Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. и др. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей

Сегодня будем смотреть фильм про подростков с умственной отсталостью в питере, и про различные способы их жизни.

Следующая тема.

Трудности обучения.

МКБ 10. ВОЗ. Рубрика F. Психические нарушения развития. F71 – нарушение школьных навыков. Дальше определение.

Инклюзивное обучение. В Москве сейчас 90 садов и школ перешли на эту систему, когда есть и сложные дети и дети здоровые.

Мнение Ахутино: сейчас в любом месте есть трудные дети, но теперь школы не заинтересованы от них избавляться. Поэтому, называется класс инклюзивным или нет – нам есть проблемные дети. А учителя не подготовлены. Среди них в основном дети с трудностями обучения. А педогогов с ними работать не учат.

Если есть спец классы – то значит надо готовить педагогов о том, как с ним работать. Ставится вопрос о том, что нужны тьютеры. Рельно в школах тьютереов мы практически не найдем.

Но с одной стороны сокращают штат.

С другой стороны родители хотят, чтобы класс был интеллектуально сильным.

Ум и доброта в сопоставлении.

Расстройства развития школьных навыков

Должны быть:

· Ранними, а не приобретенными

· Специфическими, а не вызванными особенностями …

· ….

· …

Трудности в диагностике.

· Трудно диффер от норм вар

· Среду учитывать

· Выяал леж в основе патологии пробл обраьртки когнитивной инa

· Учет динамики развития

· Оптимальная категоризация трудностей развития.

Диагностические критерии

· Клинически занчимая степень нарушения, которая встречается в менее чем 3% популяции детей школьного возраста

По американской – 5,6, 6,1, 6,4.

· Предшествующее нарушение развития

Дезлексия – на западе предполагают, что главным образом с наруш речи, но! Есть и другие проблемы.

· Сопутствующие нарушения (СДВГ)

· Реакция на терапию.

Каким образром детис проблемами чтения отправляются к квалифицированным учителям. Обучаются 0,5 -1 год – анализируется ответ на терапию.

В качестве диагноза – наблюдение за ходом развития.

Виды трудностей обучения

ДИСЛЕКСИЯ

o Фонологическая дислексия развития

1) Чтение псевдослов затруднено. Из 54 слов – 53 правильно,

Из псевдослов – только 30

Отсутствие использование регулярных павил чтения. Отсутствие эффекта регуляризации

2) Обилие морфологических ошибок

Одна часть читается правильно, а другая нет. Изменение деталей. Это проблемы с какой стратегией – аналитическая левополушарная стратегия.

Слабость переработки слуховой информации

· Поверхностная дизлексия развития.

1) Одинковое плохое чтение слов и псевдослов.

2) Слова исключиетельные читается по правилам, а не как должны

3) Из 78 – регулярн – 24, нерегулярных – 10

4) Много омонимов в английском (читаются одинаково) И происходин смешение омонимов

5) Обилие неологизмов

a. Зеркальные ошибки u->n

b. Фрагментарность – один звук три буквы – а дети делят.

Это правополушарная стратегия страдает

Develement Deep Dislexia

· Чтение псевдослов резко затруднено

· Обилие семантических ошибок

· Замены при чтении служебных слов: The - > and

· При чтение текста кол-во ошибок при чтении служебных слов и семантических ошибок возрастает, а зрительных падает.

Здесь плохо с левым полушарием. Как отличить семантические ошибки и замену служебных слов.

Можно отдельно изучать словари полушерий(правое – только образные, а служебных в нем нет). При этом семантическая организация словаря в ПП более грубая и диффузная.

Из этого следует, что мы можем понимать эту картину как компенсацию a ЛП – правой.

Коннективистская можель дисфункции системы.

Другие классификации

· Побуквенники и угадчики. У У – недостаток торможения. Т.е. Программирование и контроль.

Исследование стратегий чтения в нашей стране.

Материал для чтения

1. Частотные с регуляторным написание – кто, много этот

2. Частотные с нерегулярным написанием: что, ничего, его, учиться, считать

 

Нечастотныые слова – или данные объективных словарей или на объективную частотность.

Кто или желе – какое слово более частотно

3. Нечастотные с регулярным написанием: роса, желе, бюро, мыльница,щетка, разведчик

4. Нечастотные нерегулярные слова: тире, пюре, итого,лестница, извозчик, яичница.

