признавать неконституционными правовые акты, применяемые в ходе рассмотрения конкретного дела.

Надзор за конституционностью правовых актов предполагает право судов указывать в своем решении, какие положения акта противоречат конституции. Однако такое указание не влечет формальной юридической отмены актов. Распространяется на круг лиц участников судебного разбирательства и может не иметь характера общего правила. Конституционный контроль и надзор, предназначенный для нулефикации правовых актов, признанных неконституционными и устранение их из правовой системы. Конституционный надзор призван поддерживать баланс разделенных полномочий между различными органами государства. Конституционный контроль и надзор обеспечивают защиту основных прав и свобод гражданина от их неправомерного ограничения или нарушения со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Обеспечивает гармоничное развитие правовой системы страны, устраняет противоречия между нормами конституции и отраслевого законодательства. Предполагает право различных государственных органов выявлять нарушения установленных конституцией полномочий или компетенции.

 

Основные теории конституционного контроля и надзора

Органическая теория. Конституция является актом учредительной власти, поэтому правовые акты, издаваемые органами государства, которых учредила конституция, не должны противоречить акту учредительной власти. Конституционные суды должны иметь право проверять на соответствие конституции все действующие в стране НПА и договоры.

Институциональная теория. Конституция устанавливает разграничение предметоведения и полномочий между органами государственной власти, действующими на различных территориальных уровнях. В силу этого конституционный контроль призван обеспечивать соблюдение органами государства положений конституции о правотворческих полномочиях. Через рассмотрение дел по спорам о компетенции между различными органами государства.

Теория общественного договора/естественно-правовая. Конституция устанавливает перечень основных прав человека и гражданина, а также гарантий их реализации. Поэтому конституционный контроль призван следить за тем, чтобы органы законодательной власти и также иные суды не нарушали основные права и свободы человека, а также не устанавливали неконституционные ограничения.

Основные системы конституционного контроля и надзора

Американская децентрализованная система конституционного надзора

Исторические условия появления этой системы.

Северо-американские колонии в ходе борьбы за незафисимость от Великобритании создали собственную судебную систему, и прецедентное право, которое длительное время основывалось на английских принципах правосудия. Американские суды унаследовали от британских право создавать обязательные прецеденты в ходе применения законов и иных правовых актов. В США за судами признавалось право оценивать оспариваемые правовые акты на соответствие актам более высокой юридической силы. Отцы-основатели американской конституции предполагали, что участие судов в оценке правовых актов на соответстие конституции формируются постепенно в ходе судебной практики и развития американского государства. В США впервые появилась писаная конституция и доктрина конституционализма. Впервые судебный конституционный надзор в США возник как результат судебного прецедента созданного верховным судом США в деле Мер… против Мэдиса.

Общие черты американской системы конституционного надзора.

1. Конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции на федеральном уровне и уровне штатов. Федеральные суды – окружные, апелляционные, верховный суд США – вправе оценивать конституционность различных правовых актов с точки зрения федеральной конституции. Суды штатов, возглавляемые верховными судамиЮ вправе оценивать различные правовые акты штатов на соответствие конституции штатам.

2. Любой СОЮ вправе поставить вопрос о конституционности применяемого правового акта и разрешить этот вопрос в ходе рассмотрения гражданского, уголовного, административного дела.

3. Верховный суд США, как высшая апелляционная инстанция, вправе пересмотреть решение, вынесенное федеральным апелляционным судом, если за принятие дела к рассмотрению проголосуют не менее 4 судей верховного суда.

4. В американской системе применяется только конкретная форма конституционного надзора, которая предполагает, что инициатором постановки вопроса о конституционности акта может выступать гражданин, юридическое лицо или суд, рассматривающий дело. Отстутствуют специальные правила осуществления конституционного судопроизводства. Такое судопроизводство осуществляется попутно входе рассмотрения гражданских, уголовных или административных дел.

5. Конституционный надзор в Сша отличается универсальностью своих объектов. Конститция США не перечилсяет правовые акты, которые могут быть предметом оценки в СОЮ на соответствие конституции. Перечень таких актов устанавливается в различных судебных прецедентах, доктрина руководствуется принципом, пока судом не установлено иное, любой правовой акт любого органа госдуарства может быть призанным противоречащим конституции. В США судебными прецедентами были установлены акты, которые относятся к вопросам политического характера. Доктрина политических вопросов не допускает оценку конституционности актов президента, которыми наначаются должностные лица федеральной исполнительной власти, дипломаты, иные посланники, другие государства. К числу политических вопросов относятся акты конгресса, устанавливающие срок ратификации поправок действующей конституции.

6. Американская система конституционного надзора предполагает право судов оценивать правоприменительные акты, изданные на основе законов и иных НПА, признанных неконституционными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет, система, источники конституционного права зарубежных стран | Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. и др. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.