Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СПЭ. Теория и практика




08.02.13

Судебно - психологическая экспертиза.

Психология Психиатрия
Наука о закономерностях функционирования психики Отрасль медицины, исследующая профилактику и лечение психических расстройств
Занимается психикой, в основном, психически здоровых людей Занимается психикой, в основном, больных людей
Методы исследования: тесты, беседы, эксперимент, анализ продуктов деятельности Методы исследования: анамнез, ЭЭГ, Эхо-ЭГ, лабораторные анализы (кровь, моча, спинномозговая)
Методы помощи: психотерапия (индивид. и групповая Лекарства, физиотерапия.

Психология – наука о психике.

Проявление психики:
- психические процессы (познавательные),
- психические состояния (аффект, стресс).
- психические свойства личности (темперамент, характер).

В системе МЗСР РФ регуляция проведения СПЭ осуществляется следующими документами:

· Приказ МЗ РФ №401 от 12.08.03 – форма «Заключения комиссии экспертов»…

Кто проводит СПЭ? Медицинские психологи, работающие в суд - экспертных учреждениях МЗСР РФ, эксперты – психологи, работающие в суд – экспертных учреждениях Минюста РФ, психологи, не являющиеся сотрудниками государственных суд - экспертных учреждений.

!!!!Фото у Наташи (СПЭ в уголовном процессе).

Типовые вопросы СПЭ эмоциональных состояний:
- находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния (указать какого) в состоянии аффекта?
- находился ли подэкспертный в период в период совершения преступления в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психологическую Д?
- учитывая эмоциональное состояние подэкспертного в период совершения преступления, мог ли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
- учитывая эмоциональное состояние подэкспертного в период совершения инкриминируемого ему деяния, мог ли он в полной мере руководить своими действиями?

3 стадии аффекта. Анализ индивидуально-психологических особенностей личности и в развитии ситуации.
3 части в Э: вводная (профессионализм эксперта), основная (какие методы, результаты, описание исследования), выводы (ответы на вопросы).

Объекты исследования:
- человек (как носитель психического),
_ материалы дела (показания, протоколы, медицинская документация).

Способность правильно воспринимать информацию: познавательные процессы (восприятие) à память (сохранение \)àвоспроизведение (речь) – Э в отношении свидетелей или потерпевших. Обязательны все элементы для правильного оценивания способности.

Типовые вопросы СПЭ несовершеннолетних обвиняемых:

· Имеются ли у подэкспертного признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они выражаются?

· С какими причинами связано отставание подэкспертного в психическом развитии?

· Учитывая уровень психического развития, индивидуально- психологические особенности подэспертного и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

Объекты исследования: несовершеннолетний, не страдающий психическим расстройством; материалы дела, медиц. документация…

 

Типовые вопросы СПЭ по делам о сексуальном насилии (осознавал ли характер сексуальных действий и мог ли оказывать сопротивление):

· Имеются ли признаки отставания в психическом развитии?

· Имеются ли индивидуально – психологические особенности?

· Могла ли осознавать характер совершаемых действий?

· Могла ли оказать сопротивление?

· Имеются ли индивидуально – психологические особенности характерные для детей, переживших сексуальное насилие?

· Объекты исследования: потерпевший, материалы дела, данные о полученных повреждениях, данные о взаимоотношениях потерпевшего и обвиняемого, об особенностях криминальной ситуации.

 

Типовые вопросы СПЭ психологического воздействия для обвиняемых или потерпевших:

· Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?

· Имеются ли в материалах признаки психологического воздействия на подэкспертного со стороны следователя?

· Есть ли признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего?

· Оказали ли действия конкретного лица негативные воздействия на его психику?

Объекты исследования: человек, материалы дела, медицинская документация о потерпевшем.

 

Типовые вопросы СПЭ индивидуально – психологических особенностей:

· Индивидуально – психологические особенности

· Могли ли эти особенности оказать существенное влияние на его поведение

· Есть ли такие особенности, как враждебность, агрессивность, внушаемость

· Особенности, указывающие на закономерность или случайность его поведение.

Объекты: человек (подозреваемый, обвиняемый. потерпевший), материалы дела (+ воспитание).

МПЭ психологических мотивов:

· Могли ли ситуация повлиять на актуализацию определенных мотивационных линий подэкспертного и проявление его индивидуально – психологических особенностей.

Типовые вопросы посмертной СПЭ:

· Находился ли человек в психическом состоянии, располагавшем в самоубийству?

· Существует ли причинно – следственная связь между определенными действиями конкретного лица и возникновением и развитием психического состояния погибшего в период, предшествовавший самоубийству?

Объекты: материалы дела, предсмертные записки, дневники, рисунки.

Типовые вопросы МПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой:

· Особенности, повлиявшие на качество исполнения им профессиональных функций

· Эмоциональное состояние в юридически значимый период

· Соответствие психологические и психофизиологические особенности подэкспертного требованиям экстремальных условий функционирования или нервно – психическим перегрузкам при управлении современной техникой

· Способен ли подэкспертный предвидеть наступление опасных последствий своих действий или бездействия, принять правильное решение по предотвращению.

СПЭ в ГП:

· По делам о признании сделки недействительной – условия, в котором принималось решение, факторы, которые повлияли на формирование не адекватного представления о сделке, эмоциональное состояние в момент совершения сделки, угроза на процесс принятия решения, мог ли S в период свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации. Объекты: субъекты спорного правоотношения, материалы дела, сведения о природе сделки.

· По спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитании ребенк а – отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей, особенности воспитания, личности родителей, особенности воспитания, особенности психического развития ребенка. Объекты: материалы дела, ребенок, родители, внутрисемейные отношения.

· По делам о компенсации морального вред а – изменения психической Д после действий причинителя вреда, степень глубина, длительность изменений, причинно – следственная связь между состоянием потерпевшего и действиями причинителя вреда, есть индивидуально – психологически особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания. Объекты: личность потрепевшего, материалы дела.

· По делам о защите чести, достоинства и деловой репутаци и.

Комплексные Э с участием психолога:


- психолого - психиатрическая,
- психолого – лингвистическая,
- судебно – медико – психологическая,
- сексолого – психолого – психиатрическая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.