       
… слабостью функции регулярн нерегулярн Ошибки регуляризации
Программирования 13,9 12,8 11.0 9,7 3,4 2,5
Переработки слуховой и кинестетич инф 14.0 13,7 12,6 (^) 10,1 (^) 1,2 3,2
Прерпаб зрит-простр (прав) 14.1 13.7 9,4 (!) 9,2 (!) 4,8 (!) 5,8 (!)

 

ДИСГРАФИЯ

Если на западе говорят дислексия, то и дисграфия, а у нас наоборот. Государство озабочено, чтобы все люди умели читать. Тестирование чтения на западе, а у нас тестирование письма.

Основные виды дисграфий, выделяемых с помощью нейропсихологического анализа.

В логопедической классификации не выдержанно правило одного основания.

· Регуляторная – при слабости a программирования и контроля

· Акутико-артикуляторная (форематическое) (правое)

· Зрительно-пространственная дисграфия.

1) Регуляторная дисграфия.

a. Механизмы ошибок

i. Упрощение программ (пропуски). Небо гобеет

ii. Инертное повторение частей программ (персевирация), небо уже уже голубеет

iii. поэлементное выполнение программ

Хороший подчерк – правое полушарие – хорошо. Второй болок заднего отдела левого – тоже. А программирование и контроль страдает.

Антиципация – рябята. Это тоже программирование и контроль.

Таблица Кобана. Пустые ячейки – фигурки и цвета.

 
Ф      
Ф      
Ф      

 

Регуляторная дисграфия

Виды ошибок:

1) Пропуски элементов букв, букв, слогов, слов

2) Инертное повторение и вставки

3) Контаминации всеще, наележит

4) Антиципация холхозные

5) Трудности языкового анализа

6) Орфографические ошибки при знании правил

Акустико-артикуляторная дисграфия

Механизм ошибок – трудности выьора среди близких единиц:

Слуховых, кинестетических (это второй блок)

Пример: опжора, доброда, Сорке (зорьке),

Виды ошибок:

1) Замена звуков близких по звучанию

2) Замена звуков близких по произношению

Т и П

· Согласный

· взрывной

· Глухой

· Переднеязычный| Губной

 

3) Замена букв близких по написанию

Зрительно-пристранственная дисграфия

Механизм ошибок

Слабость холестической стратегии переработки зрит простр, зрит, слухов информации.

Когда ребенок начианет не с целого, а с линии – у него более сильная холестическая стратегии. Пропорции.

· Сложности орентировки на листе и нахождения начала строки

· Трудности удержания строки

· Постоянные колебания наклона, ширины и высоты букв, …

Трудности актуализации графического/двигательного … буквы (замена на зрительно похожее или близки по написанию буквы), замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв

· Уст зерк при написании букв

· Трудн владения идеограммами, словарными словами

· Пропуск и змена гласный, в том числе ударных

· Тенденция к фонетическому письму

· Нарушение порядка букв в словах

· …

 

Лекция 2/2. 27.04.12

Специальная психология 4 пара лекций 4 мая мы вообще не приходим,потому что Ахутина уезжает читать лекции в Бразилию 11 мая проводят сотрудники кафедры и замещают занятия. ЗПР(задержка психического развития) Термин ЗПР возник в России В 1966 г М.С. Певзнер описала 4 формы временной задержки развития: 1)психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте 2)психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной сферы 3) пункт 2+ осложненные нейродинамическими нарушиями 4)пункт 2+ недоразвитие речевой функции Все это из-за медленного развития лобных структур К.С.Лебединская 1980 "Клиническая систематика ЗПР" 1 тип-преимущественная задержка эмоционально-волевой сферы(конституциональный инфантилизм, соматогенный,церебральный и психогенный) 2 тип- преимущественная задержка развития познавательной сферы 3 тип-смешанный,общая задержка(1+2) В школах встречается 2 тип Во 2типе выделяется несколько типов задержки: -с нейродинамическими нарушениями(инертность,ригидность, недостаточная переключаемость,истощаемость)-1 блок мозга - с негрубым нарушением ряда инструментальных корковых и подкорковых функций:слуховых, зрительных,оптико-пространственных,моторной и сенсорной речи, различных видов памяти,сенсомоторной координации,автоматизации движения-2 блок мозга(кроме автоматизации) -с незрелостью регуляции впф(недостаточность целенаправленности,инициативности,планирования и контроля)-3 блок мозга. Сборник "дети с ЗПР" 1984 В.П. Лубовский и Л.В.Кузнецова статья "психологические проблемы ЗПР" Оспаривают точку зрения Певзнер относительно недоразвития лобных долей,они говорят и про недоразвитие других познавательных функций,не связанных с лбом. Говорят,что дети готовы в игровой форме занять позицию школьника.Более высокая обучаемость детей с ЗПР по сравнению с УО. Зона актуального развития:УО(умственная отсталость) ~ ЗПР<норма Зона ближайшего развития: УО<ЗПР ~ норма Но... СДВГ МКБ -10 F 9 f90 and f 90.1 Нарушения активности и внимания,гиперкинетическое расстройство поведения Общая особенность СДВГ и трудностей обучения- парциальные отклонения в развитии ВПФ ведущие к школьной дезадаптации. Необходимость выявления сильных и слабых сторон впф ребенка для чего нужен нейрон синологический анализ Варианты синдрома: -сочетание дефицита внимания и гиперактивности -дефицит внимания без гиперактивности -гиперактивность без дефицита внимания(лурия))) Диагноз сдвг симптоматический,выделяются с помощью опросника Симптомы нарушения внимания: -не способен сосредоточиться на деталях -сложно поддерживать внимание на занятиях,в играх,если нет эмоциональной заинтересованности(может часами играть в комп) -создается впечатление что ребенок не слушает и не слышит обращенную к нему речь -не придерживается инструкций к работе и не завершает работу -испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий -избегает дел требующих длительного умственного напряжения -теряет вещи необходимые в школе и дома чаще чем другие дети -легко отвлекается -проявляет забывчивость в ежедневных делах. Если обнаружено 6 симптомов,наблюдаемых в течение 6 месяцев,то ставится диагноз врачом,таким образом отводя другие болезни с сдвг симптомы гиперактивности,импульсивности: -совершает бес покойные движения руками и ногами,ерзает на месте -встает со своего места в классе когда не следует -чрезмерно бегает и прыгает -обычно не может играть спокойно -целый день на ногах,носится как заведенный -избыточно говорлив -выпаливает ответы прежде чем выслушает вопросы -с трудом дожидается своей очереди -прерывает речь собеседника или вмешивается в разговор других Наличие 6 симптомов в течение 6 месяцев Разнообразие вариантов сдвг -отсутствие симптомов гиперактивности у 40% детей -снижение кровотока в префронтальной коре 65% детей -положительный эффект от приема метилфенидата(риталина, ме 27.04.12

Наказания: запрещено время или продлено время.

Принципы коррекции СДВГ.

1. Инструкции должны быть ясными.

2. Поощрения и наказания.

3. Реакции взрослого должны быть более частыми

4. Реакции взрослого должны быть значительными

5. Позитивное должно предшествовать негативному

6. Наказания: запрещено время или продлено время.

7. Предвосхищение. Детей надо готовить Через 5 минут начнется урок. Через 5 минут закончится.

Эрготерапия – ребенку или взрослому помогают вернуть бытовые навыки. Много мелочей, которые помогают наладить быт. И еще все время говорят про возвращение в общество, в котором он был.

Мотивация к занятию – буквы приятные на подушечках.

Нарушения речи

Две классификации:

1) Клинико-педагогическая

2) Психолого-педагогические (под руководством Розы Левиной)

Клиническая Психолого перд
Дислалия Фонетико-фонематическое надоразвитие
Алалия Общее недоразвитие речи 1-4 уровни
Ринолалия
Дизартрия
Заикание Заикание
Дисфония
Брадилалия/Тахилалия

 

Дислалия Фонетико-фонематическое надоразвитие

Нарушение звукопроизношения, которое может сочетаться с трудностями восприятия речи. Уздечка языка.

Основная форма – функциональная или центральная. Механизм не очень ясен. Речь идет о дифиците организации ортикуляции

Общее недоразвитие речи 1-4 уровни

Алалия – врожденная афазия. Три формы:

1) Моторная,

2) Сенсорная,

3) Сенсо-моторная алалия

Это премоторная область. Проблемы слоговой структуры слова. За счет проблемы серийной организации ортикуляции.

… Тут я все пропустила до логоневроза.

Логоневроз может сниматься сеансами гипноза. Сопряженная, соприженно-отраженная речь (это когда вместе с ребенком произносишь).

Дисфония

· Механическая

· Функциональная.

Брадилолия – быстрая или медленная речь.

 

Лекция 11.05.12. 2/2 1 лекции

Финилкетонурия

· Недостаточность фенилаланингидроксилазы. Не происходит превращения a в тирозин. Резко возрастает уровень a в крови и моче

· Встречаеость 1:6000 Большинство больных - голубоглазые блондины со специфическим запахом.

· При соблюдении диеты – все не так плохо

Синдром дауна

· Связан с трисомией по 21 хромосоме

· Частота – 1:600-800 новорожденных

· Сопровождается с кардиалогической, эндокринологической, офтальмологической и стоматологическими патологиями. Мышечная гипотония и нарушения праксиса. Плохо развита мелкая и крупная моторика.

· Понимание речи и ее экспресиивных компонентов.

Сравниваем с синдромом Уильямса

· Отмечаются левополушарные трудности и повышение жестикуляции.

Соматические и когнитивные улучшения поддаются лечению, что улучшает прогноз.

 

Ранее угосание, уже с 30 лет может развиваться болезнь альцгеймера.

Синдром Вильямса.

· Из 7 хромосомы выпадает 20 генов. Ответственные за эластин.

· Сердечная патология, проблемы с питанием – гиперкальцимия, нарушения зрения, костная, мышечная, аномалия слуха

· Помимо умственной отсталости – 70% отстает развитие двигательных навыков, это отставание остается во взрослом возрасте.

· Относительно сильные вербальные функции, и груые нарушения зрительно-пространственных a

 

Синдром хрупкой Х-хромосомы

· Распространенность на 1:6000

· Чаще у м, повышется в отсутствии фолиевой кислоты.

· Вербальный интеллект выше невербального.

· Дизморфия, умственная отсталость

· Клинические признаки более заметны после пубертата: ортопедические, кардиологические, снижение qr.

· Укрупненные черты лица, повышенная агрессивность

 

Каролинский проект

· Семьи, в котрой существует риск появления детей с умеренной умственной отсталостью, и низкий соц статус.

· Дети с 6-12 недельного возраста

· 7-17 часов в день по 5 дней в неделю, 50 недель

· Прогноз детей из контрольной и.. группы

· Чем раньше вмешательство – тем больше эффект

 

Группы

· Только дошкольный

o Поддержка по уходу

o Мат поддержка

o Эмоциональное благополучие

· Только младший школьный

o Сопровождающий

o Педагог – a консультанта

o Помощь по организации досуга

· И в том и в другом

· Контрольной

· Стоимость – ежегодно – 13 000 доллоров на каждого участника

· Возврат – 4 д на каждый вложенный

· Высокий долгосрочный эффект

· Резальтаты лучше у дошкольников.

Карточки: сначала показываем, что нарисовано, потом, что написано: дом, жук, кот, мяч. Просим разложить – но с небольшой подсказкой. Потом сам. Потом просто назвать.

Мама и папа. К фотографиям. Положить мама и папа. Потом разрезать по слогам. И показать. Показать, с какого конца читать.

Постарайся читать как я. Ма-ма и Па-па. Вместе с рукой проводить. Откуда читаем. И вместе.

Потом еще фотографию бабы.

Поезд с вагонами. У каждого – свой слог. Ма, Па, Ба, и т.д. И так пройтись.

Ба –бочка, Па-лец, Ма-шина, Да-ма.

По баночкам разложить. Картинки с предметами.

Маша, Лапа, лама, Даша, Юля, Каша, Жаба, Паша.

«Моет» это второй месяц занятий. Надо чтобы дети запоминали образы этих слов.

КА-ЛАЧ

ПАЧ-КА

СУМ-КА

Катер тянет баржу

Начинать с холестической стратегии, а потом переходить к аналитической. А потом попросить пересказать, что ребенок прочел.

Лекция 18.05.12

Письменная работа 5-7 вопросов.

207 – Лурьевский сборник.

Показатель сформированности речи у первоклассников. Звукопроизношение – зад пр,

Вывод: дети с зпр и онр в условиях специального школьного обучения не достигают по речи, так же как и по ряду невербальных a проказателей нормы.

Версии: - не можем компенсировать,

- индивидуальный подход пока отсутствует.

На примере коррекционной школы на ул. Архитектора Власова, у них у части детей приближаются к нормативным. Развитие есть вероятностный процесс. Чем более индивидуализирован будет подход, тем лучше будет компенсация у детей с дефектами.

Тема. Коррекционное обучение.

Группа специалистов США: Кнудсен, Хекман, Кэмерон, Шонкофф

Экономическая, нейробиологическая, психологическая перспективы построения …

Коррекция в основном для детей из зоны риска (низкий социальный статус). Преодоление последствий низкого соц-экономич статуса волнует общественность.

Эффективность этой помощи, проверка. С помощью контрольных групп. Большой кагорте школьников и дошкольников – помощь коррекционная. А другой – просто выплачивается родителям.

Сравниваем. Возврат в госбюджет. Дальнейшая судьба через 5-10-15-..-40 лет. Одни колледж, профессиональная работа – хорошая зарплата – хорошие налоги. Преступник – суд – тюрьма. Неблагополучные семьи у молодых.

Наибольший возврат средств для ранней помощи ребенку.

Через 2-3 года – может не быть прироста IQ, зато прирост по тестам школьных навыков. Это говорит о повышении мотивации к учебе. Некоторые другие программы – и айкью повышают.

Три подхода к коррекции.

В нашей стране распространено к детям с трудностями – два подхода:

1) Психомоторная коррекция. Идея – замещающий онтогенеза. Сименович А.В. Мы должны помочь пройти ребенку в лучшем варианте его раннее развитие. В одну реку нельзя войти дважды. Ползание, содружественные движения (руки, глаза), мы пользуемся другими механизмами.

И речевая регуляция действия. Это и развитие функций программирования и контроля.

· Не стоит писать, что развитие идет снизу вверх (да,есть немного), справа налево (там в реальности циклы (Тетчер)), сзади вперед (не совсем верно, первый блок с рождения начинается). Это ерунда.

В дошкольном возрасте методики психомоторного развития полезны, однако они должны сопровождаться когнитивной коррекции (особенно это важно в общении со школьниками).

Иногда товарищи, которые занимаются детьми могут забыть о конечной цели.

2) Когнитивная коррекция – развитие корковых функций. Успешно вместе с фармокологическим подходом и психомоторной коррекцией.

Три подхода:

1. Аналитические подходы

· Атака слабости – корректируем слабость (Рейтар), тренировка без путей преодоления проблемы. Это типично для наших учителей.

Ребенок неправильно пишет буквы, например Щ.

Принцип «повторение – мать учения»

· Коррекция с опорой на сильные сохранные звенья (Флинн, Симерницкая, Матюгин) Симерницкая – сокращенная схема нейропсихологического обследования. Зрительно-пространственны и слуховые реакции. Что сильнее, то и употребляем.

· Смешанный – Рорке (но он больше похож на поваренную книгу)

2. Интерактивный

Надо вовлечь ребенка в социальное взаимодействие со взрослым, а там уже ребенок сам найдет пути решения. Мотивация. Подход этот используется иногда, с 90х кажется.

3. Холистический подход. Он начался с реабилитации.

Целосность опыта здоровья и заболевания. В отличае от традиционного подхода болезнь и ее следствия могут быть представлена на трех уровнях

§ Структуры организма

§ Функции

§ Участие в повседневной деятельности

Структуры – тут мозги

Функции – Когнитивные, Эмоциональные, Физические

Деятельность – уход за собой, обучение, работа, быт

Общие задачи и требования Межличностное взаимодействия

Реально в современной реабелитации? Эрготерапия – есть. А остальные? – в определенных центрах.

Близко к холистическому:

· Динамическая оценка – была начата израильскими авторами – оценка интеллектуальных возможностей эмигрантов с востока в израиль. При проведении традиционных тестов – низкие данные. При введении в тест элементов обучения – более разнообразная картина. Публикация Выготского – опять открыли збр для себя (Цзуриель)

· Барбара Уилсон – обучение без ошибок - обучение больных с амнезией запоминать имена и необходимые данные с помощью особых методик.

Картинка – слово, отрицательное и положительное подкрепление.

Пробы и ошибки, подкрепления. – Не очень высокая эффективность работы.

Показывают фотогорафию – Ф.И. – и надо повторить. Больной не может запомнить. И тогда – дается подсказка – устная, или устная форма. Надо избегать ошибку. Потом подсказка сокращается по мере того, как больной запоминает имя. Проблемы повседневной жизни не решишь. Создание помощников больного. Специальная программа, которая в определенное время – «три часа, прими лекарство»

· Скефолдинг – распространен достаточно широко. Брунер. В основном с детьми. Построение лесов вокруг строющегося дома. Когда дом построен – леса снимают. Помощь по формированию навыка. Оказание помощи в збр ребенка и сокращение ее по мере освоения ребенком навыка.

· Элвисэкер – Чувствительность к контексту. Проблема переноса того, что происходит в коррекционных занятиях на школьные занятия. Приближение коррекционного подхода к школьному

· Люсия Брага – активно используется семья. Обычно детей с травмами кладут в больницу и с ними занимаются. ЛФК, речь и еще что-то. Стационируют ребенка вместе с членами семьи на 2 недели. Обследуют и разрабатывают программу реалибит мероприят на 2 мес. Слушают лекции, беседуют с врачами. Потом родителям показывают, как выполняются задания программы, их обучают реабелитации и нескольким реабелитационных упражнений. «месс их посещают специалисты клиники. Проводят проверку, на сколько эффективно идет реабелитация. Через 2 месяца – снова на неделю в центре с семьей. Новая программа.

Какого рода задания? Несколько функций одновременно.

Вытаивают кухонную стойку – правильно ли ребенок стоит. Это очень важно. Вторая часть – разбор чечевицы. – Мелкая моторика. И параллельно – речевые задания.

Особенности программы – «Орудия Ума» Бодрова, Леонг (по Выготскому)

1) Использование материальных опор. – делятся на пары – один «читает», другой слушает. Два значка. Одному – ухо, другому – рот. Этого оказывается достаточно, чтобы они так играли. «Чтение с приятелем».

2) Регуляция поведения других. На штырьки надеваются кольца, по количеству на штырьки.

3) Переход от внешних к внутренней речи для саморегуляции. Работа по подготовке к игре. Под 40 человек группа – 20 человек за одним круглым столом. Во что вы сегодня хотите играть. Предлогают и обсуждают игру. Дочки матери. Включаются и обсуждают, какие события могут произойти в ходе игры. Различные виды игрушек собраны ситуативны. Потом они составляют план игры. И во внешней речи и письменно. Пишет – черточки – сколько слов. А потом пишет – либо все слово, либо первый звук.

Построение программы фразы.

4) Использование внутренней речи и зрелые формы ролевой игры

Замеряли учителей, на сколько правильно они ведут занятие в соответствии с тем направлением, которое должно быть. При этом была проведена проверка эффективности.

Отель Таймент – точки. Сердечко справа/слева и кнопки соответственно. Если цветочек там, то на противоположную кнопку.

Самое сложное задание – третья серия – то цветочки, то сердце.

Соответствие – нет различия, кроме возрастного улучшения.

Тест с несоответствием- оу – 81%, оБГ – 69%

Смешанный ест – оу – 51%, оБГ – 28%.

Чем больше требования, тем больше разница м/у экспериментальной и контрольной группой.

5) Системный подход. Ахутина, Пылаева.

· Социогенез,

· Системное строение

· Динамическая орг

Предполагает развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого.

Как организуется взаимодействия ребенка и взрослого

· с учетом закономерностей процесса интереирризации

· Слабого звена a сист ребенка

· При эмоциональном вовлечении ребенка во взаимодействие

Включение мотивации позволяет включать более оптималькую эмоциональную… - лучше запоминается и переносится.

Обучение прямохождению. Вырабатывается в социальном взаимодействии ребенка и взрослого.

1) Только тогда, когда оно в збр ребенка.

2) Учет слабого звена – чтобы он не упал. Равновесие –слабое звено. Как помогает? Держит ребенка, мама убирает руки, а потом подхватывает. Интерактивная помощь в слабом звене.

3) Обычно впереди – взрослый – мотивация.

Учет закономерностей интериоризации.

1. Совместное взаимодействие - самостоятельное

2. Опосредованное внешними опорами - интериоризированное

3. Развернутое поэлементное действие - свернутое действие

Учет слабого звена ФС ребенка

Взролый берет на себя функции слабого звена ребенка и постепенно передает их ребенку. Для этого он выстраивает задания от простого к сложному относительно слабого звена и оказывает интерактивную помощь.

Эмоциональное вовлечение ребенка во взаимодействие

Если у ребенка трудности с обучением - эмоц сф – сильная сторона – на нее надо опираться.

Если эмоциональная сфера – слабая сторона – ее развитие, те включение ребенка в эмоциональное взаимодействие – должно стать первоочередной задачей коррекции.

Что отличает подход от других подходов с позиции Выготского.

Качественный анализ ЗБР

Какая помоь в каком компоненте dga ведет к лучшим результатам

Пособия Ахутиной. Школа внимания – 5-7 лет для развития Функций программирования и контроля. Школа умножения – для детей постарше.

Скоро школа – подготовка к школе.

Учимся видеть и называть.

Школа внимания. Материал методики – числовой ряд. 1,2,3,4,5 Этот материал важен для обучения. Не только узкопрактические задачи. Навыки должны быть востребованы позже, то без повторения они будут забыты.

Для детей предшкольного возраста – игра в школу – самое любимое занятие.

Числовой ряд удобен для ранжирования по сложности.

Методика состоит из 50 заданий и 5 циклов. (заданий тренировочных и 1 контрольное)

Пять циклов.

Сказки и бытовые домашние ситуации. Предварительная ориентировка в возможности ребенка использовать числовой ряд.

Давай вспомним сказку про ребку. Выкладывается последовательность. А сколько человек вот здесь тянет ребку? Просим из набора цифр выбрать цыфру один и подложить под картинку. Может ли ребенок соотнести название чисел с количестком.

Здесь напоминаем, кто пришел первым, а кто вторым. (Теремок),

Потом с телефоном – на знание городских детей пользованием лифтом. Работать над избирательным рядом: дети перед школой как правило владеют от 1 до 10. Многие и считают в обратном порядке. А если попросить от 2 до 8 – то делают ошибки. Или от 1, но потом не могут остановиться. А почему? Трудности с торможением автоматизированного ряда и действие по новому контролю. Эмоционально закрепить концы ряда и позволить реб правильно закрепить ряд.

Сколько в доме этажей? А представь себе, что ты живешь в этом доме. Сколько в этом доме этажей? (один посмотрит на цифру, а другой будет пересчитывать). Представь себе, что ты живешь в этом подъезде, на коком этаже? (привлекаем к нижним) Во что ты там играешь? Ты поиграл в машинки и решил поехать к своему другу. На коком этаже он живет? На 8-м (внимание на верх)? Ты входишь в лифт не коком этаже ты живешь? Входишь на 3, поднимаешься на 7. И считай вслух. Если не останавливается, то напоминаем. (На каком этаже?) Во что вы играете? И теперь решили пойти к подружке? Пешком или на лифте? С какого? На какой? Напоминаем, чтобы не прошел.

Помогать приходится не очень часто. В таком контексте – хорошо запоминают края ряда.

Телефоны – один хороший – потом с ошибкой.

Это числовой ряд в прямом порядке. Таблица Шульта – до 9. Как работа: мы с тобой будем играть в солдатики. Деревянные цифры – это мои солдаты. В домиках – по порядку. После этого, более красивые цифры – это твои – помогаем положить на столе не кверх ногами. Твои солдатики живут вот в этих домиках. Достаю лист с заданием – должен поместить от 1 до 9. При этом возможно 3 варианта:

Может взглятуть на мой ряд, а потом уже сам выкладывать – как закончит – проверил. Все. – это значит, что ребенок интериоризировал знание ряда от 1 до 9.

Второй – смотрит, 1,2, потом снова смотрит, потом пододвигает ближе к образцу, 3, 4. – ребенок еще не интреиоризировал – ему нужна внешняя программа, но хороший признак, что он может воспользоваься внешними опорами.

Третий – взлядывает, начинает класть – 1,2,3,4,5, тянется к 7. Показываем – ты уже 5 расселил, следующий какой должен быть, и опять смотрим, нужна ли еще помощь. Можем сказать, что ребенок еще не интерироризировал, нужно работать больше всего.

Это вводное действие.

Ночуют, встают, зарядка, потом на пост. Ты командир, развести по постам. Какой первый идет на пост? На кокой пост – на номер – 1. Бери солдата и отводи его на пост.

     
     
     

Может перепутать 4 и 7 – что подвело? Они похожи. Одновременно мы ведем онлайн диагностику. Если делает – мы на своем – как выглядит эта цифра. Разложил. 0 по сложности с т зр программирования и контроля.

Твои солдаты сторожат. Хорошо ли? С какого начнешь? Где он стоит? Продолжай!

Второе задание сложнее с точки зрения программирования и контроля – вот такой микроанализ заданий по сложности – это суть. Почему оно сложнее?

Показал 1, потом надо 2. И 2 – это из всоей внутренней программы натурального ряда.

Итак, хорошо стоят, время истекло – пора идти домой. Бери солдата и отводи домой.

Это задание по отношению к предыдущим – оно какое? Оно проще, потому что повторяет задание, а выбор сокращается, то есть оно менее сложное, чем предыдущее и более сложное, чем первое.

Зачем такое сложное – закрепить, чтобы кончил удачно, чтобы осталось в памяти, что он молодец. Еще потому что наши быстро утомляются.

2. Числовой ряд в прямом порядке.

Повторение одного и того же типа заданий для закрепления навыка. Повторение не повторяясь.

Внешнее задание- другое, но раскидано по другому. Как летела пчела?

Как поддерживать интерес детей в ходе занятия? Сильное средство – спортивные соревнования.

Мы меняем состав группы. Микрогруппа – 2 или 3 человека, каждый выбирает себе табличку. 1 делает, а другие следят, правильно ли он делает. И кроме того, мы фиксируем время выполнения задания. А можно я еще? Конечно, обязательно, в следующий раз!

Тот, кто сейчас был слабее – тот в паре с более слабым ребенком. Нам надо не только сформировать навык показа – но дать ребенку путь к реализации программы от внешней к внутренней.

Метакогонитивные – надо ребенку понять, что надо сделать.

Педагог. Буратино получил задание – и не знает, что делать. Подскажи, что надо делать. Надо показать таблицы в большом, так как в первом ряду. Надо сделать еще и красивой. Твоим любимым цветом. Мы начнем с цифры 1.

Как ты думаешь, что должен сделать? Такую же таблицу! По порядку!

Как думаешь, буратино нужна подсказка 1,2,3,4…? Нужна? Ну, давай селаем!

Давай объясним буратино? Где 1 должна быть. И мы даем ребенку эти цыфры (картонные)

Почему это лучше, чем спазу написать цыфры? Чтобы не было следв ошибки, да и не требует графического напряжения.

Правильно, он положил в нижний левый угол. Вербализуем зрительно-пространственны функции. Где же место для цифры два? Это справа посередине.

3.Количественный ряд.

Где нашли 1, 2, 3 гриба? Потом рисуем. Потом проводим ряд. Кодируем. Соответствие между кодом и фигурой кодирования. Нам нужно дать ребенку подспорье для выполнения такого задания. Мы даем прозрачное отношение между кодом и кодированием.

Сначала перенос кода, а потом в случайном порядке цыфры. В критическом моменте, когда нужно найти – напоминаем ребенку о следовании заданной программе.

4. Числовой ряд в заданном порядке.

Буратино опять не знает?

Пример контрольного задания. Они без увеселений.

5. Параллельные ряды.

Увеличивается объем необходимой рабочьей памяти.

Смотри, что тут надо сделать: 1 у обезьянки и 1 у зайчика, потом 22,…

Сначала 1 белая, потом 1 черная, показать. Это задание сложнее. Дети вначале здесь часто занимаются.

Объем программы – и следующую цыфру и ее цвет. И объем таблицы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ поправок в конституции США, принятых после 1789 года | Оператор with
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.